Этот год выдался для Дианы особенно насыщенным: в июне она объявила об уходе из труппы Американского театра балета, где проработала тринадцать лет, в сентябре открыла танцевальную студию Context Pro Балет. Современный танец. Йога в Санкт-Петербурге, а в ноябре – празднует пятилетие Международного фестиваля современной хореографии CONTEXT.Diana Vishneva. Львиная доля проектов фестиваля направлена на поиск и продвижение молодых талантов. В этом году двадцать российских хореографов примут участие в двухдневном воркшопе Mind and Movement Уэйна МакГрегора. Участники получат шанс выиграть грант на создание постановки у себя в городе и возможность набраться опыта в Studio Wayne McGregor в Лондоне. А один из финалистов конкурса хореографов CONTEXT по традиции пройдет стажировку в зарубежной танцевальной компании. То же самое направление получила и танцевальная студия Context Pro: ее основная миссия – предоставить начинающим специалистам площадку для экспериментов и репетиций. «Хореографов со своим языком появляется очень мало, это штучный товар, и так было всегда, – рассказывает Диана. – Из последних – это Марко Гекке, его хореографию я исполню на открытии фестиваля в Санкт-Петербурге. Я всегда нахожусь в определенном сотворчестве с хореографом, привношу свои акценты и нюансы, и благодаря опыту работы в разных жанрах могу что-то подсказать».

Дианой Вишневой «Головокружение», фото: Youn Sik Kim

За разговором о студии возникает вопрос, увидим ли мы Диану в качестве преподавателя – в новой студии или в театре – несмотря на плотный график артистки. «Я по максимуму планирую свою жизнь и действую поступательно и закономерно: сначала у меня в приоритете были свои проекты, потом фестиваль, теперь студия, – говорит она. – Недавно мне предложили преподавать в Санкт-Петербургской консерватории, и это было очень неожиданно – я поняла, что достигла такого уровня, когда тоже должна передать свой опыт, как в свое время это делали другие артисты». «Но преподавание бывает разное, – добавляет Диана, – в театре, в консерватории, в школе, урок или репетиция, с начинающими или с опытными – это все имеет значение. Сейчас мне интереснее работать с состоявшимися артистами. Иногда меня просят об этом в театре и, если у меня есть время, я никогда не отказываю, потому что считаю, что очень важно передавать опыт, как у нас говорят, “из ног в ноги”. Можно смотреть сколько угодно кассет с записями спектаклей тех или иных артистов, но, когда тебе объясняют танцевальный язык, это совсем другое дело».

В сентябре в рамках программы «Гала Этуалей» в Алматы Диана вместе с премьером Штутгартского государственного театра Фридеманом Фогелем исполнила две постановки: «Головокружение» Мауро Бигонзетти на музыку Шостаковича и па-де-де третьего акта из балета «Онегин» Джона Кранко. Кстати, именно «Онегин» стал последним спектаклем Дианы на сцене Американского театра балета этим летом. «В своей карьере я очень редко соглашаюсь участвовать в Гала, потому что для меня как для артистки очень важны полноценные спектакли, когда история рассказана от а до я, – говорит она. – Но это па-де-де само по себе рассказывает историю. Его редко разрешают танцевать на концертах, и мы были счастливы, что нам подарили такую возможность».

Дианой Вишневой Па-де-де третьего акта из балета «Онегин», хореография Джона Кранко

Публика воспринимала артистов на ура: казалось, что сама сцена, оркестр и даже зрительный зал стал декорацией к истории, рассказанной Дианой с помощью танца. Такие эмоции не могли остаться незамеченными: «Мы очень рады, что оправдали ожидания людей, и такое внимание, благодарность и гостеприимство – это очень приятно». «Но мне показалось, что в театре недостаточно большой зрительный зал, а сцена очень жесткая, – добавляет она, подумав. – Чтобы вырастить артиста, требуется очень много времени и усилий. И будет очень страшно и обидно, если артист из-за жесткого пола получит травму и не сможет больше танцевать. Колени, связки и суставы у нас одни, и я бы рекомендовала обратить на это внимание и сделать огромный подарок артистам театра, улучшив техническое оснашение здания».

Я задаю вопрос о моде, и Диана улыбается: «Да, я немного за этим слежу, у меня есть любимые бренды, но я не трачу много времени на изучение каждого сезона и показа», – говорит она. И рассказывает о дружбе с российским дизайнером Татьяной Парфеновой, которая в рамках сотрудничества с Дианой создала несколько коллекций одежды для балерин. «Мы давно дружим и ценим друг друга профессионально и просто по-человечески. Она – настоящий художник и невероятно мудрая женщина. Я очень рада, что в Петербурге у меня есть такой друг, ее работы дают ощущение образности и возможность увидеть и почувствовать себя совершенно по-другому». Несмотря на большую занятость в проектах и на сцене, Диане всегда удается хорошо выглядеть и находить время, чтобы следить за собой. «Так в чем же ваш секрет?» – спрашиваю я напоследок. «Это огромное упорство и трудолюбие – во всем. Это борьба с собой, это вера и любовь к своему делу. Даже удовольствие должно нести интеллектуальную, эмоциональную или восстанавливающую функцию. Я во всем придерживаюсь качества и уровня, очень бережно отношусь к своему времени и никогда не трачу его впустую».


Интервью: Жанна Мустафина.

Фото: Youn Sik Kim, Ирина Григорьева.

Поделиться: