×
Понравилась эта статья?
Больше интересного
в Facebook – подпишись!
Harper’s BAZAAR Kazakhstan
18+

Коронный номер: «Кармен» на сцене Astana Opera

Кармен

На прошлой неделе в столичном театре «Астана Опера» состоялась долгожданная премьера: поставили бессмертную «Кармен». Это любимое детище Жоржа Бизе, по верному предсказанию Чайковского, уже более века считается одной из самых популярных опер мира. Представьте себе, спектакль с треском провалился при жизни композитора, а в наши дни ни один театр не может назвать себя по-настоящему успешным, не имея в своем репертуаре эту «вольную пташку»Бизе.

Кармен в Казахстане ждали уже давно и с особым волнением. И не зря. Этот спектакль – несомненный триумф итальянского режиссера-постановщика Лоренцо Амато. Да, она не настолько насыщенна блестящими спецэффектами как его «Мадам Баттерфляй», но и не уступает ей в главном. Режиссеру удалось из привычной пестрой оперы сделать глубокий чувственный спектакль об обратной стороне любви – о ревности, ярости и непокорности.

Солистка Astana Opera – Заслуженный деятель Республики Казахстан, меццо-сопрано Дина Хамзина, которой выпала честь играть Кармен,  блестяще сыграла свою героиню. Голос Хамзиной был свободен и звонок, волосы черны, а ноги босы. Ее бархатистый нижний регистр мгновенно впечатлил слушателей. Необыкновенные драматические, порой даже яростные нотки без малейшего намека на вульгарность, зачастую приписываемой цыганке, звучали в исполнении Хамзиной более чем правдоподобно.

Кавалерами Кармен стали зарубежные звезды оперной сцены. Партию яркого Тореадора исполнил не менее яркий Народный артист Армении, роскошный баритон Барсег Туманян. Его образ был таким же мужественным и уверенным в себе, каким и хотел бы его видеть сам Бизе. Ни капли самодовольства и заносчивости, чем обычно грешат его коллеги по цеху, исполняющие эту же роль – его заинтересованность Кармен была изображена искренне и без фальши. Тандем Туманяна и Хамзиной был настолько гармоничен, гладок и правдоподобен, что в голове ни разу не возникла реплика Станиславского: «Не верю!»

Роль безумно и до смерти влюбленного Хозе досталась молодому солисту Башкирского государственного театра оперы и балета – звонкому тенору Артему Голубеву. На мой взгляд, партия Хозе психологически сложна, ведь в ней переплетаются разные грани его жизни: это и благородный сын, и жених из страны Басков, для которого честь – не пустое слово. Это и контрабандист, вынужденный красть и выживать; это и ослепленный любовью мужчина. А самое главное – потерянный человек, идущий на поводу у своих чувств.  В этом плане старания Голубева не прошли даром. В дуэтах с Кармен, завороженный чарами цыганки,  он был пылок и страстен. В сцене с Эскамильо он был опасен и страшен как волк, а в финале, раздираемый чувством ярости и в то же время, нездоровой любовью – безжалостен, даже по отношению к своей возлюбленной.  

Особого внимания заслуживает исполнительница партии Микаэлы – Заслуженный деятель Республики Казахстан Салтанат Ахметова. Ее свежее лирико-колоратурное сопрано и трогательный невинный облик идеально подошли для роли ласковой Микаэлы. Несмотря на то, что образ невесты Хозе был далеко не первостепенным, Салтанат Ахметова сумела наделить его  особенной значимостью. Каждым своим выходом на сцену солистка вызывала шквал аплодисментов. Ее исполнение было ангельски-чистым, хрустальным и, конечно, ярким, даже чересчур ярким для простой любящей девушки из деревни.

Симфонический оркестр вообще творил чудеса. Где это видано, чтобы так тонко и ювелирно играли дикую и неистовую музыку «Кармен»?  Некоторые фрагменты оперы очаровывали очень тонким, интимным исполнением оркестра. Особенно впечатлило прочтение всеми известной увертюры. Музыка, казалось бы столь пестрая и калейдоскопическая, прозвучала гладко, осознанно, каждый нюанс был продуман, а нота – прослушана. Дирижер театра «Астана Опера» Руслан Баймурзин, вставший за пульт на третий день премьеры, достойно представил уникальную интерпретацию маэстро Алана Бурибаева.

Женский хор, стоит отметить, заметно похорошел. Прекрасные хористки в костюмах жгучих цыганок не только красиво пели и играли, но и  прекрасно выглядели. С какой надменностью они расхаживали по сцене в первом действии в костюмах работниц табачной фабрики! С какой легкостью и задором они танцевали цыганские танцы во втором действии! Было очевидно, что роль свободолюбивых и обворожительных цыганок пришлась им по душе. И не только им.

Многие зрительницы на премьеру нарядились в жгуче-красные наряды в стиле Карменситы. Ибо эта роковая цыганка – олицетворение женской силы, красоты и свободы.   Ее образ свободен истинной женской свободой, о чем представительницы прекрасного пола могут только мечтать. Кредо Кармен, столь прозаичное и незатейливое «Я хочу быть свободной и делать то, что мне нравится», – это гимн свободе, игриво выщелкиваемый кастаньетами, торжественно ознаменовал собой очередную победу, которую завоевал театр «Астана Опера» в сердцах своих преданных слушателей.   


Автор: Лира Бекболатова для Harper’s BAZAAR Kazakhstan.

Закрыть через: