УКРОЩЕНИЕ МЕРКАНТИЛЬНОЙБалет «Манон» или душераздирающая история любви, рассказанная современным языком балета во всей своей роскоши предстала на подмостках театра «Астана Опера». Казахстанскому зрителю не впервой наблюдать за хореографией с легкими оттенками фрейдизма на сцене. Нет. И за это он должен благодарить товарища Б.Эйфмана. Будучи подготовленной и достаточно искушенной, публика приняла очередной балет «для взрослых» вполне адекватно и по существу.

Укрощение меркантильной 1

В его основе — история молодой дамы из романа А.Прево «История кавалера де Грие и Манон Леско», прошедшей путь от невинной девушки до осужденной преступницы. Этот литературный шедевр стал источником вдохновения для многих деятелей искусства. В далеком XIX веке, он изначально заинтересовал композитора Ж.Массне — так появилась популярнейшая опера «Манон Леско». Позже, век спустя, меркантильная особа попала в балет – любитель психологических сюжетных постановок Кеннет Макмиллан заставил танцевать не только Манон, но и ее воздыхателей под музыку того же Ж.Массне.

Укрощение меркантильной 2

Появлению этой жемчужины современного балета на казахской земле наш зритель обязан Заслуженному деятелю РК – Алтынай Асылмуратовой. С ее появлением популярность сценического искусства стремительно набирает свои обороты. Благодаря её ценнейшему опыту казахстанцы в прошлом году познакомились с «Собором Парижской Богоматери» Р.Пети,  а на этот раз – с легендарной «Манон» К.Макмиллана. Госпожа Асылмуратова, долгое время исполнявшая партию Манон на сцене королевского балета Ковент-Гардена, не понаслышке знакома с этой ролью. Работая над образом главной героини с самим Кеннетом Макмилланом и будучи осведомленной в тонкостях британского балета, ей удалось прекрасно подготовить казахстанскую балетную труппу к премьере.

Укрощение меркантильной 3

Сущим удовольствием было наблюдать за тем, как казахстанские исполнители Де Грие и Манон искусно плетут рисунок запутанных отношений. Чувствуется, что танцоры приложили уйму усилий и труда, чтобы психологически освоить свои партии. Особенно заметна прекрасная работа исполнительницы Манон, которой удалось плавно перевоплотиться из образа невинной простой девушки в меркантильную femme fatale, а затем – в падшую женщину. Вся эта гремучая смесь игривости, искренности, продажности и абсолютной печали ощущалась в каждом ее движении, в каждом взгляде.  Ее преданный воздыхатель и партнер по балету предстал самоотверженным и пылким юношей, который вызывал умиление, и в то же время – некоторое отвращение. Такое щенячье обожание Де Грие к Манон, искусно выраженное танцовщиком, наверняка заставило многих женщин в зале тихо и тайно вздыхать от зависти.

Укрощение меркантильной 4

Балет буквально пестрит массой деталей, позволяющих добиться органичного синтеза двух стилей, начиная от изящно-кокетливой манеры Манон носить платье (свойственная всем женским партиям классического балета) до якобы небрежных, порой резких, а на самом деле тщательно продуманных поворотов головы, рук и плеч, характерные для современного балета. Все это  позволило хореографу добиться главной цели – заставить человеческое тело говорить вполне конкретные вещи — без намеков и  преувеличения мимики и жестов. И при этом, что самое главное – не вызывая по ту сторону сцены чувства глубокого стыда. За счет изощренных хореографических комбинаций, искусно поставленных британским постановщиком, публика понимает, что же на самом деле кроется за пестротой изысканных салонных костюмов XVIII века. Казалось бы, наличие всех атрибутов классического балета, одно из которых —  вполне себе тональная неприхотливая музыка Ж.Массне на бэкграунде символизируют об очередной пластической театрализации литературного произведения.  Но не тут то было! Трактовка сэра Макмиллана явно не ставит самоцелью забрать лавры балета, приносящего «возвышенное» эстетическое удовольствие. Хореограф умудряется элегантно и тонко обьединять все те же высокие и приземленные позывы души и тела, все те же крайности человеческого бытия, в отличие от сверхэмоционального и прямолинейного коллеги Б.Эйфмана, для которого элементы  эротики в балете – вещи преобыкновенные и само собой разумеющиеся.

Укрощение меркантильной 5

«Манон» Кеннета Макмиллана изысканен не только  в хореографии. Балет полон зеркал, плетеных стульев, позолоченных карет и «хрустальных» люстр: в передаче роскоши сценограф Николас Георгиадис был не менее дотошным, чем сам хореограф. Одних только костюмов было сшито двести двадцать (!), а изысканные драгоценности Манон ручной работы запали в души столичных модниц.

Укрощение меркантильной 6

Сей шедевр балетной психологии и постановочной изобретательности, созданный руками британского гения  ничем не уступает стильному, глубоко трагичному «Собору Парижской Богоматери» Ролана Пети и тем же скандальным балетам Б.Эйфмана. «Манон» К.МакМиллана, однозначно, принадлежит к категории must watch и отныне доступна всем желающим оценить жемчужину британского балета в театре Астана Опера.

Поделиться: