Уверены, каждый из нас хоть раз в жизни задавался вопросом, как проходит день у артистов театра, из чего состоит их рацион и как балерины поддерживают форму в отпуске. Специально для BAZAAR Kazakhstan ведущие солистки Государственного академического театра оперы и балета имени Абая рассказали о тонкостях профессии, любимых партиях и правильном питании.
Сауле Рахмедова, ведущая солистка театра оперы и балета имени Абая, заслуженный деятель республики Казахстан.
HB: Как давно вы работаете в театре оперы и балета имени Абая?
Сауле Рахмедова: У меня два этапа работы в театре. Закончив хореографическое училище имени Селезнева, я пришла в театр и проработала здесь два года. Позже я уехала, и меня почти 20 лет не было в стране: я работала в России, в других странах. И вот уже девятый сезон заканчивается после моего возвращения на родину.
HB: Сейчас вы занимаетесь и преподаванием, и работой?
С.С.: Я еще танцую, но уже имею честь работать педагогом-репетитором. У меня есть свои ученицы, с которыми я готовлю партии.
HB: Как проходит обычный день балерины?
С.С.: Как и все люди, мы просыпаемся, завтракаем и едем на работу. Рабочий день начинается со станка. У нас есть балетный урок, без которого мы не смогли бы поддерживать себя в форме. Когда вы впервые переступаете порог балетного училища, вас обучают азам балетных шагов. А в театре профессиональные артисты каждый день занимаются у станка, несмотря на то, что вчера, может быть, у вас был спектакль. Без этого мы бы не смогли танцевать, это все равно, что забыть поесть. После того, как тело подготовлено к работе, мы начинаем репетировать. У ведущих артистов – свои партии, а у артистов кордебалета немного другой распорядок дня.
HB: Как вы поддерживаете форму во время отпуска?
С.С.: По своему опыту могу сказать, что ничего не хочется делать, только отдыхать. Любой артист балета старается заниматься растяжкой, повторять движения, чтобы немного поддерживать мышечный тонус. В любом случае отдых в приоритете: ничего не делать, спать, лежать, загорать. Физическая нагрузка у нас длится практически 11 месяцев, и она очень интенсивная.
HB: Подходя к теме питания, из чего состоит ваш дневной рацион?
С.С.: Я сейчас уже не так строго придерживаюсь диеты и могу себе позволить какие-то слабости. Но в рабочем состоянии нужно потреблять больше фруктов, овощей, мяса, то, что дает силу. И хотя существует миф о том, что артисты балета ничего не едят, спешу его развеять: мы едим много! А особенно – наши мужчины. Если мы будем ограничивать себя в питании, то не сможем быть физически подготовленными к тому, чтобы два часа танцевать на сцене. Но многое зависит и от конституции артиста: если человек не в форме или склонен к полноте, то, конечно, придется придерживаться диеты. Я, например, старалась ограничивать себя вечером и исключала из рациона калорийные продукты. Очень люблю сладкое, выпечку, но, естественно, от всего этого приходилось отказываться.
HB: Сколько вам было лет, когда вы пришли в балет?
С.С.: Мы поступаем в училище в 9-10 лет, а после восьми лет обучения приходим профессионалами в театр.
HB: Сильно мучили в балетной школе?
С.С.: Как в армии, наверное. С десяти лет у нас практически нет детства, потому что идет постоянная серьезная физическая работа. Помимо специальных предметов – балета, партнерского искусства, актерского мастерства и репетиций – нужно изучать еще и общеобразовательную программу. Я помню, в 6-7 классе я переступала порог училища в восемь утра и выходила в 8-9 вечера – для 13 лет это огромная нагрузка. Я приходила домой, делала уроки, падала в кровать и утром снова шла на учебу. Балет – это непростая профессия.
HB: Где вы черпаете силы с таким загруженным графиком – у вас ведь каждый день тренировки?
С.С.: Мы стараемся распределять силы. Перед самим спектаклем проходит очень интенсивная тренировка. Представьте, за час нужно прогнать практически все сцены из «Лебединого озера», а он в классическом репертуаре считается одним из самых сложных спектаклей с большой нагрузкой на обоих партнеров. Но задача педагога – правильно распределить силы своих учеников, подвести их к спектаклю и создать правильный образ. Поэтому подопечные должны работать с преподавателем в унисон. Танцевать два часа на сцене – это практически как пробежать марафон. Нас можно сравнить со спортсменами, которые готовятся к Олимпиаде.
HB: У вас есть любимая партия?
С.С.: Когда я выпускалась из хореографического училища, у меня была мечта станцевать «Жизель», это был мой самый любимый спектакль на тот момент. После ее исполнения хотела станцевать «Лебединое озеро». Это зависит от течения жизни. Сейчас моя самая любимая партия – в спектакле «Анна Каренина», потому что мне есть что сказать, у меня есть жизненный багаж, и я могу донести до зрителя суть. У меня есть замечательная ученица – Асель Аскарова. И помимо того, что мы с ней уделяем внимание классическому репертуару, я бы хотела грамотно ее подготовить к партии Карениной. Но на сегодняшний день с психологической точки зрения она к этому не готова – ей нужно что-то пережить, иначе у нее получится технически, но глубина драмы Льва Николаевича останется непонятой.
HB: Что для вас балет в одном предложении?
С.С.: Это жизнь.
Асель Аскарова, ведущая солистка ГАТОБ им. Абая.
HB: Когда началась ваша работа в театре?
Асель Аскарова: В 2010 году я впервые пришла в театр после училища, с 2012 года я работаю со своей наставницей Сауле Рахмедовой, а в 2016 году я стала ведущей солисткой ГАТОБ. До этого мне тоже доводилось вести большие спектакли: одним из первых был «Лебединое озеро». Я думаю, все балерины в хореографическом училище мечтают станцевать два образа – Одетту и Одиллию. Моя мечта исполнилась. В подготовке ко всем этим красивым спектаклям мне помогает наставница, которая попробовала себя во многих ролях и передала мне свой опыт.
HB: А после «Лебединого озера» появилась новая мечта?
А.А.: Вы знаете, после этого я мечтала выйти замуж и стать ведущей солисткой. Сейчас я танцую со своим супругом Азаматом Аскаровым, который тоже является ведущим солистом. Мы ведем очень много спектаклей, он моя опора, поэтому на сцене я всегда себя чувствую в надежных руках.
HB: С чего начинается день балерины?
А.А.: Обычно я встаю в 7 утра, завтракаю и иду на работу пешком. В принципе, я живу не далеко, но для меня это уже маленький разогрев. Прихожу за 40 минут до балетного класса и разогреваюсь. После чего начинается классический танец, без которого не можем начать свои репетиции. По окончании рабочего дня мне обязательно нужно расслабиться, поэтому я иду на массаж, который помогает восстановить мышечный тонус. А если после всего этого остается время, то мы с супругом стараемся выйти на прогулку или сходить в кино.
HB: Из чего состоит ваш обычный рацион?
А.А.: Я ем абсолютно всё. И хотя не люблю сладкое, все равно обязательно должна один раз в день съесть шоколадку для поднятия настроения.
HB: А у вас есть слабости или вредные привычки, от которых вы не можете избавиться?
А.А.: Вообще нет. Я не вредная (смеется).
HB: Какими качествами, на ваш взгляд, должны обладать балерины?
А.А.: Во-первых, у нее должен быть сильный характер, потому что в этой профессии каждый сам за себя. Она должна быть открытым человеком и уметь общаться с людьми. Наверное, я так говорю, потому что и сама очень общительная и могу с любым человеком найти общий язык. Ну и последнее, о чем стоит помнить — если вы благодарны своему искусству, то искусство будет благодарно вам.
HB: Бывали такие моменты, когда хотелось закончить с балетом?
А.А.: Вы знаете, да. Буквально в апреле меня поставили в новый спектакль «Ромео и Джульетта». Обычно на то, чтобы отточить все движения и понять образ нового спектакля, требуется два-три месяца. Но у меня было всего две недели. Очень хотелось все бросить в тот период, но, конечно, я не имею права так сделать. В первую очередь танцевать такой спектакль – это честь для любой балерины. И я надеюсь, что мы с супругом смогли передать все те чувства, о которых писал Шекспир.
HB: Что вас вдохновялет продолжать танцевать?
А.А.: Наверное, моя наставница Сауле Рахмедова: она умеет находить правильные слова.
Автор: Арина Рыжкова. Редакция выражает благодарность ГАТОБ за содействие в проведении интервью.
Читайте также: интервью с солисткой Большого театра Марией Семеняченко.