Центральное событие Нью-Йоркского кинофестиваля – «Присцилла», новая картина Софии Копполы. Фильм снят совместно с Присциллой Пресли, главной героиней фильма и автором мемуаров «Элвис и я». Ее роль исполнила Кейли Спейни, а образ Элвиса достался Джейкобу Элорди. Специально для Harper’s BAZAAR Kazakhstan Жанна Присяжная посетила пресс-конференцию с исполнителями главных ролей и отправилась на премьеру картины.

ТекстЖАННА ПРИСЯЖНАЯ JEANNE PRISYAZHNAYA

История жизни короля рок-н-ролла уже второй год не сходит с больших экранов. Даже лаконичное название фильма «Присцилла» как будто отзеркаливает «Элвиса». В этот раз в центре внимания не сам Элвис Пресли, а его жена, история ее взросления и становления. В режиссерском кресле теперь не Баз Лурман, а София Коппола. Впрочем, кому как не ей, которая с детства жила в свете софитов, рассказать историю единственной жены короля рок-н-ролла? Повествование в байопике прошлого года вел менеджер певца Полковник Паркер (в исполнении Тома Хэнкса), а картина Копполы говорит голосом жены Пресли – самой Присциллы. Именно ее автобиография легла в основу фильма, а она выступила продюсером картины. «Присцилла» – не первая экранизация мемуаров 1985 года, впрочем, телевизионная версия не имела ошеломляющего успеха и даже со временем не обрела статус культовой. В этот раз, судя по всему, у Копполы и студии А24 есть серьезные амбиции в отношении картины и не без оснований. Кейли Спейни уже удостоена престижного Кубка Вольпи за лучшую женскую роль на Венецианском кинофестивале, а это только начало сезона кинонаград.

Фильм открывается сценами военной базы в Западной Германии, где живут американские солдаты с семьями. Здесь уже на тот момент известный Элвис Пресли проходит службу, а неподалеку в, казалось бы, типичном американском дайнере 14-летняя Присцилла с молочным коктейлем в одной руке и с карандашом в другой делает домашнюю работу по французскому языку. К ней подходит военный и предлагает отправиться вместе с ним и его супругой на «квартирник» к Элвису Пресли. Зритель не успевает перевести дыхание от такого поворота судьбы, как Элвис уже обещает отцу Присциллы, что если тот разрешит молодым съехаться, то она будет ходить в самую строгую католическую школу. Родители девушки недолго сопротивляются, и вскоре Присцилла уже едет на заднем сиденье автомобиля, который отправляется в Грейсленд, поместье Элвиса Пресли в Мемфисе.

BAZAAR Kazakhstan отправился на премьеру фильма «Присцилла» в Нью-Йорке и послушал откровения Джейкоба Элорди о работе над его Элвисом. Специальный репортаж и рецензия
Courtesy of A24

В фильме Элвис и Присцилла, по сути, сами дети, хотя и со значительной разницей в возрасте (на момент встречи Присцилле 14, а Элвису 24). Пресли накануне встречи с девушкой потерял свою маму и тоскует по дому. И хотя певец всегда окружен бабушкой и друзьями, он чувствует себя «дома» только в обществе Присциллы. В фильме Копполы история первой любви только начинается в духе Золушки. Вскоре прекрасный «принц» оказывается манипулятивным и вспыльчивым созданием, а Грейсленд становится не столько замком принцессы, сколько игровой площадкой Элвиса и его свиты, где Присцилле уделена роль красивой куклы. Так, в фильме Копполы именно Элвис решает, какие платья надо носить Присцилле и какого цвета (голубой был фаворитом). Он строго запрещает ей любые принты в одежде, отдавая предпочтение монохромности. Элвис контролирует, в какой цвет Присцилла покрасит волосы и какие стрелки ей надо рисовать, чтобы подчеркнуть глаза. Он же, судя по фильму, предлагает ей наркотики, приняв которые юное создание просыпается только через несколько дней.

Вскоре сама Присцилла как будто становится частью интерьера Грейсленда. Теперь она носит гигантскую бабетту, даже дома не снимает шпильки и не спускает с рук белого пуделя. В таких деталях трудно не узнать почерк самой Копполы, которой свойственно внимание к мелочам. Присцилла, так же как и другие героини фильмов режиссера, будь то «Мария Антуанетта» или героиня Скарлетт Йоханссон в «Трудностях перевода», – птицы в золотой клетке. Разве что здесь вместо Версаля и Токио поместье Грейсленд, где в китчевой спальне, обитой бархатом и кожей, соседствуют огромные статуи Иисуса и керамического тигренка.

Элвис уделяет внимание Присцилле, только когда приезжает домой, а на съемках фильмов и в туре забывает о возлюбленной. Присцилле же только и остается, что сидеть в заточении и читать о его романах с Энн-Маргарет и Нэнси Синатрой в газетах. Когда же она осмеливается высказать свое недовольство, Элвис тут же собирает ее вещи и грозится вернуть в отцовский дом, а уже через минуту он молит о прощении. В фильме Присцилла как будто бы даже не реагирует на постоянные перепады настроения и угрозы Пресли. Порой ее хладнокровие и уравновешенность поражают: например, она во время схваток спокойно склеивает ресницы одну за другой, пока Элвис и его свита носятся по дому в панике, собираясь в роддом.

Если в фильме База Лурмана Остину Батлеру была отведена роль во всех отношениях положительного Элвиса Пресли (за исключением наркомании), то перед Джейкобом Элорди стояла задача посложнее. Ему часто приходилось балансировать между образом обожаемого короля, скромного парня, который украдкой крадет поцелуй девушки, и чуть ли не домашнего тирана. В отличие от «Элвиса» База Лурмана, в «Присцилле» нет песен легенды рок-н-ролла – словно подкол в его сторону в фильме Копполы звучит I will always love you Долли Партон, которая в свое время не разрешила Элвису эту песню записать.

BAZAAR Kazakhstan отправился на премьеру фильма «Присцилла» в Нью-Йорке и послушал откровения Джейкоба Элорди о работе над его Элвисом. Специальный репортаж и рецензия
Courtesy of A24

Судя по фильму, отношения Элвиса и Присциллы вплоть до брака (восемь лет спустя после знакомства) носили платонический характер по инициативе первого. Причин тому может быть много: комплекс Мадонны и блудницы, таблетки, которые Пресли принимал постоянно, религиозные или этические взгляды певца. У Элвиса Джейкоба Элорди несколько лиц и многие из них, судя по истории Присциллы, далеки от фантазий его фанатов. София Коппола не пытается нивелировать недостатки Короля, показывая то, как он мог превращаться из доктора Джекила в мистера Хайда, – и такая версия событий может не прийтись по душе фанатам и вызвать горячие споры после выхода фильма в прокат.

В картине Копполы весь фокус внимания смещен с карьеры певца на его личную жизнь, да и сам Элвис в новом фильме больше не представлен как жертва шоу-бизнеса. Так об этом сам Элорди говорил на пресс-конференции:

«Избыток информации об Элвисе Пресли не упрощал нашу задачу… Мы решили, что если вы захотите увидеть имперсонацию Пресли, то поедете в Лас-Вегас. Для нас было важнее передать саму суть его личности, найти человека в том образе, который был скрыт под блестками, золотом, голосом, карикатурами и прочим… Кейли и я говорили об отношениях наших персонажей, и порой нам казалось, что мы снимаемся в фильме Софии Копполы о супружеской жизни / о жизни в браке [тут уже не важно, кем были Элвис и Присцилла для публики]…»

Сама София Коппола не присутствовала на премьере фильма, передав, что она проводит время со своей мамой, которой и посвятила эту картину.

В конце фильма зрители видят Присциллу за рулем автомобиля, покидающей Грейсленд, словно напоминая о той юной 14-летней девушке, которая приехала в дом Пресли на заднем сидении автомобиля. Она больше не подводит стрелки и не красит волосы в черный цвет, она вновь натуральная брюнетка, оставившая позади образ и жизнь, подобранные ей Элвисом. В коричневой рубашке (этот цвет был под запретом, потому что он напоминал Пресли об армии) она выезжает из поместья Грейсленд. Очевидный символизм этой сцены напоминает о том, что теперь она сама у руля собственной жизни. Ну а что было дальше – это уже часть истории.

София Коппола экранизировала мемуары Присциллы Пресли с исключительной деликатностью, отдавая должное героине, которая буквально сидела в кресле продюсера картины. Акцентируя свое внимание на нюансах, показывая неприятные стороны характера Элвиса, газлайтинг и порой даже абьюз, Коппола не ставит диагнозов, не навешивает ярлыков, но порой как будто бы что-то не договаривает. Может, все дело в том, что режиссер слишком близко подошла к первоисточнику, может, дело в том, что фильм сняли всего за 30 дней и с небольшим бюджетом (так что размаха, как у картины прошлого года, не стоит ожидать), но в итоге фильм оставляет зрителя с чувством неутоленного голода.

«Присцилла»
Courtesy of A24

Актерская работа Кейли Спейни пришлась по душе и кинокритикам, и первым зрителям. Она виртуозно перевоплотилась в Присциллу. Взрослея на глазах зрителей, ее героиня часто безмолвна. И хотя ты видишь ее жизнь в мельчайших деталях, на деле же как будто лишен контекста и понимания самой героини. В картине Копполы не достает внутреннего диалога: как и Присцилла, которая часто остается в тени и смотрит на происходящее через приоткрытую дверь, так и зритель порой наблюдает за жизнью Присциллы через замочную скважину, стараясь разгадать загадку характера героини. Насколько такая манера повествования и сама экранизация придутся по душе зрителю, станет ясно уже 3 ноября, когда фильм выйдет в прокат.


Источник заглавного фото. Courtesy of A24.

Поделиться: