Казахстанский стендап-комик Евгений Чебатков – о том, как прийти к внутренней свободе, о самокритике, хейтерском юморе и почему зритель шоу «Что было дальше?» не придет на его концерт.
Фото: АЛЕКСАНДР ЕРМАКОВ ALEXANDER ERMAKOV
Стиль: МАРИЯ БАРБАЯНОВА MARIA BARBAYANOVA
Интервью: ДИНАРА СЕРИКПАЕВА DINARA SERIKPAYEVA
Когда ты понял, что ты смешной?
Я до сих пор еще этого не понял. Я пишу смешно, выступаю смешно, но сам по себе я не смешной. Есть такое понятие, как смешная природа у человека сама по себе. Есть люди, которые ведут себя в жизни смешно, говорят смешно, у них смешная органика. У меня нет такой органики. На базовом уровне я довольно серьезный. Просто я пишу смешные шутки и смешно их рассказываю. Но быть смешным и делать смешные вещи – это немного разные понятия.
Есть популярное мнение, что большинство комиков – не самые счастливые люди. Мир комедии сложен сам по себе, и он привлекает таких же людей. На твой взгляд, как комедия связана с депрессией и страданиями? Нужно ли страдать или впадать в депрессию, чтобы создавать или ценить комедию?
Страдать и впадать в депрессию необязательно. Если ты занимаешься этим профессионально, то у тебя однозначно существует какой-то внутренний надлом. Потому что выходить на сцену и рассказывать о своих проблемах, чтобы над ними смеялись люди, – это в принципе не очень здоровая история. Если ты этим занимаешься, значит, у тебя есть какие-то психологические сложности. Но я не сказал бы, что это какая-то обязательная формула, что ты, непременно, должен быть несчастным и грустным клоуном в жизни, а на сцене веселым. Все люди разные, и у каждого свое состояние при создании комедии. Я, например, не считаю себя в жизни грустным или депрессивным человеком. Но я и не шутник и балагур.
В любом случае человек, который занимается комедией, он переживающий человек. Глубоко переживающий. Иначе у тебя ничего не получится. Ты плюсуешь все свои эмоции. Вызываешь в себе какую-то усиленную реакцию. А дальше в ход идут личные качества.
Вуди Аллен говорил, что если у тебя есть комическая точка зрения, то все, что происходит, ты будешь пропускать через комический фильтр. Как ты думаешь, комики иначе смотрят на мир?
Определенно. У тебя это уже в голове, и ты не можешь иначе. Что бы с тобой ни произошло, ты всегда думаешь: «Напишу об этом шутку». Опоздал на рейс, надо об этом пошутить. Тебя ограбили – так это же комедия чистой воды! Это уже не совсем здоровая реакция психики, конечно. Это не совсем правильно, когда ты видишь больше юмора во всем, чем драмы. Но комедия и драма очень близки на самом деле. Самое близкое, что есть в комедии, – это драма.
Сидней Джозеф Перельман говорил, что юмор добрым не бывает. А ты как считаешь, юмор и правда добрым не может быть?
Юмор – это больше про нападение, колкости, да. Он ближе к злу, наверное. Но, с другой стороны, если ты вышел на сцену и просто всех похвалил, это такое себе. Когда ты хочешь всем угодить, то в этом нет движения вперед. На сцене у тебя всегда должно быть атакующее действие.
Меня очень радует, что сейчас появился спрос на умную комедию. Учитывая твою нынешнюю популярность, люди и вправду сами начали тянуться к такому юмору. Я, например, вообще не понимаю популярность шоу «Что было дальше?» (ЧБД). Этот уничижительный юмор, построенный на оскорблениях, мне не кажется смешным.
У умной комедии всегда был зритель. Это вечные вещи. Просто есть тренды, которые проще продаются и быстро набирают популярность. Есть люди, которым нравятся грубости, оскорбления и шутки ниже пояса. Они будут всегда. А есть люди, которым интереснее покопаться, подумать, что-то поискать, углубиться. Я работаю на телевидении. И когда ты интегрирован в какой-то ТВ-проект, то тебе говорят, что ты должен уметь выдавать какие-то быстрые и простые шутки. Поэтому у тебя изначально не существует твоего голоса и стиля. Но, когда у тебя появляется зрительский охват, люди, которые знают, чего хотят, ты уже можешь избавляться от этих простых шуток. И говорить уже то, что интересно тебе самому. Я не думаю, что зритель ЧБД, например, придет на мой концерт. Но это не значит, что он какой-то глупый, у него просто не будет отклика на мой юмор. Такому зрителю интересен другой стиль юмора. А люди, которые приходят на мои концерты, не смотрят ЧБД. Я так уверенно об этом говорю, потому что на концерте разговариваю со своими зрителями и уже успел сделать некий портрет. Это разные аудитории.
А как ты относишься к шуткам, которые используют этот вербальный инструмент – оскорблять всех и вся? Когда комик не строит свой материал на малапропизмах, двусмысленности, социально-политической критике, а только на взаимных оскорблениях с оппонентом. Этакий хейтерский юмор.
Я однажды участвовал в съемках «Прожарки». Это был интересный опыт, но мне мое участие там не понравилось. Мне кажется, я был там ужасно неорганичным. Я прошел вот этот этап оскорблений в творчестве, в рэп-баттле. Мне кажется, в этом есть много каких-то подростковых качеств. Сейчас мне неинтересно придумывать шутки о том, почему кто-то плохой, и напрямую кого-то оскорблять. И смотреть на такое тоже неинтересно. Я не поклонник подобного юмора. Но это и не значит, что это что-то плохое.
Что вдохновляет твою комедию? О чем ты любишь шутить? Повседневный жизненный опыт, какие-то определенные ситуации…
Я сейчас не отделяю стендап-комедию от своей жизни. Это сейчас часть моего естества. Стендап- комедия – это уже определенный образ мышления. Все, что происходит в жизни, так или иначе тебя наталкивает на создание материала. Вдохновлять может все что угодно. Каких-то конкретных людей назвать не могу. У меня это не связано с каким- нибудь определенным человеком, на которого можно ориентироваться. Я вдохновляюсь жизнью вокруг.
Я посмотрела твой стендап «Выходи из комнаты». Мне очень понравилось. Ты высмеял там довольно болезненные темы. Не каждый человек обладает та к о й с ме л о с т ь ю и внутренней свободой, чтобы говорить об этом на публике. Расскажи, как ты пришел к этой внутренней свободе? Это результат работы с психологом? Или что-то другое?
Я никогда не ходил к психологу, психоаналитику или психотерапевту. Я был у психолога единственный раз – в 9 классе в Усть-Каменогорске и на медосмотре в военкомате. С тех пор я больше не сталкивался с подобными специалистами. Не то чтобы я не верю в их работу и считаю ее неэффективной. Я просто много думал, переосмыслял эти темы. Ну и конечно же, моя мама мне очень помогла в этом. Ей большое спасибо. Мы всегда с ней были откровенны друг с другом, беседовали без лишних эмоций и ссор. И эта большая честность внутри семьи, думаю, и принесла мне возможность открыто говорить об этом. Но, честно говоря, я не считаю, что в этом стендапе я сделал что-то сильное по своему откровению. Впустить посторонних людей в свою жизнь не так уж и сложно, когда ты сам в ней более-менее разобрался. Я на сцене все равно больше говорю с самим собой. Занимаясь стендап-комедией, ты рано или поздно понимаешь, что у тебя несколько вариантов пути: либо ты идешь по чуть более быстрому и более действенному пути, где применяешь оскорбительный юмор и тому подобное, либо есть другой путь – более долгий, более сложный, не совсем понятно, куда тебя все это приведет, но это путь честности и внутреннего твоего признания перед самим собой.
«Выходить на сцену и рассказывать о своих проблемах, чтобы над ними смеялись люди, – это в принципе не очень здоровая история».
Быть честным с самим собой – это важно, да. Получается, и на аудиторию ты не ориентируешься?
Я искренне отказался от идеи, что хочу кому-то понравиться. И, когда я от этого отказался, мне стало настолько легче выступать, заниматься творчеством. У меня нет цели добиться просмотров, внимания фанатов… Мне это искренне неинтересно. Мне интересно другое. Я на сцену вышел для другого. У меня другая мотивация – освободиться и, возможно, дать толчок кому-то тоже освободиться. Я хочу помочь людям, которые тоже были в таких ситуациях, свободно об этом говорить, не зажиматься внутри себя. И если кому-то это будет полезно или кто-то разделит эти чувства, то я буду считать, что моя миссия с этим концертом выполнена. Это точно счастье. И абсолютно неважно, сколько будет просмотров, попадет ли этот концерт в какие-то тренды, узнают о нем миллионы или нет. И только в такие моменты это становится настоящим творчеством, а не каким-то выполненным маркетинговым планом. Сейчас я, наверное, осознал, что впервые начал понимать, что такое стендап, и чувствовать его так, как хочу его делать. Это мне дало много внутренних сил. В 2021 году планирую снять еще один или два концерта. Возможно, они будут не такими большими, как «Выходи из комнаты». Мне хочется говорить, и мне есть что сказать.
Какие качества в тебе воспитал стендап, которые пригодились в жизни?
Я бы сказал, что стендап дает, в первую очередь, уникальную возможность – смотреть своим страхам в лицо. Как бы пафосно это ни звучало. Сейчас это для меня уже райское занятие. Люди приходят и уже знают, что от тебя примерно ожидать. И я сейчас чувствую себя спокойно. Но первые два года – это самое страшное время для стендап-комика. Пережить это – главная миссия. Ты выходишь, выступаешь в каких-то кальянных, барах, где людям вообще это не нужно. И ты пытаешься донести до них какие-то свои шутки. Все на тебя смотрят под воздействием алкоголя, не понимая, зачем ты здесь. Когда ты через все это проходишь, что-то в тебе внутри умирает, но что-то новое рождается. В какой-то момент ты понимаешь, что если продолжаешь это делать, то ты это искренне любишь. Наверное, еще в стендапе, как и в любом большом спорте, закаляется характер. Он похож на спорт. Ведь любой профессиональный спорт – это характер. Я думаю, профессиональный стендап – это тоже характер. Ты должен изо дня в день ходить на тренировки. У тебя нет никакой схемы. Например, артисты начинают уже с доверия. Когда ты певец и у тебя есть хит, ты его можешь исполнять в любом месте и он всегда будет взрывать аудиторию. А стендап-комик, выходя к своей аудитории, как бы она к нему ни относилась до этого, всегда начинает с нуля. Артист всегда начинает уже с большого доверия, и, даже если он захочет исполнить новые песни и они будут плохие, все знают, что у него есть хиты и он их обязательно споет. А стендап-комик не может свои хиты рассказывать, это будет странно. Люди же уже это слышали. И ты всегда должен начинать с нуля. Это звучит грустно, но на самом деле это очень круто. Ты каждый раз обнуляешься. Ты выходишь, здороваешься, и у людей нулевая реакция. И тут все зависит от тебя. Когда ты говоришь шутку и она вдруг не попадает в людей, то все – ты провалился. И все зависит от здесь и сейчас. Это всегда большая игра.
Ты самокритичен к работе, которую делаешь?
Я очень самокритичный. Поэтому мне и пришлось избавиться от разного рода самокопаний. Я всегда вижу недостатки в своей работе. Потом говорю себе, что в следующий раз этого не допущу. Но все равно появляется что-то другое. Отдавать всю энергию и концентрацию на проработку минусов, которые видны только тебе, не всегда благодарное дело. Тем не менее самокритика в разумных пределах очень полезная вещь. Гораздо хуже, когда ты всегда уверен в своей исключительности. Когда ты думаешь, что все, что ты делаешь, это гениально по определению. Вот это вредно. Это не моя история.
«Гордиться своим происхождением, своим каким-то маленьким миром – это не плохо, но ограничено».
С какой культурой ты себя больше всего отождествляешь?
С общечеловеческой. У каждого человека в жизни существует возможность либо замкнуться на себе, на своем привычном образе мышления, либо открыться и постараться как можно больше впитать в себя. Я стараюсь впитывать как можно больше, мне это интересно. Мне кажется, как только ты начинаешь замыкаться сам в себе и постоянно гордиться, говорить, упиваться, условно говоря, только своей семьей, своим происхождением, своим каким-то маленьким миром – это не плохо, но ограничено. А когда везде понемногу впитал, вдохновился разным, послушал всякого, у тебя будут безграничные возможности. Нет ничего интереснее, чем изучать разные языки, разные культуры, познавать особенности разных менталитетов. Из этого и формируется твоя личность. А когда ты говоришь, например: «Я венгр, я ем только гуляш, говорю исключительно по-венгерски и дружу с венграми» – это ограничения. В этом нет ничего плохого, конечно, я не осуждаю таких людей, но в этой ситуации ты сам себя лишаешь других красок жизни, которые могут быть.
В любой культуре мира мне что-то да нравится. Мне в каких-то моментах импонирует скандинавский стиль, скандинавская культура. Она минималистичная и красивая. Например, ближневосточная культура, где много золота и шелка, мне не очень близка. Я ее понимаю, но мне больше нравится минимализм.
Ты веришь в отношения с городами? Когда какой-то определенный город, в котором ты жил или бывал, делает тебя лучше, вдохновляет. С каким городом у тебя отношения?
У меня есть негативные и позитивные отношения с городами. Остановимся на позитивных. Про родной город Усть-Каменогорск я говорить не буду, он любимый и неповторимый по умолчанию. Так, у меня есть три города, в которые я приезжаю и растворяюсь. Это Санкт- Петербург, Рига и Алматы. Я очень люблю находиться в Алматы. Я никогда долго не был в этом городе, но для меня он ассоциируется, в первую очередь, с людьми. Там у меня самые теплые отношения с людьми. Я планирую летом приехать в Казахстан, и, когда я думаю про этот приезд в город яблок, меня всего охватывает трепетом и любовью. Даже с людьми оттуда, с которыми я незнаком лично, а только переписываюсь, я чувствую это алматинское тепло. Я поклонник группы «Ирина Кайратовна», я им как-то написал, они все такие душевные, теплые, ответили мне. И мы общаемся так, как будто давно знакомы. Для меня этот человеческий фактор очень важен. А в Риге мне нравится атмосфера. В ней есть какой-то скандинавский вайб и уединение. Если ты хочешь побыть один, то поезжай в Ригу. А Питер – ну здесь и слов не нужно. Я очень люблю этот город.
В начале своей карьеры Руслан Белый много шутил разные сексистские шутки. Задевал девушек, говорил о том, какие они дуры, неинтересные и прочее. Раньше, чтобы рассмешить, готовы были на все. И сейчас чуть ли не в каждом интервью ему это припоминают, и он оправдывается за эти шутки. Как ты относишься к новой этике? Сейчас мы живем во времена, когда много чего нельзя говорить, нужно постоянно оглядываться.
Я к этому спокойно отношусь, у меня это не вызывает каких-то бурных эмоций. Но я не люблю любые навязывания. Думаю, новая этика упирается в вопрос базового воспитания. Для меня лично все это упирается просто в воспитание в семье. В любой ситуации, что бы ты ни собрался делать, нужно думать об уважении, неважно, какой человек перед тобой стоит. Другое дело, комедия всегда строилась на том, что ты должен всех «кусать». Ты должен находить минусы во всем и ко всем докапываться – к власти, оппозиции, мужчинам, женщинам. Но когда ты придерживаешься каких-то определенных взглядов, то получается, что это уже какая-то агитационная деятельность. Мне это не очень нравится. Если все будет идти таким же путем, как на Западе, то это быстро достигнет какого-то своего критического момента и выльется во что- то радикальное. Сейчас и так в обществе с этим связано очень много раздражений. Всем, в первую очередь, нужно заботиться о своем ментальном здоровье. Людей не должно задевать, что какой-то комик или еще кто-то про кого-то что-то сказал.
Я пока готовилась к интервью, обнаружила в тебе один минус. Один единственный. Ты болеешь за «Челси». Мне, как болельщику нормального футбола («Баварии»), очень интересно: как можно болеть за «Челси»?
Так, неожиданный поворот. Это сейчас был супернеожиданный вопрос. Финал «Лиги чемпионов» 2012-го, да? Все понятно. Ну как можно не болеть за «Челси»?! Это же Джон Терри, Фрэнк Лэмпард, Дидье Дрогба, Петр Чех… легендарные игроки! Для меня это супергерои моего детства. И я не ассоциирую этот клуб с Романом Абрамовичем. Я в первую очередь влюбился в игроков. Помню, в детстве смотрел какой-то их матч с «Манчестер Юнайтед», увидел, как играют Терри, Лэмпард и Дрогба, и был полностью покорен. Мне нравится, как они создают вязкую игру, тянут, а потом берут и забивают. Люблю времена Жозе Моуриньо. Я его фанат! Его поведение, манеры, слова… он гений! А еще синий – мой любимый цвет. А если более глобально посмотреть – кто лучший нападающий всех времен? Разве не Дрогба?
Нет, конечно. Для меня лучший нападающий всех времен – это Герд Мюллер. Ну и Карл- Хайнц Румменигге. Насчет Дрогба я уже поняла твою любовь. А кто еще твой любимый футболист?
Дрогба, Лэмпард и Самат Смаков. Вот они лучшие футболисты мира для меня. Мой друг, англичанин Стив Форман, с которым мы делаем подкаст, постоянно упрекает меня за «Челси» и пытается переманить на сторону своего клуба «Кристал Пэлас». Он подарил мне уже три или четыре футболки этого клуба. Я не знаю, как за них болеть? Что это за команда вообще? Они же постоянно проигрывают. Вот сейчас они на 13 месте в турнирной таблице английской премьер-лиги. Вот думаю сделать татуировку с лого «Миллуолл», чтобы еще больше его «порадовать». Я сейчас не особо слежу за футболом, времени не хватает. Но «Челси» для меня – это тот самый золотой состав.
«Новая этика упирается в вопрос воспитания. В любой ситуации, что бы ты ни собрался делать, нужно думать об уважении, неважно, какой человек перед тобой стоит».
Отвлечемся от футбола. А то его можно обсуждать вечно. Самые простые вещи, которые приносят тебе удовольствие?
Я бы сказал – время у моря, у любого, но это не совсем простые вещи. Из простого видеоигры приносят мне удовольствие. Иногда играю в FIFA за «Челси», обыгрываю «Баварию». А еще во время гастролей у меня всегда с собой вот уже много-много лет какая-нибудь книга Сергея Довлатова. Кажется, я скоро буду цитировать его книги наизусть. Очень люблю его.
У тебя есть фраза: «Найди то, что любишь, и растворись в этом». Как ты думаешь, ты уже нашел, что любишь?
Да, думаю, нашел. Я получаю огромное удовольствие от того, чем сейчас занимаюсь.
О чем ты мечтаешь?
Наверное, я мечтаю держать это ощущение, баланс. Сейчас все мои мечты и желания нацелены на творчество. Но это, скорее, планы. Я наполняю свои планы жизненной силой, чтобы они реализовывались. В этих вопросах я довольно рационален – вижу цель, строю план, как это осуществить.
ВИЗАЖИСТ: СЕВИЛЬ ТАИБОВА; АССИСТЕНТ ФОТОГРАФА: АЛЕКСЕЙ ФИЛИМОНОВ; АССИСТЕНТ СТИЛИСТА: КИРА ВАСИЛЬКОВА.