Меруерт Каратаевна Утекешева – настоящая икона казахского кино, та самая вечная невеста, символ красоты, чистоты и невинности – Кыз-Жибек. Первый же фильм с ее участием сделал 16-летнюю красавицу суперзвездой отечественного кинематографа. Галия Байжанова поговорила с ней о легендарной роли, о том, каково быть олицетворением казахской женщины в кино, и о том, похожа ли ее жизнь на сказку.
Фото: КАРИНА САДУАРТ CARINA SADUART
Стиль: НАДЕЖДА ХРАБРОВА NADEZHDA KHRABROVA
Директор моды: ЛАРИСА АЗАНОВА LARISSA AZANOVA
Интервью: ГАЛИЯ БАЙЖАНОВА GALIYA BAIZHANOVA
Меруерт Каратаевна, правда, что оригинальную пленку нашего самого знаменитого фильма спасли вы сами? После развала СССР она чуть не осталась в России и непонятно, что бы с ней потом произошло?
Правда. Если говорить о казахской версии. Все оригинальные негативы и магнитная пленка русскоязычной версии хранились в специальном хранилище в Москве – у них это все хранится. А вот где лежал казахский вариант, тогда никто не знал – в 90-х на студии был полный развал. Пока его искали, я нашла спонсоров, которые помогли привезти нам из Москвы магнитную пленку на русском языке, а когда мы нашли казахскую версию, часть материала там была утеряна, но москвичи нам помогли ее восстановить. Конечно, вывезти материал в Россию, а потом ввезти напечатанную пленку обратно было непросто – нужно было через таможню все оформлять, побегать с документами. Трудность была еще и в том, что это были огромные, тяжеленные бобины. Это сейчас кино показывают с флэшек, а тогда показывали с них. Но у нас все получилось: мы все восстановили, привезли домой и, когда ситуация в стране и на киностудии стабилизировалась, я отдала их в архив «Казахфильма». Насколько я знаю, сейчас картина оцифрована и все с ней в порядке.
Фильм снимался на казахском, дублировали его на русском в Москве, причем даже тех актеров, у кого хороший голос и кто сам отлично говорит на русском. Почему?
Так было принято. В советское время актер дубляжа – это ведь была отдельная профессия. Бывает, что актеры отличные и в кадре хорошо смотрятся, а голос с экрана у них не звучит как надо. А как смотреть кино, если голос не нравится? А тут их специально обучали этому искусству, отбирали особенный голос, под каждого актера. Это не как сейчас, когда голоса кочуют из сериала в сериал, из фильма в фильм. Но смотреть нашу картину, конечно, желательно на казахском языке. Во-первых, она была снята на нем и поэтому так она звучит естественнее, во-вторых, там вся красота и колорит нашего языка, со всеми песнями и красивой речью. Неслучайно выход этого фильма был праздником для всего народа – это была первая широкоэкранная, цветная, основанная на нашем знаменитом эпосе картина.
Я читала, что ваш отец, как все люди того поколения, прошел войну, был танкистом, вероятно, был строгим мужчиной, как он вас, школьницу, отпустил сниматься в кино?
У меня и папа, и мама были потрясающими людьми. Мой отец прошел не одну войну, воевал еще на Халхин-Голе, когда были бои между японцами и советско-монгольскими войсками, затем участвовал во Второй мировой, дошел до Берлина, стал офицером и комендантом в Германии, и только через год после окончания войны ему разрешили ехать домой. Так вот, если бы не война, он мог бы стать певцом, он очень хорошо пел, любил искусство, кино, и мама такая же была. Поэтому мое увлечение кинематографом они поддерживали. Этот волшебный мир я полюбила, еще будучи ребенком, сама ездила на сеансы, не пропускала ни одного фильма, как чувствовала, что стану актрисой. И мой покойный супруг, Куман Тастанбеков, был таким же преданным поклонником фильмов, что и я, хотя я выросла в городе, а он в ауле. В детстве мы смотрели одни и те же фильмы, только я в «Целинном», а он в крохотном сельском клубе, куда пленку доставляли на арбе. Когда Куман был еще жив, мы часто вместе ходили в кино, чувствовали себя молодыми. Сейчас, конечно, хожу реже, но по-прежнему очень это люблю. Стараюсь хорошие фильмы смотреть в кинотеатре на большом экране.
А что вы смотрели из нового кино?
Сейчас не вспомню конкретный фильм, но я люблю историческое кино, психологическое, особенно драмы. А вот комедии смотрю мало, не мой жанр. Знаете, эта наша любовь с Куманом к кино передалась всем нашим детям и внукам, мы всей семьей фанаты кинематографа. К сожалению, сейчас не так много таких людей, большинство просто приходят в кинозал провести там время, поесть свою кукурузу, поговорить, посмеяться. У многих нет такого трепета к кино, как это было раньше.
А в советское время на сеансах разговаривали?
Что вы! Все ходили как на праздник, сидели все тихо, никто ничего не жевал, ничем не шуршал. Нет уже такой культуры, и моих любимых кинотеатров тоже, увы, нет – уничтожили «Алатау», где у нас с Куманом были первые свидания, разобрали «Целинный». К счастью, мы успели его отснять в своем документальном фильме, посвященном 50-летию «Кыз-Жибек». Сейчас, говорят, от здания кинотеатра уже ничего не осталось. Опять построят какую-нибудь гостиницу или торговый центр.
Не было желания показать «Кыз-Жибек» в современном кинотеатре?
Было, идея ведь хорошая. Мы думали это сделать к юбилею картины: почему бы не пригласить на сеансы учащихся школы? В этом фильме ведь вся наша литература, история от и до, плюс музыка, актеры, костюмы, природа, быт, отношения людей…
Я недавно смотрела «Кыз-Жибек» и поймала себя на мысли, что этот фильм не про любовь вовсе, а про политику…
Вы это хорошо подметили, политического контекста там много: это и идея объединения казахов, и взаимоотношения двух соседних родов, и отношения двух ханов, которые мы и сейчас видим, но уже в другом ракурсе. Возьмите Жибек – это ведь была не столько романтическая героиня, сколько женщина, которая думала о своем народе. Момент, когда она побежала разнимать мужчин в одном нижнем платье, показывает ее характер: она была девушкой воинственной, смелой, решительной. Когда ее пытаются остановить, говоря: «Куда ты так спешишь? Надень хотя бы платье!», она отвечает, что не успеет, ведь пока она будет одеваться как положено, два джигита могут убить друг друга. Толеген ей, конечно, понравился, ну и что с этого? Побежала ведь она не из-за него, а из-за того, чтобы кровь не пролилась! Ну а то, что потом Бекежан не смог с собой совладать и убил соперника, такое и сейчас бывает, не каждый может принять поражение с достоинством.
Про сцену с платьем вы сами заговорили, но, когда фильм вышел, не было рассуждений: мол, казахские девушки неодетыми не выбегали, это уят?
Никаких таких разговоров не было. Все поняли задумку режиссера правильно. Да это и никто не заметил, не это ведь главное в фильме, это уже потом, спустя годы, когда я анализировала фильм сама, пересматривала его, читала литературу, обратила на это внимание. А в момент выхода картины успех у нее был оглушительный. Ее посмотрели люди всего Казахстана, всей нашей казахской земли, включая аулы в самых отдаленных районах страны. Прокат был мощный, смотрела вся страна, и на нее пошли абсолютно все, даже самые пожилые, которые никогда не бывали в кино. Для многих «Кыз-Жибек» стала единственным фильмом, который они посмотрели в своей жизни. Никакой критики не было, все были счастливы и довольны, что наш эпос экранизировали.
Наше кино очень часто оказывается под прицелом уятменов, которые говорят: поцелуев в фильме не должно быть, чего-то большего тем более. А как вы думаете, в кино можно все показывать?
Вы знаете, даже Голливуд, который может позволить себе абсолютно все, старается преподнести любовь красиво. Понятно, что все мы люди и не с неба сюда упали, но в любой сфере должны быть красота и эстетика. Искусство на то и искусство, чтобы показывать все в утонченной форме.
Может, странный вопрос, но спрошу. Никогда не жалели, что сыграли Жибек, ведь эта роль была у вас первой и она тут же стала культовой, а ваша героиня – каноном красоты, чистоты, образцом всего чистого и светлого, это ведь очень ограничивает по-актерски?
Эта роль была благословением на мой творческий путь, когда госпожа Удача открыла мне двери в мир большого кино. В меня, юную девчонку, десятиклассницу, только что со школьной скамьи, поверили, дали мне шанс, и я до сих пор за это благодарна режиссеру Султану Ходжикову, художнице Гульфайруз Исмаиловой и другим людям, которые направили меня в нужное русло. Я ведь увлекалась кинематографом с самого детства, для меня это был дивный мир, в котором я мечтала оказаться сама. Помню, у меня был абонемент в кинотеатр «Целинный», который давал возможность посещать не только фильмы, но и встречи с актерами, тогда к нам приезжали звезды советского кино. Я приходила, садилась в первом ряду, смотрела, наблюдала, слушала, а потом, спустя годы, оказалась с этими людьми на одной сцене. Не это ли счастье? А что касается того, ограничила ли моя первая роль мое амплуа… Первое время меня и правда не снимали, говорили: она же Кыз-Жибек. Но потом у меня появились и другие яркие роли, в которых я совершенно другая. Вы их видели? Мою китаянку в фильме Асанали Ашимова «Год дракона», где у меня отрицательная роль? Или посмотрите мою картину «Орнамент», где мы играли с Куманом и моими двумя старшими детьми – Жибек и Фараби. Я там директор колхоза, а Куман мой муж-прораб. Я там стерву играю. Одно скажу: какие роли бы мне ни давали, я со всеми справлялась. А почему все про «Кыз-Жибек» говорят, потому что не было ни одного аула в Казахстане, где бы ни посмотрели ее. Другие мои фильмы показывали только в городах, и многие попросту не видели их. Жаль, я там совсем другая.
Говорят, что у «Кыз-Жибек» около 16 версий и есть те, где Жибек выходит замуж за младшего брата Толегена – Сансызбая, в фильме же она кончает жизнь самоубийством. А вы что думаете: погибла Жибек или выжила?
Такой финал был идеей режиссера, он хотел, чтобы этот красивый и чистый образ остался в памяти народа таким же нетронутым и недосягаемым. А если бы Жибек в конце фильма просто вышла замуж за другого – это бы могло превратить всю историю в банальность. Это было бы уже не кино. История-то вечная. Молодые во все времена жили одними чувствами, и сейчас так, но только с возрастом понимают, что то была не любовь, а влюбленность, симпатия, а для настоящей любви нужно друг друга познать. Почему сейчас много разводов? Потому что все путают состояние влюбленности с любовью, а как появляются первые трудности, то сразу у них и любовь ушла, и все чувства про-пали. Любовь – это труд и дар божий, не всем он дан, поэтому надо работать над отношениями. Я своим девчонкам – и дочерям, и студенткам – говорю, что мужчины – это мужчины, никогда не будет такого, чтобы они танцевали под вашу дуду, вы будете говорить: сделай так и этак, а он все будет тут же делать. Нет, не будет такого. При выборе спутника жизни нужно обращать внимание на человеческие качества, на то, есть ли понимание и уважение друг к другу, а все остальное приложится. А то ведь сейчас как? Все хотят сразу дворцы, машины, работу на миллион, так не бывает, даже мы с Куманом начинали совместную жизнь с одного чемодана – и ничего страшного.
Вы же оба сразу же стали суперзвездами казахского кино, разве государство вас не одарило благами?
Машину не дали, но квартиру нам, конечно, предоставили, но не так, чтобы сразу, а на общих основаниях, мы, как все, ждали, когда профсоюз выделит. Сначала была небольшая, потом потихоньку расширялись.
А правда, что в момент выхода «Кыз-Жибек» вышел еще и «Конец атамана» и государственные премии дали не вам, а актерам этой картины, сказав вам, что вы еще молодые, заработаете потом?
Правда. Но мы и не обиделись, ну не дали – не дали. Для нас была главнее работа, театр, а про премии мы не думали. Потом нас, конечно, отмечали и не раз. Кумана наградили за спектакль «Құлыным менің» – он стал лауреатом Ленинского комсомола, тогда это считалось очень престижным. А я, играя Каракоз в спектакле в театре им. Мухтара Ауэзова, поехала с труппой в Москву в 1982 году и стала лауреаткой Всесоюзного смотра творчества молодежи, у меня у единственной, кажется, есть такая награда, в то время это считалось очень почетным. Помню, что мне в качестве поощрительных выплатили 300 рублей, это как три зарплаты наших было. Но в то время было не принято хвастать этим всем, а сейчас ведь, если что получат, так поздравляют и отмечают, будто Нобелевскую премию получили. Тогда мы молча получали, не делали из этого события планетарного масштаба.
Актрисы были всегда на виду, трудно было быть красивой в эпоху дефицита и типовой одежды, которую шили в Советском Союзе?
Мы за модой не гнались, просто покупали вещи, которые нам шли, гардероб был не очень большой, но все очень красивое и достойно выглядящее. Ничего специального я не шила, покупала в тех же магазинах, что и все. Мы бредили не модой, а театром, съемками в кино, своими гастролями, ездили даже в самые дальние глубинки, говорили с людьми, не думали, какой бы диван отхватить или еще что-то. У нас было все, но самое необходимое.
А сейчас что ни актриса, то лицо бренда…
Тоже смотрю на молодых, они если собираются куда-то – два часа на макияж, час на прическу. А мне сказали: «У нас вечером премьера», я сама себе собрала прическу, надела что-то красивое из того, что когда-то покупала, реснички подкрасила – и готово.
Но не все же такие красивые, как вы, некоторым надо постараться, чтобы не ударить в грязь лицом…
Да не в этом дело. Сейчас это какая-то мода на то, чтобы что-то с собой сделать, и это почти все девушки и женщины делают, неважно, какие у них внешние данные, даже совсем молоденькие, которым вообще ничего не нужно, чтобы хорошо выглядеть. Может, я не права, честно говоря, даже боюсь кого-то критиковать, но смотришь порой сериал, у всех актрис ресницы, брови сделаны, тут наклеено, там нарисовано, тут подмазано. Все же одинаковыми становятся! Я не знаю, может, они ленятся ресницы красить? Я, например, до сих пор сама крашу, любые ресницы можно накрасить красиво! Иногда мне визажисты делают макияж, это очень редко, но бывает, и пытаются откорректировать брови, я им говорю: «Не трогать!», у меня самой форма красивая, нужно лишь слегка подкрасить и все. А если слишком ярко красят, заставляю их это стирать.
Спрашиваю у вас как у одной из самых красивых женщин казахского кино, красота – это дар или ноша?
Красота – это, безусловно, великое счастье, но это не его синоним. У всех людей, и красивых в том числе, судьба складывается по-разному, одним везет, другим – нет, сколько несчастных среди первых красавиц… Думаете, все эти «мисс Вселенная» счастливые? Ничего подобного, сколько из них погибло, сколько женщин пережили предательство, зависть. Я же знаю, что меня тоже не особо любили. Но я человек, который никогда не оглядывался ни на кого, не смотрел и не слушал, кто про меня что сказал и что он там думает обо мне. Я была увлечена своей работой, театром, семьей, друзьями и на таких не обращала внимания – витала где-то в своих творческих мыслях и только спустя годы узнавала об их нелюбви. Ничего страшного, просто не нужно к завистникам прислушиваться – и все.
Наверное, в этом и есть один из секретов успеха – делать то, что нравится, не оглядываясь ни на кого?
Конечно, а то так и полжизни может пройти. Иногда людям что-то хочется, а они не делают этого, думают: удобно – неудобно. Да все удобно, что делается честно, красиво и хорошо. А про красоту хотела добавить, что это очень субъективное понятие. Что такое красота? Бывает – холодная, недоступная, а бывает – человек просто симпатичный, а в душе его столько красоты, что он еще краше кажется. Вот нас четыре сестры и все красавицы, каждая по-своему. Так что красота – это скорее философско-поэтическая категория.
А как вы к пластической хирургии относитесь?
Если кто делает, то ничего против не имею, никому не хочется стареть, но надо делать это красиво, чтобы выглядело более-менее естественно и аккуратно. Я хорошо знаю многих советских актрис, их лица и вижу сейчас, что у некоторых пластические операции, иногда вмешательства удачные, иногда изменения в глаза бросаются. Если человек хочет выглядеть лучше, пусть выглядит, кто запрещает, сейчас даже мужчины операции делают, но надо найти такого хирурга, чтобы все было сделано незаметно и красиво.
Читала интервью относительно недавнее, которое было у вас лет пять назад. И там вы говорите, что и сейчас могли бы сесть в седло, правда?
Правда, я ничего не забыла и, слава Всевышнему, еще в хорошей форме. Я ведь сама в фильме скакала, без дублеров, Куман так вообще и скакал, и прыгал на ходу, и падал, и тоже без дублера. А у меня еще лошадь была с норовом – арабская порода, они не могут стоять спокойно на месте, все время перебирают ногами, только к концу съемок совладала с ней и ездила без страха.
Удивительно, что с такой вашей фактурой, сохранившейся красотой и вашей историей вас сейчас не встретишь на большом экране, почему? Кроме комедии Ермека Турсунова, где вы сыграли, ничего не приходит на ум.
Про него не вспоминайте, мы согласились, потому что команда актеров собралась интересная, мы даже особо не заработали на нем, там, кажется, все средства передавались детям из детского дома, не помню. Почему меня не видно сейчас на большом экране? Этот вопрос не ко мне, а к нашим режиссерам. Когда мы с Куманом еще были полны сил, хотели сниматься, никто не воспользовался нашим опытом. В Голливуде полно зрелых актеров, которые активно снимаются, у нас такого нет.
А если вдруг кто из режиссеров прочтет статью, предложит роль, снимитесь?
С удовольствием, давно не снималась. Предложений было много, но в сериалах, и я отказывалась, потому что все роли были похожими друг на друга. Жертвовать ради этого своим временем я не стала. А играть слепую или хромую бабку я не хочу, извините. А вообще очень люблю психологию, и если бы предложили какую-то драматическую, психологически сложную роль, я бы с радостью сыграла.
Какой совет вы бы дали молодым актрисам и актерам? У вас же сейчас много учеников, вы ведь преподаете в Национальном университете искусств в Астане?
Да, много, и я уже вижу, кто из них станет актером, кто останется в профессии, кто нет, а кто тут вообще случайно оказался. Но я никого осуждаю, если хочется попробовать свои силы, если идут учиться на актеров, то пусть пробуют, может, они не станут великими актерами, но будут служить искусству по-другому, например работать с детьми или найдут себя на телевидении. Понимаете, для того чтобы стать настоящим актером с хорошей фильмографией, нужно иметь не только талант и желание, нужно, чтобы человек попал в нужные руки, к режиссеру, который смог бы раскрыть его потенциал и направить в правильное русло. Я всегда говорю своим студентам: не сидите и не ждите, пока режиссер даст вам эту роль, пробуйте сами – смотрите, наблюдайте, изучайте, примеряйтесь к тому, что хотели бы сыграть. Говорите с режиссерами, худсоветом, проявляйте инициативу, а так на блюдечке вам никто ничего не принесет. Не бывает так, чтобы раз – и все роли твои. Я тоже сидела на репетициях, смотрела, готовилась, мои роли в спектаклях «Каракоз» и «Материнском поле» так ко мне и пришли. Но это большой труд, надо наблюдать, изучать, учить, смотреть все. Мы же все спектакли смотрели по три-четыре раза в двух-трех составах. Я своих студентов также заставляю много смотреть, всем интересоваться, если есть время. Сейчас ведь время космическое, нужно за-ра-ба-ты-вать.
Но молодежь вам интересна? Хорошее поколение получилось?
Очень хорошее, талантливые дети в Казахстане, просто они немного с другим мировоззрением, чем у нас, рассуждают своеобразно – не так, как мы. Может, это потому, что у них переизбыток информации? Не знаю, у нас ведь даже и телевизоров не было, а у них сейчас у каждого свой, в телефоне. Но если бы эта информация была вся полезной, а то ведь вижу, что они там смотрят: кто что поел, кто как женился, у кого какое платье, непонятно что. Зачем эти осеки собирать? Это пустая трата времени.
Есть ли у вас известные ученики?
Они только начинают, но талантливых достаточно. Пока я выпустила один курс, и многие мои ученики уже смогли найти себе работу. Работают по всей стране: и в столичных театрах, и в Астане, и в Туркестане, и в Павлодаре, и в Петропавловске.
А ваши дети-внуки быть актерами не хотят? Все-таки два известнейших актера в семье.
Старшая дочь была телеведущей, младшая поет, помню, мы с ней вместе в 2014 году ездили в Украину на шоу «Хочу в Виа-гру!». Внуки не горят желанием, хотя все они очень любят кино.
Вы такая ответственная и самоотверженная бабушка, как вам ни позвонишь, вы все время с внуком. Я думала, актрисы – это немного другие бабушки, помогаете дочкам с воспитанием их детей?
Конечно, помогаю, и со старшими внуками помогала, и сейчас тоже. У меня и мама такая была. А что не помогать? Хорошо, когда время есть. Сейчас начнутся занятия и не будет его хватать.
О чем мечтает такой человек, как вы, у кого жизнь выглядит как кино: первая роль – и сразу оглушительный успех, тут же вышли замуж за своего партнера по фильму, и не просто парня, а первого красавца, потом один брак на всю жизнь. Ну сказка же?
Это только со стороны кажется, что все это кино и сказка, на самом деле это большой труд. Наверное, люди думают, что мы в золоте купались. Ничего подобного. Красота, успех, таланты, семья – все это было, но ведь надо было это все удержать, а это труд. А мечты есть у любого. Даже Куман, который ушел, как мне кажется, рано – ему только 72 было, он ведь тоже мечтал, не все его мечты сбылись. Мы мечтали снять документальный фильм к 50-летию «Кыз-Жибек» – он его, к сожалению, уже не увидит. Получилось хорошее кино, фильм сняла моя сестра – Алма Утекешева, и моя дочь Жибек Тастамбекова тоже принимала в съемках активное участие. Сейчас я мечтаю выпустить книгу, посвященную его жизни и творчеству, и альбом о фильме, легендарный ведь фильм. Мне кажется это особенно важным сейчас, в век цифровой информации. Человек возьмет в руки этот альбом, пусть не будет все читать, но полистает, вспомнит, уже приятно. Сейчас я как раз занимаюсь тем, чтобы сохранять все наше наследие. У меня много материала, в том числе газет тех лет, афиш, книг. Я это собираю и сдаю все в архив, музеи, библиотеки, ведь дети, внуки и правнуки не будут заниматься этим, вы совсем другие, если ваши ровесники берут что-то с собой при переезде, разве что небольшой альбом со своими фотографиями и все. Так что мечты такие – сохранить наследие, выпустить альбом и книгу.
МАКИЯЖ: ЗЭ КЭРИ; СТИЛИСТ ПО ВОЛОСАМ: САЯ МУХТАРОВА. ЦВЕТЫ: LACY BIRD АСТАНА.