Мадина Акылбекова – казахстанская актриса, которая почти 15 лет играет в казахских сериалах и фильмах. По-настоящему ее звезда зажглась после фильма «Мадина», чья мировая премьера прошла в Токио в прошлом году. Фильм о домашнем насилии и матери-одиночке, нашедшей в себе силы бороться за свое достоинство, создан по истории, которую пережила Мадина, и был очень тепло принят фестивальной публикой. В этом году она номинирована на премию APSA, которую называют азиатским «Оскаром». Кинокритик Галия Байжанова поговорила с актрисой о том, что сделало ее сильной и стоило ли открывать людям душу.
Фото: АРДАК САТБАЕВА ARDAK SATBAYEVA
Стиль: АНЕЛЬ ТЕН ANEL TEN
Директор моды: ЛАРИСА АЗАНОВА LARISSA AZANOVA
Интервью: ГАЛИЯ БАЙЖАНОВА GALIYA BAIZHANOVA
Мадина, у вас такой бешеный график – несколько дней в США, потом два дня в Алматы, затем на две недели в Индонезию и Австралию, как вы это выдерживаете?
Усталость есть, но она настолько приятная и заряжающая! Я ведь мечтала о таком всю жизнь!
Я смотрю, вы себя не жалеете – не пропускаете ни одной премьеры, будь то Лос-Анджелес или вообще другой край света…
Потому что это не просто очередная роль, а очень личный для меня фильм, снятый, как вы знаете, по моей истории. К тому же я снимаюсь там с моей дочерью. Это дорогие для меня воспоминания.
Вы уже объездили, кажется, полсвета, где была самая запоминающаяся встреча со зрителями?
Не могу выделить, везде по-разному, но всюду очень интересно. Премьера была в Токио, Токийский кинофестиваль покорил мое сердце – такая благодарная публика, эмоции зрителей, хорошая организация, сама страна, все было великолепно. Повторюсь, что фестивали разные и в каждой стране какая-то своя изюминка, такая разность культур, разность восприятия. В Индии, например, весь фестиваль проходил на улице, а у меня было платье в пол, туфли на высоком каблуке. Было совсем по-другому, чем у нас, но мне очень понравилось там.
У вас уже несколько наград за «Мадину», в том числе за лучшую женскую роль, вас хорошо принимают везде, получается, ваша история понятна всем?
Да, когда мы снимали, мне казалось, что это локальная история – про Казахстан, про казахскую девушку, женщину, но, оказывается, проблемы у всех одинаковые во всем мире и проблема домашнего насилия одинаково откликается и казашкам, и японкам, и испанкам, все плачут, потому что переживали подобное. В Лос-Анджелесе к нам подходили американки и говорили: вы отразили нашу реальность, хотя, казалось бы, где-где, а в США женщины очень эмансипированы. Тогда я поняла, что творчество не имеет границ, все истории общие для всех. Я переживала, что нам могут сказать: вот, оказывается, как у вас в Казахстане. Нет, все правильно все поняли.
Вы говорили, что для многих этот фильм стал даже вдохновляющим, ведь ваша героиня борется…
Да, женщины, которые воспитывают детей одни, которые, возможно, подвергались домашнему бытовому насилию, многие из них отмечали, что «Мадина» мотивирует, наш проект дает таким девушкам надежду на то, что они способны изменить ситуацию. Даже после таких тяжелейших событий можно собраться с силами и жить дальше, не застревать в своей боли.
Ваша основная аудитория – это женщины?
Нет, среди тех, кого тронула лента, было и много мужчин, и не только потому, что один из наших героев мужского пола, если вы помните, он тоже пострадал от насилия. Подходили со словами благодарности и женщины, и мужчины. Мне кажется, у насилия нет пола.
В своем Instagram, вы совершенно другой человек, чем в этой драме, – яркая, легкая, веселая, какая вы в жизни?
Да, я пережила болезненные события, мне было больно, но я решила не оставаться в этом и выбрала жить дальше и наслаждаться жизнью. У меня, конечно, был период, как у всех, кто проходит через травму, когда ты начинаешь обвинять всех вокруг, тебе тяжело и плохо, я была в этом состоянии, но это не сделало меня сильнее и лучше и моя жизнь не стала от этого как-то красочнее. Поэтому я решила менять это, у меня и в жизни так – раскисла, потом собралась, взяла всю волю в кулак и идешь работать – улыбаешься и пытаешься шаг за шагом менять свое состояние, и это проходит.
А вас эти просмотры на фестивале не травмируют снова и снова, напоминая о пережитом?
Нет, на фестивалях я всегда остаюсь в зале и смотрю фильм вместе со зрителями, плачу на каждом показе, но для меня это психотерапия. Помню, во время съемок меня так триггерили некоторые ситуации, что я начинала рыдать, тогда вся группа пыталась меня привести в чувство. Но нельзя было расклеиться: рядом была дочка, а перед ребенком мамы хотят выглядеть сильнее, чем они есть. Пришлось брать себя в руки.
А есть сцены, которые целиком взяты из вашей жизни? Там есть художественный вымысел?
Конечно, есть, ведь это не документальный фильм обо мне, это кино. Но там есть одна сцена, когда мужчина приходит в танцевальный класс, где моя героиня проводит уроки, и начинает себя агрессивно вести – мол, что тебе от меня надо? Это из моей биографии. Когда мы снимали эту сцену, я рыдала минут 15 и не могла остановиться, меня вся группа успокаивала: «Мадина, солнце уходит, пожалуйста, соберись!», а у меня разрыв сердца. Сейчас эта боль уже прожита. Я счастлива, что смогла пройти через эти испытания, в конце концов у меня родилась потрясающая дочь, которую я очень люблю.
Вам бы хотелось, чтобы человек, заставивший вас страдать, посмотрел этот фильм?
Мне, честно говоря, все равно – увидит он это, не увидит. Я абсолютно ничего уже к нему не испытываю, даже боли, мне безразлично.
Интересно, а как вы со своей режиссеркой Айжан Касымбек познакомились? И это была ваша инициатива — снять кино по своей истории?
У нас с Айжан общая подруга, которая проводила фестиваль классической музыки, где мы обе были, при знакомстве там и выяснилось, что она — режиссер, а я — актриса. Со временем мы начали общаться, дружить, я забеременела, случились все эти события, я рассказывала об этом, а Айжан слушала. На всех Q8 А она говорит, что она та самая подруга, которая одной рукой утешает, а другой делает заметки в блокноте. Когда она предложила снять фильм, я была против. Я из традиционной казахской семьи, где ничего не выносят на публику, а сейчас я должна вынести свою боль на всеобщее обозрение? Но тогда она сказала мне интересную вещь: но ведь это будет не только про тебя, вдруг это кому-то поможет.
И вы сдались?
Да, но если бы наши отношения не строились на таком тотальном доверии, если бы на месте Айжан был бы какой-то другой режиссер, не знаю, смогла бы я пройти этот путь или нет. Ведь в процессе работы я рассказывала сокровенные вещи и делилась своими внутренними переживаниями, некоторые из них долго кровоточили внутри. К счастью, все это в прошлом. Сейчас моя жизнь совсем другая, хочется говорить о хорошем.
Давайте тогда начнем с самых первых ваших шагов, я с удивлением узнала, что вы учились на мехмате!
Да, я родилась в Алматы, училась в 139-й гимназии, в математическом классе. Была отличницей и старостой, окончила школу с золотой медалью, особенно легко мне давались точные науки: математика, физика, поэтому я по инерции поступила на мехмат КазНУ им. аль-Фараби, окончила университет с отличием и благополучно забыла про математику.
А как же вы в актрисах оказались?
Меня всегда тянуло в творчество, я училась в музыкальной школе по классу «фортепиано», пела в хоре, танцевала – занималась и хореографией, и восточными танцами, и бальными. Со второго класса на сцене. Всегда была активисткой, участвовала во всем: во всех конкурсах, кружках, в самодеятельности. Если спрашивали: «Кто хочет поучаствовать?», Мадина всегда тянула руку. Когда получила диплом и поняла, что математика мне неинтересна, захотелось попробовать свои силы в актерстве, я стала ходить на всевозможные кастинги, и одним из первых проектов, где мне сказали «да», стал фильм «Коктейль для звезды», продюсером которого была Баян тогда еще Есентаева.
Какой это был год?
2010-й. Тогда все только начиналось. У меня была короткая стрижка, смешная такая укладка, и, когда я пришла на кастинг и увидела всех этих длинноволосых девушек в черных коротких платьях и на каблуках, у меня самооценка тут же упала. К тому же я записалась девятитысячной что ли, там был миллиард людей. В этот момент мимо проходила кастинг-директор проекта Меруерт Есен, заметила меня и позвала с собой. Девочки возмущались, но я все равно пошла.
Вы как героиня этого фильма – из простой девчонки в звезды…
Сразу получить главную роль у меня, конечно, не получилось, но меня заметили. Я увидела Баян, сказала: «Здравствуйте!», она подняла на меня взгляд, говорит: «Петь умеешь?». Я говорю: «Да!» – спела, и мне дали роль со словами! Слова были такие: «Ты следующая!». Потом еще и спела. К сожалению, то мое выступление не вошло в финальный монтаж, только одна фраза, но оператор проекта Дмитрий Карабецкий запомнил меня, и, когда он уже режиссировал свой сериал «К вам едет доктор Ахметова», он сказал: найдите мне ту девочку с горящими глазами. Меня нашли, так проект за проектом втянулась.
Вы ведь недавно сыграли в новом проекте Баян, спустя 14 лет встретились с ней, но уже в другом качестве…
Да, меня пригласили на роль прокурора. Фильм снят по мотивам дела Бишимбаева, только там обвиняемый человек не мужчина, а женщина. Он тоже о домашнем насилии и обо всей этой теме. Когда я пришла к ним в офис, мы вспомнили о той моей первой мини-роли, смеялись. Тогда мне кастинг-директор, та же самая, что на «Коктейле для звезды», сказала: «Знаешь, почему я тебя выбрала? Ты не просто отличалась от других, я видела, что ты остаешься в профессии». Права, получается, была.
А что для вас изменилось после «Мадины»?
Гонорар вырос. Мне стали предлагать интересные проекты, где есть что играть. Завтра должны быть пробы на международный проект: это шестисерийный казахстанско-турецкий исторический сериал для Netflix, посвященный Чингисхану. Я пробуюсь на роль Борте.
Как вы отреагировали на то, что стали номинанткой азиатского «Оскара» (Мадину Акылбекову номинировал фестиваль Asia Pacific Screen Awards. – Прим. ред.)? До вас номинировали только Самал Еслямову, насколько я помню.
На самом деле еще до конца не осознала. Сначала мне позвонила Айжан, я очень обрадовалась, но тогда еще не поняла, что все серьезно, потом пришло по e-mail официальное письмо с подтверждением, а через день они стали отмечать мой Instagram-аккаунт, и я даже разволновалась, не понимала, что происходит, но счастью не было предела. Мы всей командой радовались как дети – прыгали, в тот день все вместе пошли отмечать это событие.
А ваши последние успехи сделали вас более популярной?
Узнаваемость у меня уже была, ведь я снималась во множестве сериалов и в некоторых коммерческих картинах, например в комедии
«Тойхана» Алишера Утева. Там я играла бешеную медсестру и всем запомнилась, мне потом говорили: тебе надо в ужастиках сниматься. Так вот, люди довольно часто подходят фотографироваться, берут автографы, разговаривают. А с «Мадиной» пришла узнаваемость за границей, особенно приятно, когда на иностранные показы приходят соотечественники. Наши ребята приходили в Японии, там была популярная девушка- блогер Мадина, которая замужем за японцем и живет в Токио, были казахи в Германии, в Лос-Анджелесе, а вот в Филадельфии никто не пришел.
Так, может, там нет казахов просто?
Нет, есть, я нашла группу, где 800 человек, написала туда, всех пригласила, но ни один не пришел. Было немного обидно, что мы, казахи, не такие уж сплоченные, мы ведь представляем страну, а поддержки никакой не было, после писали казахи, которые живут в Вашингтоне, в других городах и штатах, но местных там не было. Надеюсь, в будущем нас будут поддерживать больше.
Вы можете сейчас позволить себе заниматься только актерством и больше ничем?
Пока нет, у нас был семейный бизнес, который поддерживал, если не было проектов, но сейчас мы его закрыли, я снимаюсь в рекламе, параллельно работала в театре. Правда, назвать те деньги, что я там получала, дополнительным доходом трудно, скорее это была дополнительная занятость. Но мне пришлось уйти из театра, ведь это занимало большое количество времени, а по итогу приходилось отпрашиваться на свои же съемки. Там еще у многих ощущение, что только в театре можно заниматься искусством и творчеством, а в кино мы все просто развлекаемся. У всех театралов есть такая фраза: театру служат. Я выбрала кино.
Хотела вернуться к «Мадине», проката картины в Казахстане не было, вы бы хотели, чтобы он был?
Думаю, хотела бы. Премьера-то была, я сильно переживала, ведь то, как воспримут твою работу дома, особенно важно.
Я почему спрашиваю, в фильме есть прекрасная сцена в бассейне, где вы плаваете обнаженной, в нашей уятской стране – вещь рискованная, сами понимаете…
Да, поэтому переживала вдвойне, смогут наши люди правильно воспринять эту сцену? Ведь это же искусство, и надо понимать, что я плаваю обнаженной не потому, что хочу показать свое тело. В итоге на премьере в Алматы картину приняли очень тепло. Но там и публика была подготовленная.
А вам все еще важно чужое мнение?
Не могу сказать, что я такая прямо железобетонная и непробиваемая, но я однозначно стала сильнее, мне стало проще реагировать на хейт, особенно после того как я сыграла свою первую отрицательную роль. Помню, после выхода сериала «Жибек» – он был очень популярный – мне в личку стали писать не очень приятные сообщения, еще и с оскорблениями: сорлы, сұмырай. У меня было желание закрыть соцсети, но я подумала, а почему я должна на это реагировать? Когда я играла эту роль, я кайфовала, так она мне нравилась.
А кого вы там сыграли?
Няню, которая приходит в семью, женит на себе хозяина, сводит с ума его жену, доводит ее до суицида. Когда приезжала потом к родственникам, мне говорили: «Мадина, пожалуйста, не играй такие роли». Словно им было стыдно за меня, но ведь это всего лишь роль! И что еще удивляет в наших людях, что они как будто бы абсолютно не понимают, что есть персонаж, а есть человек, сыгравший роль. Ладно бы они критиковали персонажа, но потом они могут переходить на меня и писать гадости уже мне, например о моей внешности. Впрочем, сейчас я уже стала просто игнорировать такое.
Как же вас Айжан уговорила сняться обнаженной, зная нравы нашей публики?
Она мне объяснила, для чего это делается и какой в этом смысл. Для героини плавание под водой – символ очищения, она смыла эту грязь с себя, очистилась. До мировой премьеры я ведь фильм не видела и в Токио посмотрела картину первый раз, потому что Айжан не дает смотреть материал. Конечно, переживала и особенно за эту сцену, но, когда увидела, подумала…
Черт возьми, а я хороша!
Да! Лакомый кусочек! Тогда подумала, что через много-много лет, когда я буду дряхлая бабулечка, как та старушка из «Титаника», я буду говорить: а знаете, какая я была! Посмотрите мой фильм «Мадина»!
Сложно было снимать эту сцену? Вы хорошо плаваете?
Хорошо, но было так много дублей, что под конец уже было больно, я ныряла 20 миллионов раз, было ощущение, что вода стала затекать в мозг. Все щипало. Наша бедная Айгуль, операторка, испытала все прелести подводной съемки вместе со мной, ей еще подвязывали грузики, чтобы она не всплывала на поверхность. Господи, это было сложно. Под конец я была уже никакая – трясущаяся, дрожащая, а мы все снимаем и снимаем. Хотя, если сравнить с другими съемочными командами, мы работали довольно быстро, съемочные дни у нас были максимально расписаны, это было малобюджетное кино.
Давайте поговорим о материнстве, вы, оказывается, включенная мама – сами укладываете ребенка спать, даже если утром прилетели из Лос-Анджелеса, а потом выдержали нашу четырехчасовую съемку…
Материнство – самое прекрасное, что случилось со мной, и одновременно самое сильное, что меня изменило. Знаете, первое время я даже скучала по своей беззаботной, легкой жизни, но потом привыкла так, что не мыслю себя отдельно от ребенка. У меня даже дней рождения как будто два: один мой день рождения, а другой – моей дочки Амиры. Она у меня очень хорошая, и у нас с ней близкие отношения. Сейчас ей шесть, и мы уже начинаем с ней разговаривать по-взрослому.
Шесть? В фильме ведь ей года два?
Так он снимался четыре года назад. Мне было, конечно, очень сложно на площадке, потому что я сама для себя не могла уяснить, кто я на площадке: актриса или мама? Но потом поняла, что мамское у меня все-таки преобладает. Если Амира уснула или ей было прохладно, некомфортно, я просила перестроить сцены, подстроиться под нее. Дополнительная трудность съемок с двухлетним ребенком – это то, что дублей не может быть, она еще играет не по сценарию, приходилось импровизировать. Мы шутили, что сорежиссером фильма была Амира, все сцены с собой режиссировала она сама.
Вы бы хотели, чтобы она была актрисой?
Пока у меня нет ответа. Да, это зависимая профессия, ты постоянно живешь в каком-то подвешенном состоянии, у тебя по деньгам то густо, то пусто, но если есть желание, то я ей мешать не буду. Она девочка талантливая, уже снималась и в рекламе, и в эпизоде в «Пацанских историях». Но какого-то большого желания стать актрисой у нее нет, она за комфорт и страдать ради кадра – не про нее. Но знаете, что интересно? Недавно мы с ней идем в торговом центре, подбежал мальчик, попросил сфотографироваться, а она говорит: «Почему он со мной не фоткается? Я ведь тоже актриса!». Была искренне возмущена. Внимание она любит: ей нравится фотографироваться, выбирать фото, говорит: эту на аватарку поставь, любит всякие девочковые процедуры – масочки, вот это все.
Стало быть, самое время поговорить о секретах красоты!
У меня нет большого количества времени для салонных процедур, но я поддерживаю форму дома. После того как дочку провожу в школу, занимаюсь пилатесом, делаю гимнастику для лица, массаж, думаю о хорошем и настраиваюсь на позитивный день.
Как вы думаете, как бы сложилась ваша жизнь, если бы вы стали математиком?
Трудно сказать. Но столько бессонных ночей, слез было пролито, сейчас думаю: зачем? Шесть разновидностей математики, дискретная теория механики, сопромат, господи, чего там только не было! Столько матерных слов вы нигде не услышите. Но думаю, все-таки стоило учиться математике, хотя бы для того, чтобы объяснять математику своему ребенку. Пока у нас арифметика, там все просто, а вот когда пойдут все эти синусы, косинусы, тангенсы, котангенсы, думаю, объяснить дочке смогу. О своем математическом образовании я не жалею, ведь благодаря ему у меня аналитический склад ума, это мне помогает. Творческих людей всегда уносят эмоции, а я могу балансировать.
Есть у вас любимый математический закон?
А можно из физики? Мне нравится третий закон Ньютона, который утверждает, что любое действие вызывает равное и противоположное противодействие. Например, когда вы толкаете дверь, дверь толкает вас с такой же силой в противоположную сторону. Если перевести это в нашу жизнь, то получается, чем больше на тебя наваливается проблем, чем больше жизнь на тебя давит, тем больше ты меняешь жизнь. Ничего не происходит просто так, просто ты меняешь свое отношение и идешь дальше.
МАКИЯЖ И ПРИЧЕСКА: АЙГЕРИМ ДЖАКСЫЛЫКОВА (САЛОН КРАСОТЫ BALLA BEAUTY STUDIO); РЕТУШЬ: ДАНИЛА РЕБРО.