После прошедшей в Алматы творческой встречи фотограф Андрей Никольский рассказал Harper’s BAZAAR Kazakhstan о том, какого это — работать в жанре «бизнес», почему fashion-фотографию создать сложнее всего и что же будет с глянцем в будущем.

Расскажите пару слов о прошедшей творческой встрече. Какие у вас впечатления?

Так как у меня большой бэкграунд по репортажной фотографии, я привык наблюдать за людьми. Однако люди в Казахстане отличаются от жителей России. Мне очень понравились вопросы, которые задавали, сама беседа. Творческая встреча должна быть творческой для всех все-таки. 

Фотограф Андрей Никольский - о самых сложных жанрах фотографии и о том, когда "умрет" глянец

Среди слушателей были практикующие фотографы, которые «я уже снимаю, но хочу стать лучше»?

Да, конечно. Возможно, не было известных, но все же. Если человек еще жив, он всегда хочет стать лучше. Черепаха растет до самой смерти. Фотограф в своем профессиональном смысле должен быть, как черепаха, – развиваться до последнего момента. Может быть активное развитие, может быть «ничегонеделание», но все это несет свою пользу.

Был ли какой-то вопрос, который поставил вас в тупик?

Нет, все было достаточно предсказуемо.

А что запомнилось больше всего?

Мне запомнились больше всего доброта аудитории, ее вовлеченность и интерес. Это видно и слышно. Не было такого, чтобы кто-то пришел и такой: «Сейчас мы его постебем, чему он тут нас научит». Такое ранее бывало, люди по-разному развлекают свое эго. 

Знакомы ли вы с работами казахстанских фотографов, если да, то с чьими?

Да, знаком с работами Дамира Жукенова, который работает в Москве. У него реально крутые фотографии. Также знаю творчество Дарьи Дунич.

Поделитесь, пожалуйста, тремя основными правилами хорошего снимка.

Честность, открытость в контакте с человеком. Фотографию делает модель, поэтому важна правильно подобранная модель, а если мы говорим о модных съемках, то еще и стилист.

Вы, наверное, слышите, что каждый год глянец и печатные издания «хоронят», говоря, что принт уже неактуален и все уходят в диджитал. Какое мнение у вас на этот счёт как у фотографа? Неужели фото в интернете может заменить магию напечатанных кадров в журнале?

Принт существует достаточно долго и если и умрет, то самым последним. Точнее все умрут, а глянец еще будет. Но, возможно, он перейдет в диджитал, будет выпускаться раз в год, или, например, будет только сентябрьский номер выходить. Возможно, в нем изменится количество тиража. Но глянец точно не умрет.

Андрей Никольский
Андрей Никольский

Для вас есть разница: читать статью на сайте или открыть печатное издание? Чувствуете ли вы эту магию?

Да, конечно. Когда вы листаете журнал – там уже совершенно другая история, это бумага. Делать журнал – искусство. Просто печатные выпуски больше рассчитаны на эстетов, на более понимающую публику, которая умеет ценить этот труд. 

Смотрели Harper’s BAZAAR казахстанский?

Да, я смотрел. Мне нравится. Harper’s BAZAAR вообще недооцененное и крутое издание. Недооцененное, потому что в основном люди знают либо Vogue, либо Cosmopolitan. А более образованные люди знают еще и BAZAAR.

Так как Harper’s BAZAAR — это издание, в первую очередь, о моде, нам любопытно узнать, пробовали ли вы себя в fashion-съемке?

Пробовал, но понял, что я не fashion-фотограф. Fashion меньше про людей и больше про одежду. А я — больше про людей и меньше про одежду. Хотя мне нравится fashion. Это очень крутая тема. Знаете, есть какие-то нереализованные мечты быть fashion-фотографом. Но я не вижу так красиво этот мир. Мне кажется, я вижу его более реалистично. 

Фотограф Андрей Никольский - о самых сложных жанрах фотографии и о том, когда "умрет" глянец
Автор снимка: Андрей Никольский

А если что-то про fashion снять, но с точки зрения фотографа, который снимает ситуации, людей?

Наверное, Питер Линдберг так и снимал. Почему он мне нравится: мы отчасти похожи с ним по мировоззрению. Он брал гламурных моделей, одевал их, создавал какую-то мизансцену, хорошо и красиво это видел. Они даже жили у него. Он снимал какую-то маленькую репортажную историю, они снимались в его маленьком кино. 

Если вы возьмете какие-то групповые съемки, то увидите, что они все на самом деле там что-то делают. Даже просто курят. Поэтому у него много курящих людей. Я был с ним на встрече. Его спросили: «А почему у вас все курят?». А он ответил: «А что им еще делать?». В общем, на его снимках есть какое-то действие.

В советском кино тоже такое было. Как-то позвали на пробы актрису, очень известную, на съемки фильма Тодоровского. Ей очень нужна была работа. И ее снимали с нескольких скрытых камер. Она сидела за столиком, пила кофе на последние деньги, нервно курила сигареты. И там весь этот нервный сюжет показан, очень крутая съемка. Поэтому fashion – это про команду, про красоту. Это про фотографа, но и не про него одновременно. 

Андрей Никольский
Автор снимка: Андрей Никольский

Вы больше известны как бизнес-фотограф, расскажите об этом опыте. Обозначьте, какие самые сложные типы съемок, по вашему мнению, существуют?

Fashion, безусловно, на первом месте. Такие съемки самые сложные и по количеству людей, и для фотографа лично. Вы должны доверять вкусу людей из вашей команды. Съемки животных – таких я почти никогда не снимал. Это сложно, на мой взгляд, но я бы избегал таких вещей. Это негуманно.

Бизнес-съемки сложны тем, что важно общение с людьми. Вы работаете с непрофессиональными моделями. В журналах появляются профессиональные модели – они умеют хорошо двигаться, фотогеничны, как их не сними – все равно хорошо получится. В этой части fashion проще. Но когда вы снимаете бизнес, вы должны сделать так, чтобы человек хорошо работал в кадре не три дня, а максимум два часа.

Андрей Никольский
Автор фото: Андрей Никольский

Похоже на свидание, вы два часа проводите с малознакомым человеком...

Но в свидании важен дальнейший результат, а в фотосессии сам процесс. В первом свидании смысл заключается в том, чтобы случилось и второе, и третье свидания. А в конечном итоге — создание семьи. В фотографии — по-другому. Хорошо, что этот человек пришел к вам, с точки зрения бизнеса, хорошо, если придет снова. Есть те, кто приходит постоянно. Однако люди за фотосессией для бизнеса не так часто приходят и хорошо, если приходят к вам.


Автор. Harper’s BAZAAR Kazakhstan. Фото. Личный архив героя.

Поделиться: