Роза Рымбаева – поразительная артистка и удивительная женщина, популярности которой не мешают ни время, ни политика, ни экономика. Неотразимая на сцене, главная икона казахстанской эстрады в свободное время с удовольствием примеряет на себя роль бабушки. Отметив в прошлом году 50-летний юбилей своей артистической карьеры, Роза Рымбаева рассказала Harper’s BAZAAR Kazakhstan о том, чем профессия певца похожа на скачки по пересеченной местности, зачем музыканту актерское образование и как звездам Instagram стоит правильно использовать свои 15 минут славы.

Фото: МИРАС БАЯНОВ MIRAS BAYANOV

Стиль: ГУЗЕЛЬ МУРАТБЕКОВА GUZEL MURATBEKOVA

Интервью: ЮЛИЯ ЗОЛКИНА JULIA ZOLKINA

Роза Куанышевна, вы только что вернулись из Витебска, где возглавляли жюри фестиваля «Славянский базар». Для вас это один из многих конкурсов?

«Славянский базар» – особенное явление в СНГ. Других фестивалей такого масштаба я не вижу: организация, оформление и оснащение сцены этого мероприятия поражают, а я хорошо знакома с устройством многих международных конкурсов, в том числе и европейских. Участники фестиваля – признанные звезды шоу-бизнеса, благодаря чему на «Славянском базаре» были зрители из 42 стран.

Поэтому мы так тщательно отбираем участников на «Славянский базар», и, к слову, наши певцы и танцоры там всегда впереди. В этом году наш талантливый вокалист Ерназар Жубан победил в конкурсе молодых исполнителей эстрадной песни. Без сомнения, сегодня этот музыкант европейского направления, с современной джазовой подачей – лучший в Казахстане.

К слову, Ерназар претендовал и на гран-при, но уступил молдавскому исполнителю. Последнее совещание жюри, на котором это решалось, прошло без моего участия – мы с представителем Молдовы взяли самоотвод. Хотя я как председатель жюри имела право на один добавочный голос, но, будучи человеком честным, не стала его использовать. Это затем обсуждали весь вечер – как благородно поступила Рымбаева, позволив жюри присудить награду без нее.

Имя розы: Роза Рымбаева — о том, чем профессия певца похожа на скачки, зачем музыканту актерское образование и как звездам Instagram стоит правильно использовать свои 15 минут славы
ПИДЖАК, LANGER; БРЮКИ, BLOSSOM; КОЛЬЕ, СЕРЬГИ, ВСЕ FARRO

Мало кто понимает суть и смысл таких фестивалей, как вы, ведь ваша творческая судьба неразрывно связана с этими громкими музыкальными событиями – «Песня года», «С песней по жизни», «Золотой Орфей», «Сопот», «Алтын микрофон» и другими.

Я участвовала в семи крупных конкурсах – одном республиканском, двух всесоюзных и четырех между народных – и знаю, что это значит. С каждым из них набираешься опыта, становишься сильнее и собраннее. Знаете, это похоже на байгу. Каждый из этих конкурсов дает определенную школу, добавляет выносливости, ты сравниваешь себя с другими и готовишься к следующему
фестивалю – как спортсмен.

Тут важно понимать, что оставаться на том же уровне, на каком ты начинал, невозможно – необходимо постоянно расти. Артист взрослеет, вместе с этим у него и выступления, и репертуар должны соответствовать возрасту. Продолжать работать с тем же репертуаром, который был у 18-летней девочки, глупо.

Помню, как в одном из интервью вы говорили, что впервые исполнили песню «Любовь настала» на конкурсе «Песня года – 1979», не осознавая ее глубины. Вы всегда так серьезно относились к подбору репертуара? Неужели думаете, что тогда вам эту песню петь не стоило?

Нет. Но тогда я ее пела как 22-летняя девочка, которая только открывала для себя любовь. Сейчас я зрелый человек, мне уже под 70 – и я пою «Любовь настала» с осознанием того, что это чувство пришло слишком поздно. Время вносит свои коррективы и дарит понимание того, о чем ты поешь, – а песня в итоге становится весомее, глубже.

Эту композицию сегодня любят и молодые исполнители – они поют в ней о чем-то своем, из своего понятия любви. Поют ее и взрослые – потому что для них это новая встреча с уже знакомым чувством. Настоящие песни с годами становятся только лучше, как выдержанное
вино, они не забываются, к ним всегда возвращаются. Представьте, я пою «Любовь настала» уже 45 лет!

Какие еще песни из вашего репертуара вам особенно важны?

Среди моих песен много так называемых голосовых хитов – я становилась лауреатом многих конкурсов именно за счет своего голоса, диапазона и правильного звучания этих песен. А на закрытом торжестве «Славянского базара» я пела песню «Утро нового дня», которую для фестиваля сочинил Али Окапов. Это песня для молодежи, и я специально заказала сыну такую вещь – о мире, о завтрашнем дне. Ее высоко оценили коллеги и зрители, отмечая, что я попала в атмосферу фестиваля.

Имя розы: Роза Рымбаева — о том, чем профессия певца похожа на скачки, зачем музыканту актерское образование и как звездам Instagram стоит правильно использовать свои 15 минут славы
ПИДЖАК, LANGER; БРЮКИ, BLOSSOM; КОЛЬЕ, СЕРЬГИ, ВСЕ FARRO

Вы невероятно везучая артистка – в вашей семье есть собственный композитор, который знает вас буквально всю свою жизнь.

Это правда. Оба моих сына – профессиональные композиторы, пианисты и аранжировщики. Я объясняю им, какой формат музыки мне нужен, и они пишут для меня песни. Думаю, это логично, ведь это их время, они творят сегодняшнюю музыку. А мне нужно быть в формате современной жизни – но с учетом моего собственного стиля исполнения и большого голоса. У меня есть возможность показать и широкий диапазон, и красивую мелодию – Али и Мади мне в этом помогают. Со сторонними композиторами сегодня я почти не работаю, доверяя сыновьям как музыкальным стилистам.

Вы с гордостью говорите, что ваши сыновья – музы канты. А был ли у них выбор при таких папе и маме?

Когда мы готовились отдавать Али в школу, у нас стоял выбор между математической и английской школами – и музыкальной школой-интернатом имени Куляш Байсеитовой. Мы мечтали о том, что старший сын станет инженером или дипломатом, а музыкантов в семье и без него достаточно. Но за месяц до поступления Али категорично заявил, что пойдет только в музыкальную школу по классу «фортепиано». Поэтому у нас не было особого выбора – фортепиано, так фортепиано.

Директором этой школы в то время был сокурсник Таскына (Таскын Окапов (1948–1999), супруг певицы. – Прим. ред.) – Охан Абдуллаев, и к нему мы Али и привели со словами: представляешь, ребенок хочет к вам. А в эту школу дети поступают шестилетними в подготовительный класс, чтобы готовиться к поступлению.

Али же за полгода, не зная ни одной ноты, догнал одноклассников и быстро стал лучшим в классе, а затем и в школе. Когда он сдавал экзамены по специальности, все собирались его послушать. После него Мади также пошел за братом в эту школу: «Я буду учиться там, где Али-ага». Его не интересовало, какая эта школа, справится ли он, – важно было, чтобы рядом был старший брат, как опора, как крыло.

Вы сами начали творческую карьеру в 18 лет. Как вы считаете, а у вас в принципе был выбор жизненного пути – или за вас решила семья, потом ваш муж, а затем «Золотой Орфей»?

Я всегда знала, что стану певицей. Мой старший брат тоже музыкант, мы вместе поступили и учились в Семипалатинском музыкальном училище, часто выступали дуэтом. Во время учебы я приехала в Алма-Ату, чтобы выступить на конкурсе песни, посвященном 30-летию Победы в Великой Отечественной войне. У меня сохранились черно-белые фотографии этого выступления – какая я приехала. Стою в босоножках, в обычном белом платье, позади играет большой оркестр, и я пою. У меня даже не было концертного платья, внешне я выглядела как подросток. Но все равно выиграла этот конкурс, и меня стали приглашать в Алма-Ату на концерты – и с 1976 года я живу здесь.

Под руководством мужа, с которым я познакомилась после конкурса, я достигла этого высокого уровня – Народного артиста, лауреата семи конкурсов и самой известной артистки в нашем Казахстане. Настоящая эстрадная звезда.

С тех пор прошло уже 50 лет, представляете – так годы летят. Казалось бы, уже взрослый человек – а каждый раз, выходя на сцену, волнуюсь как впервые. Будто очередной экзамен у меня и я его сдаю.

Имя розы: Роза Рымбаева — о том, чем профессия певца похожа на скачки, зачем музыканту актерское образование и как звездам Instagram стоит правильно использовать свои 15 минут славы
ПЛАТЬЕ, SOLACE LONDON; ШЛЯПА, GULZIRA ROSE; СЕРЬГИ, БРАСЛЕТ, КОЛЬЦА, ВСЕ FARRO

Вы не ощущаете усталости от полу века такой экзаменовки?

Фактически сейчас я на пенсии и такой нагрузки, как раньше, у меня нет. В советское время я могла уехать на несколько месяцев в тур на Дальний Восток или Крайний Север, на БАМ или Кавказ. Сейчас у меня есть выбор, но я все равно работаю на государственной службе – тружусь солисткой Республиканского концертного объединения «Казахконцерт». Также мы работаем с эстрадно-симфоническим оркестром акима Алматы под управлением замечательного дирижера Александра Белякова.

Вопрос о вашем голосе. Это удивительный инструмент, и обычный человек вряд ли может представить себе, как с ним жить, – это практически наш национальный бренд. Расскажите, как вы за ним ухаживаете, как готовитесь к выступлениям? Застраховано ли сопрано Розы Рымбаевой?

В наше время даже такого понятия, как страхование голоса, не было! Это сейчас модели страхуют ноги, а певицы – связки. Я же думаю, если природа тебе что-то дала – она это так просто не отнимет. Но как балерина каждый день стоит у станка и разогревает мышцы, как спортсмен тренируется – вокалист так же должен работать над голосом. Это работа мышц, голосовых связок и дыхания, это правильное пользование певческим аппаратом, а для этого надо держать форму, тогда ты будешь долго-долго петь и звучать. Плюс природные данные, которые надо неустанно развивать.

Поэтому я продолжаю работу над голосом – конечно, не каждый день, как в юности. Например, сейчас я только что прилетела с концерта и отдыхаю, а вскоре запланировано большое выступление в Темиртау на Дне металлурга, где я буду петь свои лучшие песни.

«Истинных мастеров мирового уровня мы, конечно, узнаем по концертам».

Какие у вас отношения с собственной популярностью? Позволяет ли она вести комфортный, свободный образ жизни, гулять с внуком, делать покупки – или кругом находят поклонники?

Я считаю, что популярность – это ответственность и популярный человек должен везде достойно выглядеть и соответствовать тем параметрам, к которым люди привыкли, смотря на тебя по телевизору, слушая твои песни, посещая концерты. Публика считает нас, артистов, людьми культуры, и от нас требуются вежливость и хорошая форма, умение правильно разговаривать, быть приветливым и добрым.

Ведь люди ко мне подходят из-за любви и интереса, хотят сфотографироваться на память, чтобы потом показывать родным – смотрите, это я с Розой Рымбаевой! Для людей это важное событие, и это очень приятно.

Я столько лет пою и, честно говоря, привыкла к тому, что поклонники подходят на улице, признаются в любви, делают комплименты. Для меня это признание моих слушателей – важная часть жизни. Но я стараюсь никогда не бросаться в глаза – на улице на мне чаще всего шляпа
и темные очки.

Почему вы так редко снимаетесь в кино? Фильм «До свидания, Медеу», где у вас не эпизод, а целая роль, был в далеком 1982 году. Проблема в том, что вам не нравится съемочный процесс – или нет сценария по душе?

Поймите, я все же не киноактриса, хотя после окончания театральнохудожественного института десять лет преподавала как профессор в Казахской академии искусств имени Темирбека Жургенова. Мои ученики сейчас успешно работают в кино, театрах, на телевидении. Что касается фильмов – особых предложений, к сожалению, никогда не было. Кроме того, в кино должны играть настоящие актеры, которые посвятили этому свою жизнь, а я все-таки больше певица, которая пользуется актерским мастерством на сцене.

Имя розы: Роза Рымбаева — о том, чем профессия певца похожа на скачки, зачем музыканту актерское образование и как звездам Instagram стоит правильно использовать свои 15 минут славы
ПИДЖАК, SAMIDEL’; БРЮКИ, M1/7; ОЧКИ, ALIYA VALERYEVNA; СЕРЬГИ, КОЛЬЕ, ВСЕ FARRO

А как же ваш автобиографический кинопроект «Роза»?

Это была идея моего сына, который уверен, что после 50 лет на сцене обо мне стоит снять фильм. С проектом была проделана огромная подготовительная работа, уже был готов сценарий, даже нашли актрису на главную роль. Мы несколько раз представали перед комиссией по вопросам государственной финансовой поддержки национальных фильмов, но так и не смогли ее пройти и получить средства на съемки. Хотя, признаться, у нас не так много артистов, достойных байопика, – например, мне очень жаль, что при жизни Ермека Серкебаева о нем не сняли фильмы, что режиссеры еще не работают над байопиками Алибека Днишева и Бибигуль Тулегеновой. Надеюсь, еще снимут в будущем.

Проект «Роза» был задуман не столько как история певицы, сколько как фильм о сильной женщине – молодой артистке, которая осталась без мужа с двумя детьми и вырастила их, оставшись собой и став звездой. Хотелось рассказать об интересных моментах своей жизни: какая я приехала в Алма-Ату, как росла, менялась и стала артисткой, о фестивалях, на которых я представляла еще Советский Союз, а не Казахстан. По сути, героиня фильма могла быть из любой сферы, но так как я певица и моя жизнь проходит на виду у всех, это и легло в основу сценария. Но пока проект, что называется, лежит на полке.

Имя розы: Роза Рымбаева — о том, чем профессия певца похожа на скачки, зачем музыканту актерское образование и как звездам Instagram стоит правильно использовать свои 15 минут славы
ПИДЖАК, LANGER; БРЮКИ, BLOSSOM; ШЛЯПА, GULZIRA ROSE; СЕРЬГИ, КОЛЬЕ, КОЛЬЦА, ВСЕ FARRO

Тем не менее вы реализуетесь как актриса на каждом концерте. Важная часть каждого вашего выступления – это еще и отыгрывание каждой песни. Этим, например, с первых концертов славится и Алла Пугачева.

Дело в том, что по образованию я актер театра и кино – как и Алла Борисовна, как и Лолита. Помните песни Людмилы Марковны Гурченко? Она тоже пела больше как актриса, и под конец жизни, когда голоса почти не было, ее талант был заметен особенно сильно. Актерское образование мне помогает быть уверенной, быть убедительной на сцене. Все, о чем ты поешь, надо пропускать через себя, а не просто стоять и голосом показывать. Нет, надо играть, жить
в этой музыке, в этих текстах.

Конечно, у себя на родине большую часть песен я пою на казахском языке, я на нем мыслю. Выезжая за рубеж, при подборе репертуара учитываю вкусы публики, которая казахского не понимает. Конечно, голос и мою игру они поймут, а текст – нет. У меня есть и песни, смысл которых понятен всем, – как песня «Алия», есть народная музыка, в которой важен колорит.

Как вы относитесь к со временной формуле успеха, которая суть однообразие? Современные студии не хотят рисковать деньгами, поэтому все хиты похожи друг на друга. Когда вы начинали свою карьеру, было ли что-то подобное – или все стремились к оригинальности?

В 70-х годах на советской сцене тоже цари ло однообразие. Первой, кто отличился и выделился из всех певиц, была Алла Борисовна. Ее «Арлекино» – совсем не типичная советская песня, и она ее отыграла и как актер, и как музыкант. Вспомните, как выглядели ее современницы: серьезные, правильные, ни одного лишнего шага по сцене. И вдруг выходит Пугачева в своем балахонистом платье, со странными ломаными движениями – и начинает хохотать на камеру. Это был совсем другой стиль! Революцию, которая открыла путь актерскому пению на советской эстраде, совершила именно Алла Борисовна. Любая ее вещь становится полноценной пьесой – «Женщина, которая поет», «Эй вы, там, наверху!», «Настоящий полковник». До нее такого шоу, конечно, не было.

Это огромная актерская работа, и чтобы быть такой не посредственной, свободной, нужно иметь определенный талант, быть истинным мастером сцены. Мы, начинающие певицы, на сцену шли со страхом, ровненько стояли и пели – нам нужно было набраться смелости, чтобы так выступить. А Пугачева просто жила в каждой песне.

Современные цифровые инструменты позволяют получить свои 15 минут славы – по Уорхолу – практически любому. Как вы считаете, это скорее помогает вытащить на свет настоящий талант – или дарит шанс пустышке?

Сегодня люди живут, уткнувшись в телефоны, высматривая, кто соригинальничает, кто выкинет что-то новенькое. Тут важен не уровень творчества, а умение оказаться в нужное время в нужном месте. Истинных мастеров мирового уровня мы, конечно, узнаем по концертам. Их творчество раскрывает их незаурядный интеллект и понимание настоящей музыки. А эти блогеры – лишь мимолетные вспышки. Думаю, получив популярность в Instagram, ты должен идти дальше, не повторяться, а без устали совершенствоваться. Такие мастера всегда интересны думающей публике.

Принятый недавно закон о криминализации быто вого насилия заставил всех нас задуматься о том, как изменился за последнее время формат семьи. Какова, на взгляд артистки, сделавшей головокружительную карьеру, роль женщины сегодня?

Отмечу, что я сделала карьеру при поддержке мужа, директора и художественного руководителя эстрадного ансамбля «Арай». Когда его не стало, я в первую очередь оставалась женщиной, матерью – а затем уже профессио нальной артисткой. Я продолжала работать по той школе, которую мне дал супруг, он оставался моим дирижером, даже когда его не стало.

Я уверена, что формат семейной жизни – как вести себя супругам, какой должна быть женщина при успешном мужчине и наоборот – определяется только общением между ними двоими. Такого закона нет, что если женщина успешна – то она во всем права. В семье важны взаимопонимание, поддержка друг друга, и свою роль должна понимать не только женщина, но и мужчина. Муж – это опора, защита, и если его жена достигает успеха – поддержи ее и радуйся!

Когда я выступала, мой муж всегда был за кулисами. Он готовил мое выступление от и до, наблюдая мой успех, видел результаты своей работы. А на сцене-то блистала я! Но он всегда был за меня горд и рад.

Поймите, сегодня кто-то в семье берет на себя первую роль, кто-то вторую, и у нас на Востоке чаще ведет, конечно, мужчина. Огромный ежедневный труд женщиныникем не оценивается. А это бесконечная страда – и мужчины осознают это, лишь оставшись на целый день дома один на один с ребенком, когда жена куда-то уезжает. Но в современной реальности эти роли, к счастью, сильно видоизменились.

«Настоящие песни с годами становятся только лучше, как выдержанное вино, они не забываются, к ним всегда возвращаются. Представьте, я пою «Любовь настала» уже 45 лет!»

Прошлый год был очень занятым для вас – вы праздновали 50-летие своей сценической карьеры. Это каким-то образом отразилось на ваших планах в этом году?

В прошлом году у меня действительно был целый ряд отчетных концертов – в областных филармониях, дворцах культуры, театрах. В городах, где были большие оркестры, я выступала с живым сопровождением. Я объехала с этим юбилейными концертами больше половины страны, как пианисты и вокалисты в них также участвовали мои сыновья. По сравнению с этим нынешний год достаточно спокойный, нагрузки гораздо меньше. Весной в рамках празднования Года туризма Казахстана в Китае я выступала на большом концерте в Пекине, давала концерты
в Ташкенте. Сейчас я работаю только по приглашению – если зовут, с удовольствием еду, чтобы выступить и на площади, и на театральной сцене, и с оркестром, и без него. К счастью, я артист универсальный и мне по силам любые площадки.

Этим летом мы всей семьей поедем отдыхать. Мы все живем по соседству – я, Мади и Али с семьей, часто обедаем и ужинаем вместе. Я специально продумала этот момент, чтобы каждый день общаться с сыновьями, гулять с внуком. Зейин так объединяет нас – всем интересны его первые шаги, первые слова. Не знаю, вырастет ли внук композитором, как его папа и дед, или певцом, как мама и бабушка, – но музыкальная школа для его развития точно не будет лишней.
А дальше поглядим.

Роза Рымбаева
ПЛАТЬЕ, SOLACE LONDON; СЕРЬГИ, КОЛЬЕ, БРАСЛЕТЫ, КОЛЬЦА, ВСЕ FARRO

МАКИЯЖ: НАЗЕРКЕ КОЗИНОВА; ПРИЧЕСКИ: НУРСУЛУ КАЛИБЕКОВА.

Поделиться: