Казахстанская певица Асия Оспанова – о сравнениях с Монеточкой, болезненном расставании, неудачных попытках записать коммерческий хит, феминизме и участии в Женском марше, а также о том, почему она не является «правильной пай-девочкой», как думают ее поклонники.

Фото и арт-дирекшн: БАХТИЯР БЕРКИН И МИКА БАРНИ BERKIN & MIKA

Стиль: ЗАРИНА ФАЙЗДРАХМАНОВА ZARINA FAYZDRAKHMANOVA

Интервью: ДИНАРА СЕРИКПАЕВА DINARA SERIKPAYEVA

Асия Оспанова

ДЖИНСЫ,  ФУТБОЛКА,  ВСЕ OFF WHITE;  КОЛЬЕ, MATHE; ПЕРЧАТКИ, СОБСТВЕННОСТЬ СТИЛИСТА.
Перед нашим интервью твой продюсер эксклюзивно дал мне послушать «демки» твоих новых песен. Они отличаются от того, что ты делала раньше. В них ты уверенно смотришь вперед, готова покорять новые вершины. Почему ты решила поменять курс своих текстов и музыки?

Я рада слышать, что это чувствуется. Для меня это очередное подтверждение моего творческого и личностного роста. Я намеренно не меняла направление, это получилось как-то естественно, само собой. Я взрослею, в моей жизни происходит много нового, взгляды меняются, трансформируются, и это отражается на моем творчестве.

Например, некоторые мои новые песни родились просто так. То есть им не предшествовало какое- то событие. Они были написаны налегке, когда я не грустила, а была вполне себе весела. Если сравнивать с моим первым EP «Ретроградный Меркурий», то он был полностью про расставание, полный меланхолии и страданий. А сейчас я не всегда пишу песни, связанные с жизненными трудностями, теперь нет необходимости проецировать все на себя. Я создаю сюжеты, героев в своих песнях, а сама выступаю в роли наблюдателя. Благодаря гострайтингу я научилась писать для других, не делаю свои собственные страдания исключительным ресурсом для творчества. Но все же первый сингл «Это так нужно», который вышел в конце апреля, полностью про меня. Я там обращаюсь сама к себе – все, что случается, даже если это тебя расстраивает, значит, так было нужно. Из этой ситуации ты должен извлечь полезное, расти и идти дальше. А трек «Так нельзя», который выйдет ближе к концу мая, – это про то, что нельзя пребывать в состоянии постоянной грусти, нужно подниматься и жить дальше. Слушать только себя и не слушать стереотипное общественное мнение с его вечным порицанием «так нельзя».

Возьму на себя смелость спрогнозировать успех песни «Это так нужно». Мне кажется, у нее есть все качества для того, чтобы стать хитом. Она заводная и легкая, под нее вполне можно зажигать на танцполе.

Я буду счастлива, если так и будет. Хотя сейчас все довольно непредсказуемо. Ты никогда не знаешь, что станет хитом, а что – нет. Невозможно делать какие-либо прогнозы. В музыке сейчас не поставишь определенные коммерческие планы, типа вложу одну сумму, а на выходе получу вдвое-втрое больше. Бывает так, что трек, который ты списал со счетов, думая, что немногие его поймут и оценят, вдруг становится очень популярным.

Карлос Сантана как-то говорил, что любого музыканта можно узнать всего по одной ноте. У каждого музыканта есть свой универсальный тон, словно опечаток пальца. Людям достаточно услышать одну ноту, чтобы узнать музыку Сантаны, Джона Колтрейна или Эрика Клэптона, например. А по какому универсальному тону можно узнать тебя?

Хороший вопрос. Я долгое время думала, что у меня какой-то неузнаваемый тембр, абсолютно обычный. А потом, когда стала выпускать треки и получать обратную связь, многие начали сравнивать меня с российской певицей Монеточкой. Говорили и до сих пор говорят, что у нас с ней похожие голоса. В первую очередь, мой универсальный тон – это узнаваемый тембр голоса, наверное. Во-вторых, в моих песнях, несмотря на грусть, всегда есть какая-то надежда. Во всех своих текстах даже в самых грустных и безвыходных ситуациях я оставляю луч надежды.

Кстати, а как ты относишься ко всем этим сравнениям с Монеточкой? Она как раз сейчас очень популярна. И твоя узнаваемость стремительно набирает обороты. Думаю, люди не перестанут вас сравнивать.

Я спокойно к этому отношусь. Я все же выпускала треки до того, как она стала широко известной. Просто так сложилось как-то генетически, что у нас голоса похожи. Но я думаю, что, если тщательно поискать, можно найти много схожих голосов и всех артистов поставить в один ряд. Уникальных тембров голоса, как у Уитни Хьюстон, Ареты Франклин, Бьорк или Адель, например, не так много. И нельзя все время всех сравнивать. Но, если вслушаться, мы с Монеточкой разные.

Блок  говорил  Чайковскому:  «Неужели  вы не слышите, что все звуки прекратились». Современную музыку часто критикуют. Как ты считаешь, звуки сейчас прекратились?

Мне кажется, они никогда не прекратятся. Думаю, что музыка такой вид искусства, который не может подлежать автоматизации и цифровизации. Музыка – это про чувства и душу. А чувствуем, любим мы всегда. Это вечно. И в каждом времени есть музыканты, которые отражают свою эпоху, двигают культуру вперед. Если музыка сейчас такая, какой мы ее видим, значит, это голос нашего времени. Мы сейчас такие. Вот в музыке Баха тоже было все, что есть в человеке, – любить, терять, смеяться, предавать, быть преданным, рваться на куски, чувство исключительной целостности… Он говорил на языке своего времени. Он – поп-звезда своего времени. Мне нравится фраза одного моего преподавателя из Италии – Могола, он очень известный автор песен в Европе: «Поп-музыка происходит от латинского слова populus, что значит – люди, народ. Это музыка для людей. О том, как люди себя чувствуют, о чем они думают». Это очень верное определение.

«Музыка – великий целитель». Ты согласна с этим утверждением?

Согласна отчасти. Музыка действительно действует магически на людей. Но я знаю и тех, на кого живопись, книги или кино действуют гораздо сильнее. Я думаю, все виды искусства по воздействию стоят на одном уровне. Но лично для меня музыка больше целительна, конечно.

Асия Оспанова
ПЛАТЬЕ, ELLERY; СЕРЬГИ, LUV AJ;
КОЛЬЕ, БРАСЛЕТ, ВСЕ MATHE.

Я знаю, что у тебя было болезненное расставание. В связи с этим твои песни были меланхоличными, полными грусти и боли. Какой урок ты извлекла из всего этого? Чему тебя научил этот опыт?

Причина нашего расставания с моим молодым человеком была очень неожиданной для меня. Тогда я оказалась в сложной ситуации: без учебы, без работы, в чужой стране. После четырех лет отношений наши взгляды совершенно разошлись. Это было как ледяной душ. Я вернулась в Казахстан и начала двигаться сама. Раньше мой возлюбленный помогал мне во всем, после расставания я все взяла в свои руки. Я стала более самостоятельной. Научилась принимать сложные решения, решать все вопросы касательно творчества, разобралась во всех технических моментах создания и распространения музыки, начала работать с продюсером, сама стала делать сведение звука, записываться. Иначе мой первый альбом «Ретроградный Меркурий», благодаря которому я начала выступать, не вышел бы в свет. Помимо этого, я объездила весь Казахстан с гастролями. Прочувствовала, что это такое, на себе. Это была хорошая музыкальная школа. Он помог мне повзрослеть. Я рада, что это было в моей жизни. Сейчас с тем молодым человеком мы в дружеских отношениях, и я всегда могу спросить у него совета по поводу творчества.

И… есть еще одна вещь, за которую я всегда буду благодарна своему бывшему. Мой отец заболел сахарным диабетом. Я была в тот момент в Италии. А отцу собирались ампутировать мизинец. Тогда он сказал мне, что отменит свои концерты и возьмет всю ситуацию в свои руки. Он привез моего отца в Италию, нашел клинику, договорился с врачами. Благодаря ему мой папа не стал инвалидом. Я всегда буду ему благодарна за это. Это был очень хороший поступок.

Асия Оспанова

ПЛАТЬЕ, ETRO; СЕРЬГИ, LUV AJ; КОЛЬЕ, СОБСТВЕННОСТЬ СТИЛИСТА.

«Феминизм – это свобода выбора, физическая неприкосновенность и равные права. Он нужен не только женщинам, но и мужчинам тоже».

Какие у тебя музыкальные цели? Чего хочешь добиться?

Я недавно спрашивала у мамы о том, кем я хотела стать в детстве. Она ответила: «Ты хотела стать Бритни Спирс». Я с детства была ее фанаткой, копировала ее танцы, голос. Я с юности мечтала, чтобы у меня была мировая музыкальная карьера. Хотела быть известной. Но сейчас я просто хочу заниматься любимым делом и чтобы у меня была возможность жить так, как я хочу. Не буду лукавить и говорить, что не хочу наград и больших концертов на стадионах. Разумеется, я хочу и наград, и концертов на стадионах, и занимать первые строчки в хит-парадах, как и любой артист. Вообще, мне долгое время было стыдно произносить вслух, что я хочу быть звездой. Мне хочется, чтобы моя музыка нравилась большому количеству людей, хочу признания. Мы до этого обсуждали с тобой, что музыка отражает эпоху, влияет на культуру, вот мне еще хотелось бы положительно влиять на эту культуру. Сейчас, когда я слушаю песни Розы Рымбаевой и группы JCS, например, не перестаю восхищаться, какие потрясающие песни они пели, которые остались в истории. Хочется, чтобы в будущем, спустя много лет, другие поколения тоже слушали мои песни и они им нравились, чтобы были актуальны и люди могли понимать, чем мы жили и дышали.

Асия Оспанова

ПЛАТЬЕ, SAINT LAURENT; БОТИНКИ, DIOR;
СЕРЬГИ,  ESPINOSA.
Планируешь дуэты с кем-нибудь в ближайшее время? Было бы интересно тебя услышать с кем-нибудь в паре.

У меня планируется три дуэта. Об одном из них хочется особенно упомянуть. Это будет не дуэт, а трио – с Райханой Мухлис и Муланой. У нас будет такой женский трек о женской силе. Идея этого союза родилась, когда нас троих позвали выступить в одной программе на телеканале Gakku. И во время подготовки к съемкам этой программы мы с девочками начали общаться, узнавать друг друга. А после съемок мы очень сблизились. И, порассуждав немного, решили, почему бы нам всем вместе не записать совместный трек. Мне нравится, что у нас получается. В песне каждая из нас поет о своих волнующих темах, о проблемах, через которые прошла и стала сильнее, но в то же время у нас все гармонично складывается. Я кайфую от процесса работы с девочками. На репетициях и записи у нас не чувствуется никакой конкуренции, мы советуемся друг с другом, прислушиваемся, все идет легко и просто. Мы разные в своих музыкальных направлениях, но смогли найти общую точку, которая нас соединяет. Мы искренние друг с другом. Надеюсь, трек выйдет этим летом. Как раз давно не было женских дуэтов. Оказывается, на нашей эстраде мало независимых девушек-певиц, которые сами пишут себе музыку и тексты. Хотелось бы, чтобы их было больше. Другие два дуэта будут с одним рэпером и группой.

In the mood for pink: Асия Оспанова специально для BAZAAR Kazakhstan
ПЛАТЬЕ, SAINT LAURENT; БОТИНКИ, DIOR;
СЕРЬГИ,  ESPINOSA.
Асия Оспанова

КУРТКА, SAINT LAURENT;  ДЖИНСЫ, OFF WHITE; МЮЛИ, WANDLER; БРАСЛЕТ, MATHE.

За кем ты следишь из современных артистов?

Мне нравится Мэгги Роджерс. Она не очень известная, но очень талантливая певица. Думаю, скоро она будет звездой. Ее альбом «Heard it in a past life» достоин внимания. Также мне нравятся Джеймс Бэй и Джон Мэйер. Из более известных могу назвать Алишу Киз. Сейчас я жду новый альбом Бруно Марс с Anderson Paak. Еще мне очень нравится диджей Марк Ронсон. И я люблю открывать для себя какие-то старые классические композиции. Их так много, что все не переслушаешь.

«Музыка – это моя медитация, она исцеляет меня, так я освобождаюсь от боли».

Как ты думаешь, что отличает хорошего артиста? Ведь сейчас все довольно размыто. Мы это видим на примере многочисленных рэперов в России, например.

Честность. Честность с самим собой. Как он себя чувствует, то он и транслирует. И обычно у тебя появляются такие поклонники, которым близок твой внутренний мир, они могут твои переживания примерить на себя. Мне часто советуют более опытные люди из шоу-бизнеса, что сначала нужно записать условно 10 коммерческих треков, взорвать публику, а потом делать то, чего требует душа. Многие знаменитые мировые артисты, когда начинали свой путь, прибегали к такому методу. Но, сколько бы я ни пыталась написать коммерческую хитовую песню, у меня это не получается. Потому что у тебя в голове сидит эта мысль «нужно написать хит» и ты не можешь сосредоточиться, чувства улетучиваются. И я поняла, что это не моя история. Мне нужно писать то, что я чувствую.

Ты говорила, что ходила на Женский марш, который проходил в Алматы 8 марта. И тогда, послушав всех девушек там, ты полностью сформулировала, что для тебя значит феминизм. Поделишься своей позицией по этому поводу?

Раньше я не совсем понимала, что такое феминизм для меня. Мне казалось, если у меня все в порядке, я не сталкиваюсь ни с какими ущемлениями своих прав, то меня это не касается. А потом посмотрела шире на это движение, и многое для меня прояснилось. И я поняла, что моя изначальная позиция была неверной. Это то же самое, когда говоришь, раз я не болею коронавирусом, значит, его нет. Но в реальности ситуация ведь совсем другая. И, когда я узнала о Женском марше, я подумала, что это первый разрешенный марш, важное событие для всех женщин страны, надо сходить. Я очень удивилась, когда увидела много парней на марше. Радует, что и мужчины не остаются в стороне. И, когда мы с подругой шли в этом марше, мне хотелось плакать. Это такой редкий случай, когда мы все едины одной миссией – улучшить жизнь женщин нашей страны. Для меня это были совершенно новые ощущения, я надолго запомню этот день. Тогда я окончательно сформулировала для себя, что феминизм – это свобода выбора, физическая неприкосновенность и равные права во всех жизненных аспектах. И что он нужен не только женщинам, но и мужчинам тоже.

Всем нам знакомо чувство, когда мы видим себя и думаем: «Что происходит? Я веду себя, как безумная!». Когда нас что-то волнует, будоражит, мы забываем о границах, забываем, что хорошо, а что – плохо. Когда с тобой такое бывало в последний раз? По какой причине?

Да, конечно, у меня бывает такое. Вот буквально сегодня, когда я шла к тебе на интервью, по дороге мы с подругой начали битбоксить. Я понимаю, что это довольно безумно выглядит со стороны и не совсем правильное поведение, но вот нам захотелось этого в тот момент. Но я не запрещаю себе творить странности. Я склоняюсь к тому, что нужно переживать все эмоции. В рамках закона, разумеется. И грусть, и радость, и апатия, и депрессия, и безумие имеют место быть. Раньше я себя пристыжала за любой негатив, который исходил от меня. Приучала себя, что нельзя давать волю негативу. Сейчас понимаю, что бывает по- разному. И ничего в этом катастрофического нет. Мы ведь живые.

Самый легкомысленный поступок, который ты совершала?

О, их было достаточно! Я как-то потратила все свои последние деньги на авиабилет в Москву. Я туда полетела с надеждой, что смогу что-то изменить и спасти свои отношения. Но не вышло. Затем я очень спонтанно переехала в Алматы. Приехала всего лишь на неделю, а в итоге осталась. С одной стороны, это было бездумно, так делать нельзя, а с другой – это было моим лучшим решением прошлого года. Еще у меня есть три невыпущенных видеоклипа. Я тогда не совсем рассчитала свои силы и бюджет. Пыталась все сделать за какие-то мизерные деньги. В итоге потратила деньги (хоть и мало, но все же) и ничего не выпустила. Труд был проделан впустую. Я пыталась все обязанности взвалить на себя, но ничего путного не получилось. Но приобрела бесценный опыт.

Самое большое заблуждение людей о тебе?

Многие думают, что я слишком правильная пай-девочка. Но я сейчас не про тихий омут и чертей в нем говорю. Просто я не знаю, почему вдруг кто-то так думает. Я бываю разной. И правильной бываю, и не очень. Также встречала абсолютно противоречивые заблуждения. Как-то мне сказали: «Ой, а я думал, ты стервозная». Возможно, я тогда просто была без настроения, а люди уже готовы судить, делать какие-то выводы. А еще меня смущает высказывание, что у меня якобы толпы ухажеров. Но это неправда. А такая же девушка, как и все. У меня бывают периоды повышенного внимания, а бывает, когда я могу быть и незаметной для кого-то.

In the mood for pink: Асия Оспанова специально для BAZAAR Kazakhstan

ФУТБОЛКА, ДЖИНСЫ, ВСЕ OFF WHITE;  МЮЛИ,
WANDLER; БРАСЛЕТ, MATHE.
Напоследок поговорим о мечтах. О чем ты мечтаешь?

Я бы хотела, чтобы в будущем мне удалось создать какое- нибудь музыкальное учреждение. Что-то типа Song Writing Camp где-нибудь в Алматинской области, в живописном месте. Туда смогут приезжать молодые ребята музыканты и обучаться у высококвалифицированных специалистов, взаимодействовать друг с другом. Общаться, вдохновляться, писать песни. И у них для этого будут все условия. А я уже буду в пенсионном возрасте, приходить туда, узнавать новые тенденции времени и наслаждаться царящей атмосферой. Еще мечтаю увидеть как можно больше стран. Увидеть все чудеса этого света. Хотелось бы продолжать заниматься музыкой, не задумываясь о финансовой составляющей. Стать самодостаточным человеком во всех смыслах этого слова.


МАКИЯЖ: КАТЕРИНА МУХТАРОВА (С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОСМЕТИКИ M.A.C); ПРИЧЕСКИ: СЭМ САРИЕВА.

Поделиться: