Среди всего гардероба будущей казахской невесты саукеле был, пожалуй, самой важной вещью. Этот головной убор в виде конуса (иногда доходивший до 70 сантиметров), как верили люди, обладал огромной сакральной силой и защищал девушку от сглаза и злых языков. В старые времена мастера-зергеры могли трудиться над заказом в течение года — настолько это была кропотливая работа. Некоторые очень зажиточные отцы платили ремесленникам огромные деньги за такое изделие, а иногда отдавали и табун лошадей. Неудивительно, что матери хранили саукеле и передавали его из поколения в поколение.

По одному из преданий головной убор произошел от вопроса «Сәукелема?», который буквально означает «Доберутся ли целыми?». Раньше невесту могли везти издалека: путь занимал недели, а то и месяцы. Караваны шли по пустыням и степям и могли запросто подвергнуться нападению разбойников. Поэтому, когда на горизонте показывался высокий колпак невесты, по аулу расходилась добрая весть: «Сау келеді! Сау келеді!» — «Придут здоровыми / доберутся здоровыми!».

Состоятельные семьи заказывали богато украшенные саукеле. Их изготавливали из войлока и обтягивали бархатом или шелком, а затем декорировали драгоценными металлами и камнями, мехом соболя, норки или лисицы, перьями птиц, кораллами и серебряными монетами, которые защищали невесту от злых духов. Бедняки могли отдать последние деньги, чтобы изготовить для дочери красивый убор хотя бы с бирюзой, сердоликом или стеклянными бусами.

В качестве дополнения к саукеле шли жактау — подвески, прикрепленные к нему по бокам, которые тоже украшались монетами и драгоценностями, а также желек — белая вуаль, скрывающая невесту во время обрядов. Когда молодая девушка заходила в юрту будущего супруга, верх ее аксессуара должен был коснуться очага жилища — это был очень хороший знак. Чем выше головной убор, тем больше почтения выражают невеста и ее семья традициям. Кстати, молодая жена могла надевать его по большим праздникам до тех пор, пока у нее не родится первенец. После она носила только кимешек — высокий белый тюрбан, закрывающий волосы, шею и грудь.

Сегодня некоторые молодые девушки тоже дополняют свои свадебные образы высоким колпаком, украшенным жемчугом, перьями и серебряными изделиями. И хотя визуально убор все-таки немного изменился, его ритуальное предназначение осталось прежним.

История традиционного казахского саукеле

Aida Kaumenova

История традиционного казахского саукеле

Niyet Dress

саукеле

Roma Nova

саукеле

Aruana

саукеле

Nur-Shah


Автор. Мария Бурлака. Источник заглавного фото. Instagram @niyet_dress.

Поделиться: