В минувшую пятницу в арт-пространстве «Трансформа» прошел спектакль «Қыз қуу» о похищении с целью женитьбы. Название взято неслучайно: «Қыз қуу» – это национальная игра, в которой парень должен догнать девушку. Однако, в данном случае, оно приобретает более глубокое значение, ведь речь идет о так называемой социальной игре. Ведь как это ни печально, и по сей день воровство девушки остается веселой игрой для многих, кроме самой «невесты».

В центре событий – история о молодой девушке, которую похитил ее собственный парень, да еще и в сговоре с ее близкой подругой. Однако, конец можно назвать относительно счастливым – подруга все-таки передумывает и спасает главную героиню.

Интересно, что за основу взят случай из жизни. К слову, таких случаев немало – в копилке у продюсера Марины Константиновой 18 реальных историй кражи девушек и женщин. Именно ей принадлежит идея создания спектакля. Все началось с поста в социальных сетях, через который продюсер хотела отыскать жертв незаконного обряда. Результаты превзошли все ожидания: откликнулись десятки женщин из разных уголков страны. Возрастной диапазон, по ее словам, разнится: от 18 до 70 лет.

Беги, бедная, беги: спектакль о похищении девушек

Беги, бедная, беги: спектакль о похищении девушек

Фото со спектакля «Қыз қуу»

По сути, спектакль отображает не столько сами истории, сколько эмоции, пережитые героинями. Незря психологи утверждают, что около 70% информации мы считываем невербально: по мимике, жестам, языку тела. Таким образом, танец можно назвать одним из самых эффективных способов передачи. Разумеется, этот жанр неоднозначен и не так легок к восприятию как классические жанры театральной драматургии. Но «Қыз қуу» соединил сложный хореографический речитатив с остросоциальной темой, что происходит, мягко говоря, не каждый день. Следует признать: танцевально-пластическая лексика, будучи бессловесной, передает то, что не всегда можно выразить словами.

Пластическая драма – относительно молодой жанр, который возник во второй половине прошлого столетия. Его основоположником стал театральный режиссер и заслуженный артист РФ, Гедрюс Мацкявичус. Музыка – важная составляющая пластической драмы. В данном спектакле были использованы песни казахстанской группы «BugaraBu» – группы этнических ударных инструментов.

По оценкам экспертов, в РК ежегодно похищают 5 тысяч женщин, но официальной статистики пока не существует. Кража невест считается уголовным делом и предусматривает лишение свободы от четырех до семи лет.


Автор: Ляззат Итегулова.

Поделиться: