Как решить проблемы казахстанской индустрии моды? Кто виноват и что делать? Отвечает Ирина Харитонова, руководитель Creative&Innovation Institute.

Текст: ИРИНА ХАРИТОНОВА IRINA KHARITONOVA

С 2016 года я исследую отрасль моды и ремесленничества (уникальные и эксклюзивные изделия, которые должны оцениваться соответственно затратам ручного труда; как правило, это всегда эксклюзив и сегмент категории «люкс» – как элемент ручной вышивки на кутюрных платьях. – Прим. авт.).

Креативные индустрии сегодня одни из наиболее значимых. В первую очередь потому, что они несут в себе ценность для сохранения национального кода, соответствуют многим задачам по устойчивому развитию и факторам ESG (Environmental, Social and Corporate Governance – экологическое, социальное и корпоративное управление. – Прим. авт.).

Ирина Харитонова

Креативные индустрии составляют сегодня порядка 3% мирового ВВП, принося 2250 миллиардов долларов в год и обеспечивая рабочими местами 29,5 млн человек. Этот сектор предоставляет больше рабочих мест для молодежи (18-25 лет), чем любые другие сферы занятости.

В Казахстане рост рынка креативных индустрий осуществляется в основном за счет двух главных мегаполисов – Алматы и Нур-Султана, где частные инициативы наращиваются до стабильных, постоянно функционирующих структур. Тем не менее, согласно отчету Британского совета, Шымкент и Караганда также имеют высокий потенциал развития за счет достаточной концентрации населения и выгодного географического расположения.

Общий объем креативного рынка в нашей стране оценивается в 728 млрд тенге, из них почти 70% приходится на 5 креативных индустрий – это реклама, архитектура, ТВ-программы, печать и культурно-зрелищные мероприятия.

Но давайте остановимся на следующих двух подгруппах. Мода – в которую должны войти представители легкой промышленности, дизайнеры, стилисты, фотографы, художники, байеры. И ремесленничество – в данном сегменте стоит объединить представителей народно-художественных промыслов.

Эти два направления обязательно должны взаимодействовать между собой, но в построении работы каждого сектора есть существенные различия. Индустрия моды – яркий пример креативной экономики, во всех компонентах развития которой присутствует результат воображения личности и использования ее экономической ценности. Мода всегда была двигателем инноваций – от изобретения швейной машины до бума электронной коммерции. Мода всегда нацелена на будущее – эта отрасль является одним из крупнейших сегментов мировой экономики, в котором задействованы промышленность, творчество, технологии, транспорт, медиа.

Мировой индустрии моды более 100 лет. За это время были созданы уникальная система диверсификации дизайнерских брендов, различные формы и методы управления дизайнерскими брендами, широкомасштабная система маркетинговых коммуникаций. Нет никаких сомнений, что сегодня место и роль модной индустрии возрастают, обгоняя другие отрасли экономики. Именно она оказывает значительное влияние на мировую текстильную и швейную промышленность.

Эта индустрия интересна тем, что непосредственно производственная часть занимает 10% от стоимости конкретной вещи, а 90% – это эмоции, желание, философия. Бренды продают некую концепцию. В свою очередь, молодежь хочет покупать уже не конкретный бренд, а определенную философию и стиль жизни.

В соответствии с прогнозными оценками экспертов глобальный рынок одежды к 2025 году увеличится в два раза. Это произойдет преимущественно за счет маленьких фирм, ориентированных на нишевую политику. Они создают уникальные товары и услуги и готовы продавать их по более низким ценам. Плюс активно применяют возможности интернет-торговли, открывая перед собой весь мир. Такой тренд доминирует последние 3-4 года. Только за последний год появились сотни тысяч нишевых компаний.

Ремесленничество – это уникальное экономическое явление, характерное для всех исторических эпох, необходимость в котором усиливается или ослабевает в зависимости от фаз общественного прогресса.

Потребность в ремесленном секторе экономики становится особенно заметной и актуальной в эпохи перехода от одних технико-технологических и экономических систем к другим. Именно ремесло обеспечивает стыковку разных технологических укладов, является своеобразным «буфером», недостающим звеном экономики на такие периоды. Неотъемлемый компонент ремесленной деятельности – предпринимательство. В Италии ремесленничество кормит почти 40% работающих итальянцев, то есть более двух миллионов человек.

Ирина Харитонова

Итак, что же необходимо для развития индустрии моды и ремесленничества в Казахстане?

1. Требуется изменить подходы в системе образования – с постепенной переориентацией на более творческую и свободную модель. Сделать акцент на запуске актуальных и востребованных сегодня специальностей в секторе sustainable и digital fashion. На базе университетов с кафедрой дизайна создать дополнительные классы по развитию народных ремесел. Здесь хочу отметить, что на сегодняшний день мы уже начинаем проект на базе КазНУ и там будут внедряться новые специальности, что, несомненно, меня очень радует.

2. Залог прав интеллектуальной собственности может стать немаловажным инструментом повышения доступности финансирования и кредитования.

3. Создание единой цифровой базы, которая будет отображать всех представителей отрасли. Это позволит выявить наиболее сильных. Здесь же можно будет реализовывать изделия и услуги, в том числе на международный рынок.

4. Госдотации для частичного погашения аренды мастерских ремесленников.

5. Обучение ремесленников созданию дизайна продукции и маркетинговым инструментам.

6. Формирование ежегодных выставок, конкурсов и модных показов республиканского значения. Отбором участников должен заниматься независимый экспертный совет, куда будут входить реальные представители индустрии, у которых есть опыт, знания и компетенции.

Сегодня рынок испорчен тем, что подобные проекты – это, как правило, всего лишь коммерческий интерес организаторов, но никак не культурное событие, не встреча с творчеством и искусством, не продвижение как на локальный, так и на международный рынок.

7. Вхождение в ремесленный реестр. Этот способ на протяжении десятков лет эффективно используется в странах ВТО. Так, во всех странах ЕС приняты и действуют законы о ремесленной деятельности, а в ВТО есть специальная классификация ремесленных товаров и услуг. Кроме того, ремесленный реестр определяет критерии звания мастера, подмастерья, ученика.

Традиционно ремесленное изделие класса «люкс» поступает в торговлю с клеймом внесенного в реестр мастера либо с указанием его подмастерья или ученика. Покупатель всегда знает, платит ли он за подлинно авторское изделие мастера или за качественное изделие школы этого мастера (что всегда можно проверить по номеру реестра).

При отсутствии клейма или выписки покупатель понимает, что может иметь дело с контрафактом. Именно таким образом веками обеспечивается защита от фальсификации такой ремесленной продукции, как изделия из стали Золингена и цветного стекла Мурано. И именно так ремесленный бизнес как хранитель традиционных секретов и технологий определенного региона десятилетиями позволяет поддерживать высокую конкурентоспособность этой территории.

8. Создание при министерстве, которое будет отвечать за развитие креативных индустрий, кластера моды и ремесленничества с формированием членов экспертного совета, которые будут давать качественные рекомендации, вносить изменения в концепцию развития креативных индустрий, выступать амбассадорами и совместно принимать решения о развитии и адаптации программы.

Также в обязанности членов совета войдут популяризация и содействие развитию отрасли. Совет будет проводить исследовательскую деятельность, давать рекомендации в части выбора целевых выставок и форумов международного значения для выхода на экспорт; взаимодействовать с коллегами из других стран для обмена опытом.

9. Прозрачность в проведении государственных конкурсов и заказов с определением важной составляющей, которая будет включать в себя выбор именно отечественных дизайнеров и производителей для изготовления формы для казахстанских спортсменов, которые участвуют в Олимпийских играх и на других международных платформах.

Сейчас в Казахстане успешно развивается проект Global Nomads Fashion Awards, который направлен на создание зонтичных брендов, поддержку талантливых и молодых дизайнеров, выход на экспорт. Итог проекта позволит создать уникальные бренды, инновационные и высокотехнологичные товары, разработанные в Казахстане.

Этот проект на сегодняшний день реализуется на собственные средства. При его масштабировании, в частности, существующей образовательной платформы Global Nomads Education, можно получить качественный результат по «выращиванию» новых дизайнеров, выход на NFT посредством развития digital fashion и на базе существующего сайта начать объединение представителей отрасли. В базе уже имеется более 3000 зарегистрированных пользователей.

Я уверена, что будущее именно за креативными индустриями. Не материальные, а именно духовные ценности должны быть выше всего. Тогда и экономика будет развиваться стремительнее, потому что будут соблюдаться факторы ESG и экологичные отношения проникнут во все сферы жизни. Время становиться осознанными и создавать моду со смыслом.


Автор. Ирина Харитонова. Фото. Shutterstock.

Поделиться: