У Saks Fifth Avenue в этом году первая серьезная дата: 10 лет со дня запуска проекта в Казахстане. О главных вызовах на пути, дальнейших планах и стратегии, ведущей к успеху Harper’s BAZAAR Kazakhstan поговорил с генеральным директором VILED Group Айгуль Амиржановой, коммерческим директором Данарой Усмановой и управляющей магазином Saks Fifth Avenue Индирой Оспановой.

Новое десятилетие: Saks Fifth Avenue отмечает первую серьезную дату
Генеральный директор Viled Group Айгуль Амиржанова

В этом году Saks Fifth Avenue в Казахстане исполняется 10 лет. Поздравляем Вас с такой знаковой датой! На ваш взгляд, как SAKS изменил облик фэшн-ритейла в РК?

А.А.: Казахстанский рынок фэшн-ритейла, конечно, существовал и развивался до появления Saks Fifth Avenue Almaty. Однако, открытие первого в регионе department store с мировым именем и монобутиков легендарных Домов моды безусловно стало знаковым событием для региона. Нашими конкурентами являются не другие игроки местного местного рынка, а зарубежный ритейл с его привлекательным ассортиментом и ценами. То, что в регион впервые пришли бренды подобного масштаба, не только дало толчок развития рынку, но и повысило планку во всех аспектах. В каком-то смысле SAKS стал ядром нового центра притяжения, объединившего под одной крышей бренды, явления и события, присутствие которых моментально помещают город на модную и культурную карты не только региона, но и всего мира.

Почему именно SAKS? Каким образом выстраивалась работа с головным офисом компании в Нью-Йорке? И как выбор партнера повлиял на дальнейшее развитие бизнеса?

А.А.: Все началось с цели масштабировать и диверсифицировать бизнес, основным направлением которого на тот момент были ювелирные и часовые изделия. Мы искали возможности, которые позволят одновременно охватить несколько сегментов — фэшн-ритейл, косметику и парфюмерию, украшения, товары для дома и не только. Идеальным воплощением этой амбициозной идеи стал формат department store.

Выбор стоял между Saks Fifth Avenue и несколькими другими международными франшизами, названия которых всем, безусловно, знакомы. Однако, коллеги из Нью-Йорка покорили нас оперативностью отклика и наглядной демонстрацией того, что для них плодотворное сотрудничество не менее важно, чем для нас. После этого в течение четырёх лет происходило согласование всех процессов, планирование, всевозможные экспертизы, наша компания проходила due diligence, а будущие сотрудники Saks Fifth Avenue Almaty — многоэтапное обучение и подготовку. Мы заключали контракты и выстраивали работу согласно строжайшим гайдлайнам.

Именно головная компания Saks Company помогли нам в переговорах и подписании контрактов с такими Домами моды как Gucci, Dolce&Gabbana, Valentino, Brunello Cucinelli и многими другими, которые представлены в мультибрендовом магазине.

Также важно понимать, что новость об открытии SFA в Esentai Mall в определенном роде определила вектор развития казахстанского ритейла в целом —  именно основываясь на присутствии SAKS решение об открытии бутиков в той же локации приняли многие бренды, значение которых невозможно переоценить. Пусть это прозвучит громко, но присутствие на рынке таких имен — показатель того, что город и страна в целом перешли на качественно новый уровень экономического развития.

Вас можно поздравить с продлением контракта с Saks Fifth Avenue на последующие десять лет. Из вашего опыта, как выстраивать успешные отношения с ключевым партнером и почему VILED один из признанных лидеров рынка?

А.А.: В рамках сотрудничества с SAKS наша компания регулярно и успешно проходит процедуру комплексной экспертной оценки компании.  Одной из наших основных задач в этом партнерстве, помимо соответствия уже не раз упомянутым стандартам, является встроенность в мировую индустрию, полное понимание ее контекста, а также способность успешно конкурировать с таким явлением, как зарубежный шопинг в модных столицах мира.

Когда мы говорим, что VILED — лидер рынка, это не просто красивые слова. Так, по объему налоговых выплат мы из года в год оказываемся намного ближе к сырьевым гигантам, нежели к другим компаниям из fashion retail сегмента. В настоящий момент компания обеспечивает рабочими местами более 700 человек. Все это позволяет говорить об определенном уровне, не имеющем аналогов внутри страны и всего региона.

Saks Fifth Avenue
Коммерческий директор Данара Усманова

Вы уже пятый год отвечаете за коллекции, представленные в Saks Fifth Avenue. На чем базируется Ваш подход при заказе коллекций и выборе брендов, представленных в магазине? Что важно учитывать, чтобы коллекция получилась полноценной и коммерчески успешной?

Д.У.: Три ключевых фактора, на которые мы ориентируемся в работе, это аналитика, статистика и эффективное прогнозирование. Наша команда применяет целый ряд высокотехнологичных инструментов — от искусственного интеллекта до глубокого анализа данных — для того, чтобы демонстрировать лучшие результаты и рост показателей из года в год. Мы тщательно анализируем закупки и продажи прошлых сезонов, учитываем данные прогнозов по тенденциям, сформированных ведущими консалтинговыми агентствами, и, конечно, находимся в контексте того, что происходит внутри индустрии. Немаловажным фактором является и поддержание непрерывных связей с нашими партнерами, а также умение прислушиваться к клиентам, учитывая их пожелания и рекомендации.

Такой разносторонний подход позволяет планировать и поддерживать стабильный рост основных показателей, даже в условиях так называемого «идеального шторма», коим был пандемический период, когда все, включая закупки, происходило исключительно онлайн в условиях нарушенных цепей поставок.

Из сезона в сезон тренды могут очень сильно меняться. Всегда ли они находят отклик в сердцах покупателей? Готовы ли Вы заказывать ультрамодные вещи?  

Д.У.: Ультрамодные вещи — это всегда имиджевая история. Немногие знают, что сами бренды, включая абсолютных лидеров мирового рынка, придерживаются соотношения 70/30 или 80/20, когда речь идёт о долях коммерческих и «подиумных» образов в коллекциях, поступающих в продажу. Более того, многие вещи и изделия с показов даже не доходят до этапа «коммерциализации», то есть производства для реализации в розничном ритейле.

Также многое зависит от самих брендов: далеко не все марки в люкс-сегменте делают ставку на смелые дизайнерские решения, что не мешает им быть крайне коммерчески и концептуально успешными в своей нише. А есть бренды, идентичность которых строится на тех самых ультрамодных вещах, даже в сегменте ready-to-wear. И то, и другое имеет место быть. При этом важно понимать, что формируя заказ для монобрендовых бутиков и премиального мультибренда, коим является Saks Fifth Avenue Almaty, мы не в последнюю очередь учитываем интересы и потребности наших клиентов. И в этом спектре, конечно же, находится место и для смелых дизайнерских решений, с которыми наша команда байеров любит и умеет работать. Однако, их процент не так высок по очевидным причинам.

Saks Fifth Avenue
Управляющий магазином Saks Fifth Avenue Индира Оспанова

Вы являетесь частью команды Saks Fifth Avenue Almaty с момента открытия, то есть уже 10 лет! Наверное, он стал для Вас вторым домом за это время?

И.О.: Я присоединилась к команде Saks Fifth Avenue в качестве байера, затем какое-то время занимала позицию директора отдела. По прошествии года я получила от руководства предложение занять должность Генерального управляющего.

SAKS действительно стал моим вторым домом — я в буквальном смысле провожу здесь большую часть времени, спешу на любимую работу по утрам и нередко задерживаюсь допоздна. Мне невероятно повезло, ведь семья с пониманием относится к моему пассионарному подходу к работе, что позволяет мне выстраивать правильный work life balance даже при таком нестандартном графике.

Давайте коснемся темы персонала магазина. Сложно ли управлять такой большой командой? Как Вы подходите к вопросу подбора? Есть ли особенные черты, которые должны быть присущи консультантам Saks Fifth Avenue?

И.О.: Стремление к непрерывному развитию, способность к обучению и к быстрому усвоению информации, искреннее желание работать с людьми и помогать им, тактичность и чуткость — качества, которые мы ищем в потенциальных сотрудниках. Консультанты SAKS нередко сопровождают клиентов в важные моменты жизни, поэтому, в таких вопросах, как, например, выбор подарка для близкого человека или образа для судьбоносного мероприятия, не может быть места некомпетентности. При этом, у каждого сотрудника есть широчайший простор возможностей и карьерного роста — это подтверждают и постоянное проведение обучения и различных мероприятий по повышению квалификации, и не имеющая аналогов внутренняя система поощрений и лояльности.


Автор. Harper’s BAZAAR Kazakhstan. 

Поделиться: