Казахстанские музыковеды, оперные критики и музыкальные деятели не зря предвидели успех современной интерпретации оперы «Абай» после ее премьеры на сцене театра «Астана Опера» прошлой осенью. Ведь она собрала лучших из лучших на одной сцене, и подобный симбиоз просто не мог претендовать на меньшее, чем шедевр.

В постановке использовали максимально открытое пространство, видеоинсталляции с использованием 3D, а также эффект кино, не говоря уже о богатых костюмах и декорациях. Художественное оформление оперы легло на плечи легендарного сценографа современности Эцио Фриджерио и художника по костюмам – обладательницы премии «Оскар» Франки Скуарчапино. А хореографами-постановщиками являются Заслуженные деятели Казахстана Турсынбек Нуркалиев и Галия Бурибаева.

По следам Абая: легендарная опера в постановке театра «Астана Опера»

С 10-18 февраля на сцене Государственного театра оперы и балета им.Абая прошли гастроли, где наряду с балетными постановками, астанинский театр представил оперу «Абай». Творение выдающихся казахстанских композиторов А. Жубанова и Л. Хамиди стало одним из главных культурных событий в жизни Южной столицы.

Заслуженная артистка Казахстана Майра Мухамедкызы, исполнившая партию Ажар в первый премьерный вечер, тонко передала интонации казахской лирической песенности в кульминационных отрезках драмы. Динамичная экспрессия также прослеживалась в исполнении партии главного персонажа Заслуженным деятелем Казахстана Сундетом Байгожиным, который особенно красочно и проникновенно передал образ Абая.

По следам Абая: легендарная опера в постановке театра «Астана Опера»

Однако овации снискали не только прославленные деятели искусства, – публика тепло принимала и молодых артистов театра: талантливых вокалистов и лауреатов международных конкурсов. Нельзя не отметить гармоничное управление оркестром музыкального руководителя и дирижера – Заслуженного деятеля Казахстана, и кстати, правнука композитора А. Жубанова Алана Бурибаева.

Массовые сцены в опере стали украшением всего драматического действия – чего стоят колоритные картины казахской свадьбы с народными обычаями и обрядами во втором действии. Идея подобной интерпретации является заслугой итальянского режиссера Джанкарло дель Монако, и режиссера-консультанта – Народному артисту Казахстана, профессору Есмухану Обаеву. В опере красной нитью проходит тема вечных человеческих ценностей. Образ Абая был показан с гениальной точностью: великий творец и выразитель прогрессивных идей своего времени наверняка узнал бы себя на сцене, окажись он зрителем в премьерный вечер.

Опера «Абай» является визитной карточкой Казахстана на международной арене, которую можно увидеть на престижнейших концертных площадках. Например, в 2012 году постановка успешно прошла в Государственном театре города Майнинген. Тогда казахская опера впервые звучала с подмостков европейской сцены в исполнении зарубежных артистов на немецком языке. Одним из инициаторов идеи данной постановки был дирижер Алан Бурибаев.

По следам Абая: легендарная опера в постановке театра «Астана Опера»

«Абай жил будущим, ждал свое время, и это время наступило сейчас. Он уже тогда понимал, что без цивилизации, без связи с внешним миром и без образования нет будущего, и он был прав. Сейчас мы понимаем, что всем нам нужно успевать за темпами глобализации» – отмечает Есмухан Обаев. В новом прочтении национальной классики финал задуман как гимн свободному и независимому народу.

Таким образом, новая постановка оперы «Абай» в исполнении труппы театра «Астана Опера» с современным наполнением не только дает необходимый импульс для развития и пропаганды оперного жанра, но и в целом способствует росту национального самосознания и духовного возрождения Казахстана. Ведь именно этого когда-то желал сам Абай.


Автор: Кандидат искусствоведения, профессор Казахской Национальной Академии искусств им.Т.Жургенова, Мусагулова Г.Ж.

Поделиться: