Лариса Азанова — о важности приоритета в пользу локальных казахстанских дизайнеров, и почему одеваться в национальный продукт стало круто и выгодно

«У вас такой необычный наряд, вы дизайнер?» Вопрос прозвучал в модном берлинском баре. Я была в Salta. Вот, собственно, и пришло время признаться: в заграничные поездки я всегда брала только вещи казахстанских дизайнеров (даже на красной дорожке Каннского фестиваля на мне была Salta: в самом начале у нее было несколько лаконичных платьев в пол). Но делала я так не потому, что рвалась поддержать движение «Покупай казахское!». Причина проста, как кошелек студента: для меня это был самый доступный способ выглядеть круто.

Что касается Salta, то я являюсь покупательницей этой марки с 2009 года, у меня есть «винтаж», который, бьюсь об заклад, не вспомнит и сама Салтанат. А чуть позже к любимцам добавились Zherebtsov и Ainur Turisbek.

Сегодня весь мир говорит о том, что носить локальные бренды – модно и прогрессивно. Вы не только эффективно используете свои же налогоотчисления, вкладывая в экономику родного города, но и уменьшаете свой индивидуальный экологический след. Об этом говорят везде, но только не в Казахстане. И правда, так ли много одежды с биркой Made in Kazakhstan у нас можно купить? Сколько дизайнеров, выпускающих коллекции из сезона в сезон, вы можете назвать?

Быть дизайнером в Казахстане – а так можно назвать новую часть «Миссия невыполнима» – тот еще блокбастер. Любой, кто проработал в этой сфере несколько лет, первым делом скажет про дефицит кадров – хороших швей единицы. Далее последует рассказ про необходимость закупа ткани и фурнитуры в соседних странах (своего производства-то у нас нет), про бешеную аренду в торговых центрах и отсутствие поддержки отрасли на уровне государства.

И при всем этом есть еще кое-что. А именно – ничем не подкрепленные амбиции молодых дизайнеров, которые умудряются нивелировать всю отрасль в целом. Неофиты хотят видеть свое имя в красивом сегменте люкса, но из люкса у них только цены. Они всерьез думают попасть на Олимп, экономя на материалах, качестве и идеях. Самой «оригинальной» является копирование российских дизайнеров. Не Готье же повторять, это сложно. Принцип «не воруем, а вдохновляемся» здесь не работает, потому что копируется все самое простое. В результате мы видим одни и те же фасоны очень низкого качества по очень высокой цене. Через год гордая молодая марка исчезнет с рынка, но осадок у покупателя останется.

Поэтому я призываю молодежь адекватно оценивать собственные силы и возможности и настраиваться на труд. А покупателей – не вычеркивать из сердца казахстанских производителей, если с первого раза любовь не получилась. В конце концов, поддержка местной индустрии моды – это и способ сохранить творческую работу в нашей стране. И конечно, это все также самый простой способ выглядеть круто.

Лариса Азанова

Автор. Лариса Азанова. Коллаж. Чингиз Гумаров.