«Русский казах», режиссер и автор клипов Максим Шишкин – о том, как разнообразить свою жизнь в это странное время всеобщей перезагрузки.

…НАВЕРСТЫВАТЬ классику. У меня на очереди стоят «Харакири» (1962) Масаки Кобаяси, «Меч Судьбы» (1965) Кихати Окамото, «Конформист» (1970) и «Последний Император» (1987) Бернардо Бертолуччи. Чем больше смотрю великих фильмов, тем меньше возникает желания тратить время на новинки. Из-за технических ограничений чувствуешь, как киноделы тех времен усердно работали над каждой секундой, отчего и ценность любого кадра повышается в несколько раз.

максим шишкин

…ПРОЧИТАТЬ «Нечего бояться» Джулиана Патрика Барнса. Первая половина 2020 года была пропитана переоценкой ценностей и напоминанием про хрупкость наших тел. В книге автор размышляет о страхе смерти и приводит идеи многих великих творцов, мыслителей и мудрецов. В последний раз, когда я погружался в подобное чтиво (то были заметки Эмиля Чорана о смерти), это очень сильно повлияло на мое восприятие себя и времени, которое я проживаю на автопилоте. Этот год – лучший повод обновить взгляд на эту тему.

…ПОИГРАТЬ в Last of us 2. Не могу назвать себя игроманом, но с индустрии стараюсь глаз не спускать. Дело даже не в феномене игры или ее популярности в СМИ этим летом, а в сценарии. Поговаривают, что это одно из лучших исследований феномена мести в художественном жанре, а я, как фанат корейских триллеров про месть, просто не могу пройти мимо.

максим шишкин

…СЛЕДИТЬ за информационным потоком. Более пристально, чем когда-либо. Чем больше негативного фона попадает, тем дальше улетают мысли от настоящего момента. У негативной информации невыносимо сильная и притягательная энергия, к которой лично я неосознанно тянусь. Нужно быть бдительным, внимательным, ответственным, но и в то же время не давать упадническим настроениям окружающих пронизывать свое тело и разум. По крайней мере точно могу сказать, что впускать чужой страх – это худшее, что можно сделать для себя и своих близких.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Когда речь зашла о том, чтобы снимать клип на самоизоляции — сразу обозначил, что никаких зум-конференций с караоке или домашних декораций у нас не будет. Учитывая, что Би-2 — это не артист, которому необходимо пилить контент на «здесь и сейчас», то и делать надо что-то на годы вперед. Клипчики, записанные в домашних условиях уже завтра смешаются в памяти с сотнями таких же и потеряют в сроке годности быстрее, чем закончится пандемия. Идея обратиться к классической анимации и «ручному» труду пришла из прошлого, когда я вспомнил, что мой вечный продюсер и мама моих проектов — Алия — давно мечтала сделать что-то в этом духе. Это так же совпадало с моим видением группы и хотелось сделать что-то в духе U2 («Get Out Of Your Own Way») и a-ha («Take On Me»). По сути, изначальный концепт остался почти неизменным: клип должен выглядеть так, что его может сделать кто угодно, главное иметь краски, бумагу, прямые руки и любовь внутри. Это уже по ходу дела (когда в Алмате послабили карантин) за дело принялся Дима Колодин и его банда: вместе изначальной задумки сделать дома картонными захуяирили целое произведение искусства. Стоп-моушен с Игорем Эльдаровичем (наша кукла) оказался настоящим испытанием. 16 часов ювелирной работы, работы с терпением и нервными срывами принесли нам 23 секунды в клипе. После этого работы Уэса Андерсена и студии Laika начинаешь смотреть ни то с восхищением, ни то с болью. Моим любимым моментом стала разрисовка 175 распечаток с артистами. На третий день процесса у всех поплыла голова и казалось, что вся фантазия уже исчерпана и все цвета на свете уже использованы. Самым страннным опытом для меня — была режиссура по ватсапу и скайпу. Сперва я записывал дома видео-инструкциями о ракурсах и действиях и по ходу дела мы созванивались и обсуждали все детально. Смотреть на монитор и не иметь возможности разделить энеригию с артистом между дублями — то еще выматывающее дерьмо. 🌊 Абсолютно все в клипе — сделано руками и можно потрогать. Каждый фон, каждая деталь — ничего не дорисовывалось на посте, только соединялись элементы и задавали движения, за что браво моим дорогим VFX-колдунам и колористу-магу. Многое записывалось и анимировалось прямо на площадке

Публикация от Макс Шишкин (@shishkinmax)

а этот пункт только для меня:

…ВЕРНУТЬСЯ в Москву. Удивлен, что за пять месяцев еще не сошел с ума, живя в съемной квартире, в которой должен был провести не больше двух. Каждый день как предыдущий, но с мимолетной верой в скорые изменения. Словно пытаешься написать рассказ на пустой бумаге непишущей ручкой в надежде, что буквы вот-вот проявятся. С одной стороны, отсутствие личной идентификации в четырех стенах помогло на карантине погрузиться в себя и раз за разом переписывать свой психологический код. С другой стороны, хочется выпустить обновленную версию себя в привычный мир, но ворота домой никак не открываются.


Автор. Harper’s Bazaar Kazakhstan. Фото. Илья Карчин.