Адильхан Ержанов, самый титулованный казахстанский режиссер и любимец международных фестивалей, – о своем многосерийном дебюте – мрачном нуарном сериале «Замерзшие». А также почему «все совпадения случайны», каково это – снимать не по своему сценарию, и о сложностях перехода из авторского кино в сериальный формат.

Фото: БАУРДЖАН БИСМИЛЬДИН BAURDZHAN BISMILDIN

Стиль: АЖАР КУДАЙБЕРГЕНОВА AZHAR KUDAIBERGENOVA

Директор моды: ЛАРИСА АЗАНОВА LARISSA AZANOVA

Продолжение следует: режиссер Адильхан Ержанов - о своем многосерийном дебюте - мрачном нуарном сериале «Замерзшие<em>»</em>
Здесь и далее: ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ВСЕ LOUIS VUITTON; ВОДОЛАЗКА, СОБСТВЕННОСТЬ СТИЛИСТА.

Как вы относитесь к сериалу как к творческой форме, насколько она удобна для режиссера авторского кино?

Тут есть свои отличия. Например, мне было трудно принять факт, что в сериалах возможно дублирование информации. Иными словами, если герой злится на другого героя – этот мотив освежается несколько раз, чего нельзя допускать в полном метре. Конечно, я старался избегать тавтологии. Но у сериалов своя система драматургии.

Почему вы согласились на этот проект и чем он вас заинтересовал, у вас ведь и без того всегда много предложений, вы и так постоянно снимаете?

Во-первых, это Иван Самохвалов и компания «Среда», он обещал творческую свободу и слово сдержал – мы создали определенно оригинальный сериал, насколько возможно. Во-вторых, это семисерийный роман, не зря он выходит целиком, сразу всеми сериями – здесь есть настоящее творчество.

Вы обычно работаете с одной и той же командой и даже с одними и теми же актерами, расскажите, каково вам было работать с совершенно новыми людьми? Особенно снимать сериал не по своему сценарию?

Команда оказалась очень теплой, и я не ощутил дискомфорта. Актеры стали настоящими друзьями для меня. Ну а со сценарием было поначалу сложновато, однако мы все обсуждали и корректировали – пока результат не стал точным.

Продолжение следует: режиссер Адильхан Ержанов - о своем многосерийном дебюте - мрачном нуарном сериале «Замерзшие<em>»</em>

Если сравнить съемочный процесс в Казахстане и России, есть ли какая-то разница или, может, особенности?

Профессионалы схожи вне зависимости от страны. Особенности есть, но они незначительны.

Многие ваши проекты были сняты независимой командой, ранее вы почти не зависели от продюсеров, даже «Казахфильм» никогда не вмешивался в вашу работу, но в российском кино давно уже век продюсерского кино, каковы ощущения от работы? Приходилось ли вам искать какие- то компромиссы или напротив?

Компромиссы возникали там, где необходимы эстетика и содержание. Иногда я забывался в поисках эстетики и креативный продюсер Макс Иванов настойчиво, но деликатно напоминал о связи с массовым зрителем. И это правильно, это дает нужный результат – нельзя забывать о содержании.

Атмосфера в городе, где снимаются «Замерзшие», как будто еще суровее, чем в самом черном месте на планете – в вашем коррумпированном и прогнившем до основания Каратасе (вымышленное место, где происходит действие большинства фильмов Адильхана Ержанова. – Прим. ред.). Может, это так смотрится из-за суровых русских пейзажей? Расскажите о местах съемок – вы, кажется, снимали где-то в Карелии? Каково было снимать там зимой?

Снимали в Карелии, в Советске, в Апатитах, в Ленинградской области. Зимой там величественно!

Мы посмотрели доступные серии «Замерзших», это такой жесткий нуар, а куда делся ваш фирменный юмор? Или вы решили сделать максимально суровое кино без всяких сантиментов?

А вы точно смотрели сериал? Мне кажется, с юмором там в порядке.

Продолжение следует: режиссер Адильхан Ержанов - о своем многосерийном дебюте - мрачном нуарном сериале «Замерзшие<em>»</em>

В главной роли у вас снялся Артем Быстров, которого наша аудитория знает прежде всего по фильму Юрия Быкова «Дурак», и из всех ваших актеров – Данияра Алшинова, Берика Айтжанова, Азамата Нигманова – он оказался вашим самым суровым альтер эго, с чем это связано? С органикой самого Быстрова, с изначальным материалом или с чем-то другим? Расскажите, пожалуйста, про работу с ним.

Образ героя по сценарию именно брутален. Это клише, но Быстров очень искусно его насытил жизнью. За внешней суровостью в нем прячется уязвимость. И мне это понравилось сразу.

Есть такая кинолегенда, что после мини — сериала Ингмара Бергмана «Сцены из супружеской жизни» в Швеции резко выросло количество разводов. Как вы думаете, как ваш сериал повлияет на публику?

Увеличится ли количество следователей в регионах? Вряд ли.

Ваш «Голиаф» (фильм Адильхана Ержанова, получивший спецприз на Венецианском фестивале в 2022 году. — Прим. ред.) и ваши «Замерзшие», по сути, строятся на одном и том же мотиве — мужчина мстит за смерть своей жены. Только в «Голиафе» за нее мстит самый, казалось бы, слабый человек в Каратасе, а здесь полицейский, у которого есть кое-какие полномочия. Откуда этот мотив в вашем творчестве? Получается, вы романтик, раз самым сильным мотивом для мести вы считаете смерть супруги? Или вы, напротив, циник, для которого смерть любимого человека всего лишь зацепка для получения внимания зрителей, на которой удобно строить историю мести?

Сценарий писал не я. Совпадения случайны. Но действительно, обе завязки схожи. И оба момента побуждают героев к мести. Однако штука в том, что женам не уделено достаточно экранного времени, чтобы переживать. И сделано это намеренно. На первый план выходит не месть, на первый план выходит история долга. Это важнее гнева или ярости. Осознанный долг, совесть – эти вещи действуют сильнее.

Продолжение следует: режиссер Адильхан Ержанов - о своем многосерийном дебюте - мрачном нуарном сериале «Замерзшие<em>»</em>

И в «Голиафе», и в «Замерзших» супруга была, мягко говоря, не идеальная, первая бросила мужа задолго до этих событий, вторая – изменила накануне смерти. Даже в «Штурме» (фильм Адильхана Ержанова, завоевавший гран-при на кинофестивале в Реймсе и на Лос- Анджелесском фестивале азиатского и тихоокеанского кино в 2022 году. – Прим. ред.) речь о разведенной паре, которая не может поделить ребенка. То есть вы не верите в институт брака как таковой? А в женщин в браке вы верите?

Киношные образы требуют драмы. Нельзя путать кино и реальность. Если я снимаю маньяков, это не значит, что мне они нравятся. Если снимаю про развод, не обязательно сам не верю в семью. Просто кино допускает некоторое разрушение и асоциальность.

Оказывается, Дэвид Линч и Марк Фрост изначально сняли три разные версии концовки сериала первого сезона «Твин Пикс», у вас был соблазн написать другой финал своему сериалу? Или все так, как должно быть?

Финалов и так было несколько. Выбрали идеальный.

Были ли у вас мысли самому снять какой-нибудь казахстанский сериал? И что бы это могло быть?

Не знаю, только если по своему сценарию и с определенной свободой.

Смотрите ли вы сами сериалы и какие бы порекомендовали нашим читателям?

Смотрю мало, но рекомендовал бы «Хорас и Пит» и «Лучше звоните Солу».

Каким вы видите будущее стримингов и мира сериалов?

Развитие пойдет в сторону экспериментов – романная форма, изобретение каких-то форматов, удобных для интернета. Но в целом будут оттачиваться истории, спецэффекты оставят кинематографу.

Продолжение следует: режиссер Адильхан Ержанов - о своем многосерийном дебюте - мрачном нуарном сериале «Замерзшие<em>»</em>

«Замерзшие», 7 серий

Жанр: психологический триллер, нуар

Продолжение следует: режиссер Адильхан Ержанов - о своем многосерийном дебюте - мрачном нуарном сериале «Замерзшие<em>»</em>

Сюжет: на заснеженной трассе недалеко от северного городка Костомукши в промерзлом автомобиле полиция находит заледеневший труп женщины. Убитой оказывается жена следователя Евгения Рудина. Следом появляются и другие – явно не случайные – жертвы. Кто убийца, становится понятно для зрителя уже очень скоро, остается наблюдать, как одержимость желанием найти маньяка превращает следователя практически в такого же зверя.

В главных ролях: Артем Быстров, Владимир Канухин, Лена Тронина, Даниил Воробьев.
Съемки проходили в конце 2021 – начале 2022 года в Санкт- Петербурге, Карелии, Мурманской области.


MUAH: АНЖЕЛИКА КУЧЕРОВА; АССИСТЕНТ ФОТОГРАФА: РАВИЛЬ АМЕТОВ;
АССИСТЕНТ СТИЛИСТА: САЯЖАН САНКИБАЕВА.

Поделиться: