Пьер Рейнеро, директор по имиджу, стилю и наследию Дома Cartier, – о новой главе легендарной ювелирной коллекции Grain de Café.

Интервью: ДАНА ЛИ DANA LEE

С момента релиза коллекции уже прошло несколько месяцев и наверняка ее успели увидеть многие. И тем не менее нам интересно было бы узнать о ней из ваших уст. Пожалуйста, расскажите о своих впечатлениях о Grain de Café.

Впервые коллекция увидела свет в 1938 году, но настоящую славу она снискала в послевоенные годы, оставаясь популярной вплоть до 60-х, то есть до того момента, когда Cartier приняли решение больше не выпускать новинки. А около полутора лет назад мы осознали, что эстетика Grain de Café очень близка к тем изделиям, которые в данный момент создает Дом. И на то есть несколько причин. Во-первых, она об искренней и абсолютной радости. Об этом говорят цвет золота изделий, их способность хорошо сочетаться с цветными камнями и сам игривый дух украшений, каждое кофейное зернышко которых подвижно. Во-вторых, форма. Следует вспомнить, что коллекция родилась в тот момент, когда Жанна Туссен со своей командой исследовала новый мир форм, в котором бок о бок сосуществовали искусство фигуративное и искусство абстрактное. Поэтому, невзирая на название (в переводе с французского Grain de Café означает «кофейное зерно». – Прим. ред.), не обязательно видеть непременно кофейные зерна. Речь прежде всего идет о форме, которая интересна сама по себе, вне зависимости от ассоциаций. В-третьих, творческий потенциал кофейных зерен Grain de Café, из которых в будущем смогут «прорасти» новые, не менее блистательные, но по-прежнему говорящие на языке коллекции украшения. Таковы причины, приведшие нас к убеждению, что время для Grain de Café настало.

Радость жизни: Пьер Рейнеро — о новой главе легендарной ювелирной коллекции Grain de Café

Планируете ли вы выпускать дополнения каждый год?

У тех, кто работает в Cartier, есть определенные привилегии, и одна из них – абсолютная свобода и независимость от каких-либо сроков. Поэтому мы не ставим себе жестких рамок. Но отвечая на ваш вопрос – да. С течением времени коллекция будет пополняться и обогащаться. Скажу больше, в наших столах уже сейчас огромное множество набросков, ожидающих своего часа.

А что именно на них, можете поделиться?

О, там изобилие идей! Материалы, камни, различные дизайны. В особенности интересно последнее, ведь это может быть изделие, изобилующее зернами, а может быть и украшение, в котором все внимание отдано одному- единственному grain de café. Поэтому возможностей – раздолье.

Расскажите, пожалуйста, есть ли фундаментальные различия между Grain de Café былых лет и нынешних?

Да, и прежде всего это касается объема кофейных зерен. Они стали более выпуклыми и выраженными, одним словом – более объемными, уж простите за тавтологию. Манера работы с камнями также претерпела изменения, как и в принципе подход к созданию изделий коллекции. Дело в том, что новые кофейные зерна состоят из двух частей, каждая из которых изготовляется по отдельности. Стоит сказать и о цепочке, создать которую стоило большого труда. В ней использованы несколько цветов золота. Более того, для Cartier это абсолютная новинка в том смысле, что такого варианта цепи у Дома не было прежде. Нам также пришлось думать над тем, как сохранить подвижность элементов, формы которых по определению «противоречат» друг другу, и как сделать так, чтобы они не повреждались при соприкосновении. Как и всегда, пришлось изобрести новые «фишки» и «трюки».

На мой субъективный взгляд, Grain de Café – это больше регулярная история. А есть ли в планах «выйти» в сегмент высокого ювелирного искусства?

Прежде всего, у нас уже есть несколько исключительных экземпляров в коллекции. Но, говоря принципиально, высокое ювелирное искусство для Cartier – это история с двумя «постоянными», благодаря которым и рождается украшение High Jewelry. Это камни и идея уникальности. Но все начинается с камня. Поэтому все зависит от того, встретится ли нам камень, способный вдохновить на создание уникального, единственного в своем роде Grain de Café. Есть и другая опция: лимитированные украшения, создаваемые в количестве, скажем, пяти экземпляров. Почему нет?

Радость жизни: Пьер Рейнеро — о новой главе легендарной ювелирной коллекции Grain de Café

Глядя на украшения, кажется, что они выглядят практически так же, как их предшественники из 50-х и 60-х годов. В их дизайне акцент сделан на декоративность: они не минималистичны и самодостаточны в том смысле, что их, на мой взгляд, сложнее сочетать с другими украшениями. Для какой женщины они созданы? Могли бы вы описать ее подробно?

Это ужасный вопрос, на который очень трудно ответить. Для Cartier это чуждый способ работы. То есть мы в принципе не работаем с портретом потребителя. История всегда начинается с и во имя красоты изделия. Красота же отзывается во многих людях, и в этом наш «метод». Долгие годы, проведенные в ювелирном Доме, научили меня простой вещи: ты никогда не знаешь, какая судьба ждет твои творения. И еще, особенность ювелирных украшений в том, что, несмотря на убеждения и вкусовые предпочтения, то или иное украшение может не просто понравиться, а очаровать, захватить человека полностью. Наверняка вам знакомо то чувство, когда при виде чего-то непривычного и нетипичного сердце вдруг екает – и вот вы уже готовы пойти на уступки этому внезапному велению. Сила ювелирного искусства – в способности обращаться к истинной личности. В этом оно сродни искусству в целом. Поэтому говорить об образе жизни, возрастной категории, поле и прочих «вводных»–бесполезное дело. Те или иные экземпляры Grain de Café могут прийтись по вкусу как женщинам, так и мужчинам. Более того, сам дух украшений, воспевающий искреннюю и абсолютную радость жизни, думается мне, близок очень и очень многим.

В 1956 году Одри Хепберн в серьгах Grain de Café украсила обложку Harper’s BAZAAR. Украшения коллекции любила Грейс Келли. В 2022-м глобальным послом Дом выбрал актрису Эль Фаннинг. Расскажите, пожалуйста, почему выбор пал на нее?

Мир Одри Хепберн и Грейс Келли – это мир икон, вечного гламура и элегантности, неподвластной времени. На наш взгляд, Эль Фаннинг с ее красотой и прелестью юности как раз отсылает к этому миру. Но одновременно она олицетворяет и мир сверхсовременный, которому принадлежит. Поэтому для нас это был очевидный выбор.

Cartier

И напоследок, но будьте максимально искренни, из всех коллекций Дома какая – ваша любимая?
Клянусь быть честным. Это трудный вопрос, и в первую очередь потому, что за долгие годы, проведенные в Cartier, мое личное видение «слилось» с видением Дома. Это усугубляется в хорошем смысле и ценностями, которые исповедует бренд и которые я целиком и полностью разделяю. Но могу сказать следующее: как только работа над одной коллекцией закончена, все наши мысли – в грядущей. Должен признаться, я эмоциональный человек и момент «публикации», релиза коллекции всегда очень волнительный для меня. Реакция публики, отклик в прессе, украшения на прохожих на улице – все это дарит прекрасные, удивительные эмоции. Но если мы говорим о чистом трепете, получаемом от работы, то он в будущих творениях, которым только предстоит увидеть свет. Именно они заставляют испытывать самые яркие, самые сильные чувства.


Автор. Harper’s BAZAAR Kazakhstan. Фото. Пресс-офис Cartier.

Поделиться: