Восемь – счастливое число Кристиана Диора. Адрес для будущего Дома кутюрье искал в восьмом округе Парижа и остановил свой выбор на восьмиэтажном здании, где организовал восемь мастерских, а официальное открытие состоялось 8 октября 1946-го. Есть даже легенда, что первая коллекция Диора так и называлась – «Восьмерка»: если присмотреться, то можно заметить, что и силуэты легендарного жакета «Бар» и платья «Королла» повторяют цифру восемь. В этом году безусловная фаворитка Дома Dior – легендарная сумка Lady Dior – в восьмой раз стала холстом для современных художников. А значит, новое издание Lady Dior Art ждет необыкновенная судьба. Изучаем, как творческая интерпретация помогает реизобретать икону, и рассказываем о самых интересных участниках проекта.
Текст: КАТЕРИНА МИЛОСЛАВСКАЯ KATERINA MILOSLAVSKAYA
История Lady Dior восходит к 1994 году, когда Джанфранко Ферре создал сумку из тончайшей кожи с замысловатой строчкой, напоминающей плетение каннаж стульев Наполеона III из личной коллекции Кристиана Диора. Будущий бестселлер был придуман всего за одну ночь и первоначально назывался Chouchou (заимствование из французской идиомы, которая переводится как «лучшая в своем классе» или «любимая»). Легендой же сумка стала, когда тогдашняя первая леди Франции Бернадетт Ширак подарила ее принцессе Диане. Элегантный, утонченный стиль сумки идеально отражал чувство стиля и личные качества «народной принцессы» – и с того дня Диана – на тот момент самая фотографируемая женщина мира – с ней не расставалась. В 1996 году любимая сумка Леди Ди была переименована в «Леди Диор».
Спустя почти 30 лет, прошедших с королевского одобрения, жемчужина Dior уверенно держит статус одной из самых знаковых it-сумок современности. Обновляясь каждый сезон, она сохраняет свой фирменный силуэт, что служит свидетельством исключительного мастерства Дома. Но самые изобретательные и интригующие интерпретации проходят в рамках проекта Dior Lady Art. Он был инициированный креативным директором Дома Марией Грацией Кьюри в 2016 году. Художникам со всего мира предлагается создать свое собственное видение сумки – кому, как не Дому Dior, верить в свободу творчества и самовыражения.
Художественные коллаборации – наглядный пример, как мода вписывает себя в актуальный социальный контекст. Обращаясь к художникам, дизайнеры становятся причастными к созданию произведения искусства, а продукты их совместного творчества, в свою очередь, делают искусство более близким к потребителю. «Подобные проекты помогают расширить кругозор, что полезно для моей дальнейшей практики. Было непросто, но интересно попытаться сделать так, чтобы сумка выражала те же темы, что и мои работы», – прокомментировал свое сотрудничество с Dior американский художник Людовик Нкотт. Интересно, что из года в год Dior нарочно избегает определенной темы, позволяя творцам самостоятельно создать нарратив вокруг Lady Dior. Второй факт: участники кардинально отличаются друг от друга. Их непохожесть делает каждую сумку еще более уникальной, что впоследствии также отражается на ее коллекционной ценности. По итогу коллаборации Дому удалось создать не просто коллекцию аксессуаров, но и платформу для самовыражения, охватывающую культуры нескольких континентов – участие приняли художники из Штатов, Японии, Кореи, Румынии, Китая и Франции.
Ха Чон Хен/ Ha Chong-Hyun
Граничащие с монохромом, работы Ха Чон Хена претерпевают метаморфозы и приобретают цвет по мере прохождения через них света. Для Дома Ха Чон Хен перенес свои картины на четыре сумки Lady Dior: квартет завораживающих арт-объектов, которые заигрывают с нюансами и материалами. Одним из таких стало культовое произведение Conjunction 74-26, выставленное в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
Гилберт и Джордж/ Gilbert and George
Гилберт и Джордж – один из самых знаковых дуэтов в современном искусстве, известные своими «живыми скульптурами», лауреаты престижной премии Тернера – затрагивают в своих работах различные социальные проблемы, отражая стремление развивать «искусство для всех», свободное от формализма и однозначной интерпретации. Для Dior тандем создал дизайн, напоминающий о популярных фотомонтажах (и – да, это изображение самих классиков перформанса), – он украсил корпус, в то время как фраза манифеста Love always and all ways, напечатанная в 3D, поместилась на заднюю часть сумки.
Хилари Печис/ Hilary Pecis
Хилари Печис по-новому интерпретирует эстетик у натюрморта с учетом современности. Ее акриловые композиции с их яркими красками и завораживающими текстурами исследуют ландшафт, свет и ритм Лос-Анджелеса, города, в котором она родилась и который находится в сердце каждой из ее работ. Сочетающие в себе традиции и новые перспективы, ее картины, наполненные беспрецедентной поэзией, ставят под сомнение различные реалии современной жизни. Ее личная интерпретация Lady dior уводит нас в увлекательное путешествие во времени, к сердцу шкатулки с драгоценностями ее бабушки, с которой она играла в детстве. Каждая из деталей была воплощена в жизнь виртуозным мастерством ателье Dior, мастера которого воспроизвели детали этого уникального изделия в 3D. Вышитые цветы накладываются друг на друга, словно напоминая о многочисленных слоях живописи.
Джеффри Гибсон/ Jeffrey Gibson
Джеффри Гибсон традиционно создает ультракрасочные работы, сочетающие мастерство коренных американцев со смелой, почти психоделической поп-эстетикой. Будучи мультимедийным художником, он сочетает живопись, скульптуру, гравюру, текстиль и видео, создавая гибридный визуальный словарь. Для восьмого выпуска Lady Dior Art Джеффри Гибсон использовал свою фирменную технику бисероплетения. Экстравагантно сочетая элегантные материалы и элементы спортивной одежды, каждый предмет украшен тысячами бисерных бусин неоновых оттенков в сочетании со вставками из кожи, нейлона и неопрена.
Ли Кен Енг/ Lee Kun-Yong
Для Ли Кен Енга — одного из пионеров перформативной практики в Корее – искусство представляет собой важный результат, проявляющийся как в физических действиях, так и в средствах массовой информации. Сочетая живопись и перформанс, работы художника рождаются из отработанных жестов, в которых тело и его траектории становятся автономным компонентом холста. В игре текстур и рельефов три сумки приобретают необработанные, органические формы, напоминающие о bodyscape – символической серии этого мастера – благодаря беспрецедентному сочетанию таких материалов, как краска и бархат.
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНЫ ПРЕСС-ОФИСОМ DIOR. АВТОР. ANDREA CENETIEMPO.