Современные авторы, арт-публицисты и журналисты рассказали о том, как понимать нынешнее творчество, какая роль отведена художникам в обществе и что ждет рынок искусства Казахстана через 50 лет.
Анвар Мусрепов
Художник, куратор, арт-публицист, в прошлом сотрудник Harper’s BAZAAR Kazakstan, который выступил куратором нового арт-номера.
Какова роль художника в современном обществе?
Наше время отличается кризисом нарративов, человечество нуждается в новых историях и новых утопиях, но наше сознание парализовано штампами массовой культуры. Главная задача искусства – это эмансипация воображения. Роль художника сильно изменилась со времен романтизма, сегодня художник скорее исследователь, а его мастерская – это лаборатория по поиску и созданию новых смыслов.
Опишите рынок искусства Казахстана через 50 лет.
Я хочу верить, что через 50 лет искусство станет естественной частью нашей повседневности, современные институции появятся в каждом городе и ауле нашей страны, регионы будут делиться на определенные медиа, у городов сформируется свои локальный характер. К примеру Атырау станет кластером art &science искусства, Павлодар столицей саунд-арта, промышленные ангары Караганды станут центрами видеоискусства и так далее. Самоорганизованные творческие поселения художников, ученных, музыкантов, режиссеров, танцоров станут образцами устойчивого развития, с эффективной системой переработки мусора, генерацией зеленной энергии, мы будем меньше зависеть от экономики и больше консолидироваться и заботиться о своих сообществах, люди будут заниматься креативной деятельностью ради поиска новых смыслов и развития изобретательности мышления, искусство перестанет как либо зависеть от рынка и станет частью всеобщего процесса для реализации личностного потенциала.
Как понимать современное искусство, если ты неподготовленный зритель?
Современное искусство зачастую апеллирует к концептам из критической теории и современной философии, погружение в мир актуальных художественных практик происходит параллельно со знакомством последних идеи в сфере гумманитарных знании, это значительно расширяет наше мировоззрение и отвечает на вопрос из чего состоит сама современность.
Как перестать бояться и начать понимать современное искусство?
Искусство – это пространство свободы и эмпатии, бояться здесь чего-либо точно не стоит, это новый опыт, который дает множество ответов за рамками художественных практик, в первую очередь стоит снять определенные ожидания и внутренние требования к тому, каким должно быть искусство. Для меня наилучшей проекцией является образ некоего племени, наделенного магическим сознанием и в то же время имеющего высокий уровень технологий. Представьте себе, что вы являетесь свидетелем большого эксперимента и открываете порталы в новые вселенные, законы которых вам совершенно неизвестны, а художники и исследователи – это некие жители других планет со своими уникальными представлениями о реальности. Каждый раз вы отправляетесь в путешествие по этим планетам. Не сопоставляете их с укладом жизни на родной Земле, а открываете для себя другие способы восприятия.
Как почувствовать себя комфортно на выставках современного искусства?
Не стесняйтесь вступать в коммуникацию, вспомните что вы путешественник по новым мирам, и даже если какие-то вопросы кажутся вам наивными, местные жители помогут вам сориентироваться в непривычном ландшафте. Художники с радостью поделятся своими идеями, а искусствоведы и кураторы выступят переводчиками смыслов, которые кажутся недоступными.
Екатерина Резникова
Кандидат искусствоведения, автор материала о Сакене Нарынове «Во времени и в пространстве», который появился в новом арт-номере.
Какова роль художника в современном обществе?
Искусство является зеркалом времени, отражая основной круг проблем общества, в целом, и индивидуума, в частности. Художник является выразителем актуальных идей, обращаясь к языку разных медиа. Насколько удачным будет произведение, в котором выражен определенный концепт или месседж, покажет время, но именно создатель искусства является глашатаем эпохи, чья роль чрезвычайно высока.
Опишите рынок искусства Казахстана через 50 лет.
Хотелось бы дать оптимистичный прогноз, но, к сожалению, предпосылок к этому не наблюдается. В 1990-е главными арт-институциями по развитию арт-рынка стали галереи современного искусства. Однако, их зависимость от экономической ситуации стала основной причиной закрытия большинства из них. Нет планомерной политики проведения аукционных торгов. У зрительской аудитории не сформированы потребность и навык приобретения произведений искусства. Возможно, целенаправленная работа по формированию института коллекционирования, в которой были бы задействованы художники, арт-критики, галеристы, музейные специалисты, могла бы стимулировать развитие арт-рынка.
Как понимать современное искусство, если ты неподготовленный зритель?
Известный коллекционер Генри Фрик (Frick Collection в Нью-Йорке) часто говорил о том, что важно тренировать глаз. Посещение выставок, лекций, творческих встреч с художниками может значительно расширить горизонты восприятия. Знакомство с литературой позволит лучше понимать смысл не всегда понятных на первый взгляд художественных высказываний. Чтобы почувствовать себя комфортно на выставке современного искусства, нужно как минимум попытаться на нее прийти.
Юлия Золкина
Журналист, взяла интервью у художниц Гузель Закир, Алмагуль Менлибаевой и Айи Шалкар, которые появились в новом арт-номере.
Какова роль художника в современном обществе?
Художник сегодня – самый бесстрашный, откровенный и поэтому очень важный член общества. Декоративность искусства, как мне кажется, в наше время уходит на все более дальний план – вперед выступают манифесты и смелые заявления. Все лучшие художники мира были революционерами – и были на передовой. Любим мы их именно за эту дерзость.
Опишите рынок искусства Казахстана через 50 лет.
Через полвека, когда экономика Казахстана преодолеет затянувшийся приступ сырьевой зависимости, культурная сфера также встанет с колен – и, наконец, перестанет поставлять всему миру талантливых художников. Живописцы, перформансисты, акционисты перестанут покидать нашу страну с лицами людей, которым дали вдохнуть свежего воздуха – им будет достаточно его дома.
Как чувствовать себя комфортно на выставках современного искусства?
Начните с Дюшана. Шутка! Лучше всего современное искусство понимается в контексте реальных исторических событий, во время которых оно рождается и в резонанс с которыми входит. Попробуйте найти в современном художнике человека – страдающего, любящего, испуганного, разгневанного или истошно кричащего – и вы начнете понимать, что он хочет вам сказать.
Автор. Harper’s BAZAAR Kazakhstan. Фото. Предоставлены героями.