Редактор BAZAAR Kazakhstan Екатерина Милославская – о том, почему мода вернулась к ярким цветам и что такое «дофаминовый дрессинг».

Сегодня Нео не пришлось бы выбирать из двух таблеток разных цветов. Ему бы понадобилось их гораздо больше. Несмотря на наступление осенне-зимнего сезона, где, по традиции, всегда доминировали черные и серые цвета, последующие несколько месяцев обещают быть просто переполненными цветами, причем самого яркого радужного спектра. Все благодаря феномену, который сегодня мы назовем «дофаминовый дрессинг».

Несколько лет назад на экраны вышел огромный британский документальный проект, посвященный королеве, – «Elizabeth at 90: A Family Portrait». В нем, помимо основных аспектов, затрагивающих личную и публичную жизнь монаршей особы, большое внимание уделялась ее гардеробу. Уже более 70 лет королева и ее образы – пример протокола в одежде. Поставщики ее обуви, сумок и даже колготок не меняются десятилетиями, как, например, бренд Anello&Davide, производящий лоферы на невысоком каблуке, украшенные цепью, бантом или небольшими подковами (такими же, как и на лоферах Gucci). Этой марке Елизавета верна более 50 лет. Но больше всего вопросов и интереса всегда вызывала цветовая палитра гардероба королевы.

Все, кто хоть раз видел репортажи с официальных (и не очень) встреч, не раз задавались вопросом, почему она всегда выбирает самые яркие цветовые сочетания. Хотя традиционно Британия ассоциируется с очень сдержанной палитрой – хаки, охрой и бежем, – ее Величество всегда предпочтет фуксию, бирюзу или лимонно-желтый. У этого решения есть веская причина.

По словам ее невестки, графини Уэссекской Софи, стилисты выбирают яркие цвета, чтобы королеву было легче увидеть в толпе. Для большинства подданных Великобритании остается большой радостью увидеть монаршую персону воочию, и сделать это проще, когда ее наряд выделяется на фоне остальных. Этот простой, но действенный ход показывает, насколько такая небольшая деталь, как цвет, может быть действенной и стопроцентно поднимать настроение. Поэтому сегодня Елизавету можно однозначно назвать законодателем тренда dopamine dressing, который развернулся в посткарантинные времена.

И хотя мы склонны недооценивать влияние цвета на наше общее настроение, оказалось, что именно цвет может кардинально менять восприятие. Так, после года (или даже больше), проведенного взаперти дома и, как следствие, в домашней одежде, мы снова захотели праздника.

Таблетка счастья: что такое «дофаминовый дрессинг»?
Dior весна-лето 2022

Об этом впервые заговорили нью-йоркские модные обозреватели еще в начале лета этого года. Нью-йоркцы, известные своей любовью к черному тотал-луку, продемонстрировали невиданную ранее любовь к красочным нарядам и цветам, что значительно сказалось на их покупках.

Линда Фарго, вице-президент модного офиса Bergdorf Goodman, рассказывает, насколько взлетели продажи ярких вещей перед осенним сезоном, хотя традиционно самой популярной покупкой с наступлением сентября считался бежевый или серый костюм, как знак возвращения в офисную жизнь. Она обратила внимание, что, помимо яркости, ставка также делается на сексуальность – вырезы, облегающие платья, длина мини.

«Люди очнулись после затяжной спячки, и им захотелось выйти на улицы и флиртовать, влюбляться, чувствовать себя живыми в конце концов. Ведь мы так долго были этого лишены. Это абсолютно физическая, почти животная реакция», – считает Линда.

дофаминовый дрессинг
Dior весна-лето 2022

«Однажды в конце лета я отправилась на вечеринку моих друзей. Я хотела выглядеть сексуально, поэтому надела мое любимое маленькое черное платье. Казалось бы, что может быть более соблазнительным? Но по факту я чувствовала себя немного глупо. Все были наряжены так ярко, а я была единственным темным пятном. Нет, я выглядела элегантно, но это было не то...» – делится модная журналистка Нала Фардун.

О сдвиге говорят и цифры. Более того, это касается и мужских, и женских отделов одежды. Статистика платформы персональных рекомендаций Lyst показывает, что самыми продаваемыми женскими товарами за второй квартал 2021 года стали зеленая сумка Bottega Veneta Jodie и желтая панама Jacquemus, а мужскими – плавки Versace с барочным принтом и юбка Thom Browne с плиссировкой.

Так, на Неделе моды сезона весна-лето 2022 минимализм, воцарившийся на подиуме в первый год с начала пандемии, уступил место максимализму. У Dolce & Gabbana мы видим оду 2000-м с джинсами с заниженной талией и куртками в стразах. У Balmain – оду самим себе с переосмысленными архивными нарядами, где гигантские золотые цепи имитируют топы, а бандажные брюки переходят в ботфорты.

Выделяется Dior: впервые за долгое время Мария Грация Кьюри отказывается от излюбленных феминистских лозунгов и романтичных летящих юбок с кружевами и сосредотачивается на работе с цветом: от оранжевого, в который выкрашены костюмы в стиле 60-х, до розового, выбранного для боксерских шорт. Ну и свой куш, конечно, срывает Bottega Veneta – именно этот бренд может считаться родоначальником тренда на интенсивно-зеленый цвет.

дофаминовый дрессинг
Dior весна-лето 2022

Лихорадке красочных цветов подвергаются даже такие консервативные и сдержанные на тренды индустрии, как ювелирная и часовая. Впервые за долгое время в коллекциях случился бум на цветные камни, лазури, эмали, цветные шнурки и другие детали, призванные добавить красок. Так, Cartier активно продвигает обновленную коллекцию ремешков для своей культовой модели Tank – зеленый, розовый и красный кажутся невероятным буйством цвета.

Одежду красочных цветов и с обильным декором англоязычная пресса именует как дофаминовую, отсылая к названию гормона удовольствия. Впервые это определение было применено в отношении дизайнерских коллекций в 2017 году, однако исследования о том, как одежда и ее отдельные характеристики влияют на самочувствие человека, проводились задолго до этого.

В 1930-х годах индийский ученый Д.Р. Гхадиали высказал мнение, что органы и системы тела чувствительны к определенным цветам, которые стимулируют или, напротив, замедляют их действие. Например, красный и оранжевый увеличивают частоту пульса, дыхания, давления крови и в целом оказывают возбуждающий эффект, в то время как темно-синий приносит успокоение.

Этими открытиями пользуются многие психологи, предлагая цветотерапию и арт-терапию для взрослых и детей. Но в то же время многие исследователи до сих пор скептически относятся к этой теории, считая, что влияние определенных оттенков на самочувствие скорее связано с ассоциациями, которыми человек их наделяет.

Спекуляция или нет, но очевидно, что ярко- желтая Lady Dior сегодня приносит больше счастья, чем ее пастельные вариации. И в конце концов, уже совсем не важно, виноват в этом дофамин или нет.


Автор. Екатерина Милославская. Фото. Пресс-офис марки.

Поделиться: