Спустя пару месяцев после моего переезда в Италию, путем проб и ошибок, я пришла к выводу. У итальянцев свое собственное представление о времени. Каждый живет в своем темпе, будь то Andante con moto (не торопясь, спокойно) или Allegro (умеренно). Это абстрактное понимание времени вдохновило работников Национальной галереи современного искусства в Риме на создание выставки Time is out of Joint, где основной целью стала манифестация времени как субъективного и индивидуального понятия.

Галерея находится в центре знаменитого Villa Borghese – римского ландшафтного парка. Это оплот единения старого и нового, традиций и новаций. Это место, где ощущение времени размывается и ему не придается никакое значение. На входе в музей неопытный глаз начинает судорожно искать  визуальные точки опоры. Мы привыкли все систематизировать и ощущать мир в хронологической последовательности. Однако, Галерея решила сыграть с посетителями шутку. Все работы на выставке Time is out of Joint, начиная от эпохи классицизма, заканчивая свежими «продуктами» современных художников расположены в хаотичном, на первый взгляд, порядке.

Time is out of Joint

Уже в первом экспозиционном зале чувствуется размытая грань времен, где динамизм «Ercole e Lica» Антонио Канова 1795 года стоит рядом с напряженной и замершей в статике «Spoglia d’oro su spine d’acacia» Джузеппе Пеноне 2002 года. Отсюда вытекает вопрос. Какова идейная точка соприкосновения представленных работ? Ведь не могли кураторы случайно комбинировать все, что попадется им под руку?

Ответ открылся в смене угла зрения.

Если посмотреть на объекты в панорамной перспективе, можно уловить момент, где «вертикальный» гнев Кановы противопоставляется трехмерному, застывшему в страхе «горизонтальному» желанию Пеноне защититься с помощью миллионов шипов акации. Даже в физическом расположении экспонатов слышится один и тот же лейтмотив. Одна и та же идея, но исполненная художниками в разных стилях и тональностях.

Time is out of Joint

Этот контрапункт времен наблюдается практически в каждом из 70 залов галереи. Представьте себе возможность лицезреть тандем знаменитых «Ninfee Rosa» Моне 1926 года и «Ninfee» 2004 года современного художника Люка Ренто. Или сожительство коллекции фотографий Габриэле Базилико «Roma» 2010 и «Ruderi di un Mondo che Fu» Федерико Кортезе 1890 года. Эти и многие другие вневременные комбинации утверждают главный лейтмотив выставки, что время – иллюзорно.

Подобный подход к экспозиции, на мой взгляд, позволяет зрителю не только наблюдать эволюцию изобразительного искусства, но и добиться главной ее цели: пробудить душу.

Вся наша жизнедеятельность организована и контролируема разумом, время заключено в условные 24 часа, а душа – в кандалы, от которых хочется избавиться. Несмотря на то, что мы живем в теоретически свободном мире, наши души все еще являются спящими узниками бодрствующего интеллекта, не позволяющего нам увидеть истинную красоту мира.

Ключевым моментом в праздновании La Giornata Dell’Arte Contemporanea стала презентация работы итальянской художницы Лилианы Моро «Underdog».

Это одна из значимых работ Моро, часть которой была похищена 12 лет назад и найдена недавно. Инсталляция представляет собой бронзовые изваяния пяти Аргентинских бульдогов. Один из них лежит мертвый после схватки, двое продолжают бой, четвертый – воет на дерущихся, а пятый – отстраненно наблюдает за происходящим. Символизм кроется как в названии, так и в экспозиции работы. «Underdog». С английского это переводится как «неудачник» – тот, кто скорее всего проиграет. Слабое звено в системе.

Time is out of Joint

Однако, автор раскрывает это понятие совершенно иным образом. Казалось бы, собака априори вызывает ассоциации с коллективным мышлением. Но Underdog в ее инсталляции – подобно любому неудачнику, не имеющему возможность быть частью стаи или системы. Он отрешенно наблюдает за «войной», борьбой за выживание. И что самое интересное – он решает отделиться от группы и идти своим собственным путем.

Это своеобразная отсылка к индивидуальному началу.

Животное наделено Лилианой Моро интеллектом и чувством ответственности. По ее словам: «у него всегда есть второй шанс, вторая попытка. Он тот, кто по собственному желанию погрузится в underworld (игра слов: underdog — underworld), познает тьму, испытания, но в итоге сумеет поменять свою, казалось бы, уже «предрешенную» судьбу. Лишь у Underdog-а есть возможность вернуться в прежнюю жизнь, но уже не неудачником, а победителем». Что, в принципе, и произошло с пятым бульдогом. Он был утерян (символично – умер), но спустя годы вернулся (родился) вновь.

«Time is out of Joint! Распалась связь времен!» – причитал с ужасом Шекспировский Гамлет, когда в королевстве, не успев похоронить короля, играют свадьбу вдовствующей королевы. Когда на свежей могиле возводят пышные дворцовой жизни. Бедный Гамлет не подозревал, что будущее поколение так же будет задаваться  этим же вопросом. Но нужно ли так морочить себе голову? Время – это всего лишь наше несовершенное восприятие одного из измерений пространства. И время, и движение – не более чем иллюзии.

Итальянцы лучше всех понимают эту простую истину.

Быть может, именно поэтому они владеют этим уникальным навыком – наслаждаться жизнью, пребывая «здесь и сейчас», и видеть красоту там, где ее, как нам кажется, нет? Может и нам стоит разрушить собственные ограничения, остановиться и взглянуть на мир не коллективными, а своими глазами? Может быть тогда мы и увидим новую перспективу и красоту в уже знакомых нам истинах?


Автор. Лира Бекболатова.

Поделиться: