Почему режиссеры прибегают к казалось бы устаревшим приемам в эпоху цветного кино? Разбирается кинокритик Динара Серикпаева. Она же составила свой топ 11 – рейтинг лучших черно-белых фильмов за последние 20 лет. И ни одного спойлера!

Текст: ДИНАРА СЕРИКПАЕВА DINARA SERIKPAYEVA

Благодаря постоянному развитию технологий и цифровых спецэффектов современные фильмы стали более красочными, чем когда-либо прежде. Тем не менее современные режиссеры до сих пор горячо любят черно-белый формат и нередко прибегают к нему для рассказа своих историй. Он используется и ценится из поколения в поколение. Вспомним последних триумфаторов кинофестивалей – «Рому» Альфонсо Куарона и «Холодную войну» Павла Павликовского, где чернобелое изображение присутствует не только в эстетических целях. Черно-белое кино придает историям интимности, зачастую они более личные, чем их красочные коллеги. Современные режиссеры, снимая черно-белое кино, частично вдохновляются работами итальянских и французских классиков, которые использовали черный и белый цвета для передачи ряда настроений и идей даже тогда, когда техниколор уже штурмовал индустрию.

Мы не будем рассказывать вам о лучших черно-белых фильмах всех времен, они и так всем известны. С такими шедеврами, как «Гражданин Кейн», «Касабланка» и «Психо», сравниться сложно. Но никто и не пытается. Мы отобрали для вас 11 лучших черно-белых фильмов, которые были сняты за последние 20 лет – с 2000 по 2020 год. Приглашаем посмотреть, как теория цвета может дать нам более глубокое представление о том, почему тот или иной режиссер выбрал этот цвет для своей истории.

Выключить цвет: 11 современных черно-белых фильмов

Итак, давайте отправимся в наше черно-белое путешествие во времени. Начнем с совместной работы венгерского мастера Бела Тарра и его супруги Агнеш Храницки – «Гармония Веркмейстера» (2000 год). Картину снимали по роману Ласло Краснахоркаи «Меланхолия сопротивления», и к музыке она не имеет никакого отношения. Завораживающий и сбивающий с толку фильм показывает нам, как небольшая деревушка теряет коллективный разум, когда туда приезжает цирк, который выставляет чучело кита на площади. За всей причудливостью и сюрреалистической загадкой скрываются размышления авторов о хаосе и капитализме. Фильм состоит всего из 39 кадров, движения камеры настолько величественны, что почти плывут. Бела Тарр говорит нам: когда иррациональные силы захватывают общество, ничего не остается, кроме как попытаться выжить и выдержать, пока они не пройдут. Как затмение. Ведь все проходит. И это пройдет.

Выключить цвет: 11 современных черно-белых фильмов

Все мы хорошо знаем, как братья Джоэл и Итан Коэны могут рассказывать сложную историю со стилем и изяществом. Их черно-белый эксперимент, нуар «Человек, которого не было» (2001), рассказывает нам историю застенчивого и пассивного человека, который в стремлении изменить свою жизнь заходит настолько далеко, что теряет себя. Главный герой парикмахер Эд Крэйн, которого блестяще играет Билли Боб Торнтон, совершает увлекательную прогулку по темным сторонам своей личности. После того как он открывает в себе жадность, злость, эгоцентричность и прочие «прелести», к нему приходит понимание секрета успеха всех людей. Непреднамеренное убийство, ошибочно обвиненный подозреваемый, исчезновение незнакомца, шантаж, деньги – все это ждет вас в этом изысканном фильме братьев Коэн. Все видели фильмы о мертвых, возвращающихся к жизни, о призраках, ходящих по Земле, и вот Коэны показали нам историю о парне, который еще жив, но не знает, как жить. Надо срочно включать!

Выключить цвет: 11 современных черно-белых фильмов

Джим Джармуш наслаждается ностальгией, прекрасной музыкой и абсурдными диалогами в своих «Кофе и сигаретах» (2003). Фильм-сборник состоит из 11 маленьких новелл об известных людях и их любви к кофе и сигаретам. Особенность всех историй заключается в небольших моментах, которые остаются недосказанными или очень тонкими. Примечательно, что первую новеллу, где главных героев играют Роберто Бениньи и Стивен Райт, режиссер снял в 1986 году. Третья новелла с Игги Попом и Томом Уэйтсом в придорожной закусочной Калифорнии была снята в 1992 году и выиграла Золотую пальмовую ветвь как лучший короткометражный фильм на Каннском кинофестивале. В общей сложности работа над картиной заняла 17 лет. Герои всех 11 новелл случайно встречаются в кофейнях и обсуждают различные темы, такие как фруктовое мороженое с кофеином, Париж 20-х годов, использование никотина в качестве инсектицида, зависть, радость… Они все время сидят без дела, потягивают кофе и курят сигареты. После просмотра чувство, что вы словно только что вышли из кофейни, где отдыхали и наслаждались обществом друзей, гарантировано.

Черно-белое кино придает историям интимности, зачастую они более личные, чем их красочные коллеги.

Выключить цвет: 11 современных черно-белых фильмов

«Город грехов» (2005) Фрэнка Миллера и Роберта Родригеса, снятый по серии комиксов, стал поистине непоколебимым и революционным. Стильный, сексуальный и сенсационный фильм-нуар прорвался сквозь стандартное понимание комиксов, чтобы взорвать экраны завораживающими и увлекательными историями. Родригес с такой рабской преданностью отнесся к первоисточнику, что отклонил любые предложенные вольности. На сегодняшний день «Город грехов» является самой точной адаптацией из когда-либо сделанных фильмов по комиксам. Все герои на экране, не осознавая того, жаждут искупления. Они живут жизнью, которая, по мнению большинства, даже не существует. Но где-то в глубине души мы знаем, что такие люди есть среди нас. Грязные копы, больные умы, лживое духовенство, безобидные дети, женщины, убийства… все настоящее. Кроме того, к одной из трех частей картины приложил руку и Квентин Тарантино. А также «Город грехов» ошеломительно богат на таланты: актеры безупречны до такой степени, что любой из них может снимать свой собственный фильм о жизни героя, которого играет. Даже незначительные роли найдут отклик в душе.

Выключить цвет: 11 современных черно-белых фильмов

Удостоенный «Оскара» анимационный фильм «Персиполис» (2007) Марджан Сатрапи основан на ее одноименном автобиографическом графическом романе. Французская писательница и режиссерка иранского происхождения описывает Иранскую революцию 1979 года во всей красе глазами ребенка. Обычно фильмы о детях, оказавшихся в ловушке в опасные времена, создаются с точки зрения взрослых, которые хорошо осознают всю боль их сложного положения. Однако с детской точки зрения Сатрапи описывает свои ранние годы в Тегеране энергично и весело. «Персиполис» полон юмора и горя – эдакое противоядие, чтобы выжить. А есть ли лучший способ отогнать тревогу и грусть, чем неудержимое веселье? С помощью нескольких ловких штрихов черной ручкой Сатрапи оживляет целый мир. Это не похоже ни на что, что вы когда-либо видели в анимации. Сейчас Марджан Сатрапи живет во Франции и использует свое искусство, чтобы осуждать репрессии. Персонажей озвучивали такие большие звезды, как Кьяра Мастроянни, Катрин Денев, Даниель Дарье, Джина Роулендс и Шон Пенн.

Выключить цвет: 11 современных черно-белых фильмов

Действие фильма «Белая лента» (2009) Михаэля Ханеке происходит в маленькой немецкой деревушке до Первой мировой войны. Тихая деревня, глубоко религиозная и занятая простым сельским хозяйством, медленно теряет свою душу. Начинается таинственная череда случайных актов насилия. Это история невзгод и несчастий, о грехах одного поколения, запятнавших следующее, о потере доброты, о подавленном гневе и пылающей ненависти, охватывающей весь город. Ханеке исследует корень зла, пытается понять, как и почему ненависть зарождается в сердцах и умах молодых людей. Но все не так просто. Зачастую зло, мир и порядок сосуществуют без каких-либо на это причин. История детей, произошедшая в этой деревушке, касается каждого. Многие страны придерживаются таких добродетелей, как чистота и нравственность. Но в действительности общество полнится жестоким обращением, интрижками и религиозными режимами. Глазами сельского общества мы видим
универсальную правду о неизбежном провале любой революции, структуры власти и, возможно, даже всего мира. Не может быть чистоты и невинности в обществе, где существует врожденная коррупция в политической, религиозной и даже семейной системах.

Ханеке исследует корень зла, пытается понять, как и почему ненависть зарождается в сердцах и умах молодых людей.

черно-белое кино

Иногда кино должно быть просто чистой и неподдельной радостью в каждом кадре, как «Артист» (2011) Мишеля Хазанавичуса. Это одновременно дань уважения классическому Голливуду и современная ирония на поведение знаменитостей. Было время, более восьмидесяти лет назад, когда все фильмы были похожи на «Артиста». Немые картины, в которых безмолвные актеры находились всего в одном шаге от пантомимы. Они играли лицами, улыбкой, хмурым взглядом, злодейской усмешкой. Перед нами история о подавленной гордости, невысказанной любви и непостоянстве славы. Когда появление звука в кино убивает карьеру главного героя, молодая актриса становится большой звездой нового звукового поколения. Хазанавичус превратил свое кино в то, чего так редко удается достичь современникам: чистую радость от искусства. Сбежать из своей жизни и пожить какое-то время чужой.

черно-белое кино

В фильме «Небраска» (2013) Александр Пэйн снова углубляется в семейную драму и самообман. Главный герой, пожилой мужчина, разочарованный собственной жизнью, предается донкихотовским поискам. Он пытается выяснить, есть ли у него свое место в кругу родных и друзей. По большей части «Небраска» сделана как классический роуд-муви, где отец и сын, которые не очень хорошо ладят, отправляются в путешествие, полное неудач, случайных встреч, веселых шуток и семейных сборищ. Из всей мрачности и безликости. Пэйн черпает тонкую теплоту, верность и сердечность. Этот портрет старения не оставит равнодушным никого. Ведь разочарованный стареющий человек тоже может проявить решимость, надеяться на что-то новое, начать жить. Скромные истории тоже могут быть самыми сильными.

черно-белое кино

Очередной успех польского режиссера Павла Павликовского «Холодная война» (2018) – это история двух влюбленных, которая произошла в послевоенной Польше. Их любовь обречена с самого начала из-за разрыва между капиталистическим Западом и коммунистическим Востоком. Отношения главных героев – это отражение тех времен, когда люди не были свободны ни в чем, не могли быть самими собой. Павликовский снял эту картину на основе романа своих родителей. По его словам, у них был великий роман и великая война. Но это была не только политическая война стран (с 1949 по 1964 год), но и война в отношениях героев, включая страсть, предательство, разделение и примирение. Они не могут жить вместе, но и друг без друга тоже свет им не мил. Эта история любви очарует вас так же, как и роман Ильзы и Рика из знаменитой «Касабланки». «Холодная война» захватывает и стирает все языковые и культурные барьеры. В финале вас ждет полное эмоциональное опустошение.

черно-белое кино

Два года назад Альфонсо Куарон представил свой шедевр кинематографического искусства – «Рома» (2018). Это личная для режиссера история о женщине, которая его воспитала. Его откровенность и интимность со зрителем поражает до глубины души. Детские воспоминания, искусно извлеченные и переданные с отчетливо взрослой чувствительностью. Мы наблюдаем за историей глазами горничной иммигрантки по имени Клео, которая работает в семье среднего класса в Мехико. Несмотря на все сложности этой семьи, на глобальном уровне героиня является главным аутсайдером, со всеми вытекающими отсюда перспективами. Местами «Рома» бывает довольно резкой, но это трогательная история о простых людях, которые собирают осколки своей души и двигаются вперед, насколько это возможно. Куарон в своей «любовной открытке» женщине, которая его воспитала, и городу, который он назвал своим домом, хочет донести до нас мысль, что мы намного сильнее, чем думаем, даже если никто не хочет это замечать. В лучших традициях любого шедевра «Рома» сначала истощит вас, а затем снова наполнит.

черно-белое кино

«Маяк» (2019) – красивая, ужасающая и мрачная история о мужском безумии и извращенных фантазиях, снятая молодым американцем Робертом Эггерсом. Все сделано в лучших традициях романов Джека Лондона и Джозефа Конрада, наслаждающихся дихотомией «человек против природы – человек против себя». Но здесь режиссер охватывает гораздо большее. Главные герои – пожилой смотритель маяка и его новый помощник – ежедневно трудятся у берегов Новой Англии 1890 года. Спустя некоторое время давящая изоляция, мифические видения и секреты друг от друга начинают лишать их разума. Режиссер передает суть мореплавания в сочетании с суровостью человечества, чем-то близкой к токсичной мужественности XIX века. Сам маяк представляет собой идеально сконструированное место кошмаров и фантазий, сплетенных в своего рода «гордиев узел». Вы обязательно испытаете клаустрофобию, страх и удушение. Эггерс отказывается давать простые ответы на происходящее и предпочитает оставлять больше вопросов. После просмотра этой картины вы будете говорить о ней целыми днями. Настраивайтесь на волну особенного ужаса.


Фото. Кадры из фильмов.

Поделиться: