90-е, их слава в стиле гранж и «героиновый шик» считаются пиком моды. Все это повлияло на последующие поколения и вызвало ущерб, от которого мы все еще не можем оправиться.
Женщины в течение долгого времени были подвержены меняющимся идеалам красоты. Начиная от стянутой в корсете миниатюрной талии до объемной груди. Но есть одно десятилетие, которое задало тон всем последующим, благодаря которому на сегодняшний день у нас в головах стоят идеалы с картинки. И это 90-е. Но признаться честно, эта же декада стала золотой для индустрии моды. Рассвет стиля гранж, платья-комбинации и Calvin Klein. При всей картинности ситуации, толчок к началу нездорового стандарта красоты был положен.
В 90-х мы усваивали контент, в основном, из журналов, рекламных щитов и телевидения. В начале 00-х на смену пришли социальные сети. Теперь аудитория «пленников» соцсетей, по оценкам экспертов, составляет 3,6 миллиарда человек. Причем Instagram забирает себе 1 миллиард пользователей. 7% из этого числа — тинейджеры от 13 до 17 лет. «Голос» моды еще никогда, к счастью или к сожалению, не достигал такой большой аудитории.
«Нам постоянно скармливали изображения худых моделей»
Дети 90-х росли в то время, когда «героиновый шик» был тем, к чему нужно было стремиться. Публике скармливали изображения худых моделей. Еженедельные издания пестрили заголовками о том, как достичь нулевого размера. 13-летние подростки читали о булимии, чтобы достичь этой цели.
Молодое поколение не может понять, почему миллениалы так громко кричат о бодипозитиве в социальных сетях, почему злятся на селебрити, продвигающих инъекции для подавления аппетита, почему они так устали от всех известных лиц, которые редактируют до неузнаваемости, и фильтров, изменяющих лицо. Все потому, что они прошли через последствия искаженного понятия «красоты». И поэтому могут предвидеть приближающуюся беду.
Женщины отчаянно хотели подражать манекенщицам с глянцевой обложки, которые перечитывали от корки до корки. Тенденция под названием «героиновый шик» вовсе не о наркотиках, а о тонком лиричном образе. Этот идеал задел цепной реакцией всех, а тогдашние СМИ с радостью поддержали его.
Пока мода конца 19-го века отстаивала чудовищные стандарты красоты с болезненно утянутыми корсетами талиями, 90-е ввели скинни боди в свободной одежде. На сегодняшний день наблюдается возрождение сильного, а не худого тела! Зародилось это еще в далеких 80-х, как только начали появляться DVD-диски с домашними тренировками звезд в спортивной одежде бренда Lycra-clad, таких как Оливия Ньютон-Джон. Но даже в основе этого концепта стоит худое тело.
Кейт Мосс, будучи подростком, была титулована как постерная королева, пропагандируя «героиновый шик». Украшая новомодные глянцы своими гранж-фото, сделанными Коринн Дэй и Давиде Сорренти. Она прославилась благодаря своему модельному таланту, бурной общественной жизни и отношениями с известными рок-звездами. У нее была жизнь, которую хотела каждая молодая женщина.
Нездоровый вид худощавого тела идеализировался, а вместе с ним и способы его достижения (некоторые модели, как сообщается, ели салфетки, чтобы утолить голод). Это странное десятилетие также возвысило курение и наркотики. Среди молодежи считалось крутым употреблять кокаин в туалете ночного клуба и постоянно курить. Никого не заботил ущерб, который будет нанесен обществу, только из-за прихоти молодых гламурных звезд.
Давиде Сорренти, который совместно с Коринн Дэй ввел этот тренд в народ, умер от передозировки наркотиками в 1997 году. Это событие послужило закатом тренда в индустрии. После его смерти, тогда еще президент Клинтон сказал: «Чтобы продавать одежду, совершенно необязательно пропагандировать зависимость. Возвеличивание героина не креативно, а разрушительно. Это не красиво, это уродливо. И это совсем не об искусстве, это о жизни и смерти. Восхваление смерти на этом фоне плохо для общества».
В 2007 году французская модель Изабелль Каро позволила сфотографировать свое обнаженное тело для итальянской кампании по повышению осведомленности о расстройстве пищевого поведения. Изображения были размещены на рекламных щитах накануне Миланской недели моды, и, хотя они были немедленно забанены, все же успели стать вирусными в интернете. Вызвав повсеместный шок в индустрии моды, фото спровоцировали резкие изменения. На подиум не допускались модели нулевого размера. Каро умерла в 2010 году в возрасте 28 лет.
Перенесемся в наши дни… Опасная любовь к красоте привела нас к борьбе с филлерами, фильтрами, facetune, возвышением Кардашьянов и пластической хирургией. Идеал современности уже не худощавость, а тонкая талия, большая грудь и большие ягодицы, острый подбородок, маленький нос, большие губы, приподнятые брови и кукольная гладкая кожа. Сегодня мы наблюдаем эволюцию стандартов красоты, которые были введены в 90-е. Идеал может меняться, но теперь он уже не так легко достижим. Акцент все таки остается прежним — худоба.
За последние годы мы наблюдаем резкое увеличение числа знаменитостей, которые выглядят как идеальные картинки и громко заявляют о своей естественности. Это приводит к тому, что молодые люди чаще задаются вопросом, почему они не выглядят так же. А платформы вроде Snapchat и Instagram сделали еще один шаг на пути к саморазрушению человека. Они позволили использование фильтров, уменьшающих нос и увеличивающих губы.
Среди девочек в возрасте от 11 до 21, 34% точно не станут публиковать фото без фильтров. Статистика среди женщин постарше намного выше. Пластические хирурги в Великобритании и США указывают на рост «селф-хирургии». К сллову, в Британии нет установленного законом возрастного ограничения на использование филлеров, и эта отрасль в значительной степени не регулируется. Это означает, что любой может законно предоставлять инъекционное лечение. Иногда даже с ужасающими результатами. Все, что мы можем на данный момент: на законодательном уровне выдвигать требования знаменитостям и интернет-платформам объявлять об отредактированных фотографиях. 90-е и «героиновый шик»уже доказали и осветили обществу проблемы жертв расстройства пищевого поведения и других. Давайте не будем дважды совершать одни и те же ошибки.
Текст. Тристен Ли. Перевод. Карина Туралиева х Harper’s BAZAAR Kazakhstan. Фото. Shutterstock.com, Harper’s BAZAAR US.