Услышав слово «феминистка», большинство казахстанцев (прежде всего, мужчин) представляют в своем воображении воинственно настроенную даму, борющуюся за права женщин в мире, в котором доминируют мужчины. Если затрагивать феминизм в западных странах, возможно, отчасти такое представление совпадает с реальностью – там женщины действительно занимают активную позицию в отстаивании своих интересов и добиваются равноправия с мужчинами во всем. 

Что же касается феминизма в казахстанском контексте, то здесь речь идет скорее о достижении внутренней свободы женщины, нежели чем о борьбе за равные права в браке (хотя последнее все чаще имеет место быть в казахстанских реалиях). Именно стремление к внутренней свободе вкупе с возможностью получить образование, занимать высокооплачиваемую должность и обрести финансовую самостоятельность, сделали современную казахстанку независимой от чужого мнения, обстоятельств, мужчины, в конце концов. Тренды независимой (как внутренне, так и финансово) жизни современной женщины не обошли стороной и ее внешний вид.

феминизм

Женщина больше не желает одеваться исключительно для мужчины, теперь она одевается в первую очередь для себя. Стало необязательно согласовывать с мужем каждый наряд – одобряет ли он, не сильно ли вызывающе, не коротковато ли? Замечали ли вы, что на улицах практически не встретить женщину на «шпильке» – городские жительницы теперь предпочитают удобные кроссовки, слиперы, конверсы, мокасины и другую обувь без каблука. То же самое касается и всего гардероба – удобная спортивная одежда, платья и юбки свободного кроя практически вытеснили облегающие силуэты, оставив последним лишь коктейльные вечеринки и, пожалуй, свадьбы. По словам представителей казахстанской сети аутлетов Red Park, казахстанки пошли дальше – они покупают мужскую одежду и обувь для себя. Делают это покупательницы сети по нескольким причинам. Во-первых, женщины, для которых феминизм не просто слово, ставят своей целью подчеркнуть свою индивидуальность. Они бросают вызов этому миру, обществу, в котором живут и работают. Дамы открыто заявляют, что они больше не боятся выделяться из толпы, им нравится экспериментировать, примерять разные образы, быть яркой каждый день. Во-вторых, постоянные покупательницы аутлета знают, что здесь можно найти мужские бренды отличного качества по цене, иногда в разы дешевле, чем женские. Посудите сами, чем не отличная альтернатива дорогому брендовому женскому костюму, яркий вызывающий пиджак с узкими брюками, который сшит для мужчин, но стоит гораздо дешевле и при этом отлично смотрится и на женщине? Тем более, что казахстанские мужчины очень консервативны и все еще не готовы надевать брючные костюмы с необычным принтом или футболки с названием бренда по центру, бросающимся в глаза.

Получается, что феминизм, ворвавшийся в моду, на руку как производителям фэшн-индустрии, так и ритейлу. Первые могут «играть» на стирании границ между мужским и женским, предлагая миру моды новые миксы в одежде, вторые расширяют клиентскую базу для своих товаров, без привязки к полу покупателя. Чем свободней клиентка в своем внутреннем мире, тем она более раскрепощена в плане выбора того, что надевать и как выглядеть. Трансляция внутренней свободы и независимости вовне посредством одежды – выбор все большего количества современных женщин Казахстана. «Это не может нас не радовать, — рассказывает PR-директор сети аутлетов «Red Park» Жазира Султанова, — наши постоянные и новые клиентки избавляются от стереотипов в своих предпочтениях в одежде, заглядывают к нам чаще в поисках новых стилистических решений, экспериментируют и чувствуют себя превосходно! Со своей стороны, мы пошли на беспрецедентный для ритейла шаг – в ответ на лояльность наших клиентов мы предоставляем возможность сделать возврат купленной у нас вещи в течение 6 (!) месяцев, конечно, при условии, что товар не был востребован – провисел в шкафу и не был надет. Львиная доля нашего коллектива – женщины, и мы с огромным удовольствием не только наблюдаем за процессом трансформации сознания казахстанок, но и меняемся сами вместе с нашими клиентками!».


Материал подготовлен специально для Harper’s BAZAAR Kazakhstan представителями магазинов казахстанских дизайнеров FashionPark и аутлетов Red Park. Фото. Shutterstock.com.