Вы наверняка не раз видели, как очередной щеголь выпрыгивает из автобуса в новомодных кроссах Off-White или светит сияющей пряжкой ремня Hermés стоя на остановке. Или же модная принцесса выходит из забитой маршрутки, но зато с Gucci в руках и Dior на ногах. Конечно, можно и поверить в тот факт, что ребятки просто экономные, шмот дорогостоящий-то скупают, а все остальное это так, ерунда, мелочи аскетичной жизни. Но увы и ах, с первого взгляда становится понятно, что это фейки, причем весьма плохие и грубые.

К большому сожалению, в странах постсоветского пространства многие специально хотят выглядеть нарочито «дорого». Чтобы лейблы сияли как звезды на погонах генеральских, а роскошь от них феромонами исходила. Что же это: экономия, веяние социальных сетей или простая погоня за мнимой мечтой? Давайте же разбираться вместе, откуда у нас в стране зародилась мода на фейковую продукцию. А также, почему тысячи людей готовы платить далеко не самые маленькие деньги за обычную подделку. 

Подделка брендов – вопрос этики или денег?

Реплика, фейк, дубликат, подделка – бизнес по созданию копий товаров и брендов, изготовленными без ведома и разрешения авторов, набирает обороты по всему миру, а отличить фейки от оригинала часто бывает очень сложно. Производители и продавцы поддельных вещей даже придумали буквенную классификацию для своих поддельных товаров, дабы покупатель знал, обладателем копии низкого или высокого качества он становится. При этом людей продающих фейки видимо ничуть не смущает моральная сторона такого бизнеса, раз уж открыто применяется классификатор уровня поддельности товара.

louis vuitton оригинал
@louisvuitton

Рассматривая тему подделок сквозь призму морали и этики можно долго рассуждать о деловых и человеческих качествах собственников и всех участников такой бизнес-модели. Но факт остается фактом — на этом зарабатывает огромное количество людей, в том числе магазины и торговые центры. Ни для кого ни секрет, что такой бизнес имеет место быть и в Казахстане, равно как и то, что на подобные товары есть определенный спрос.

По данным казахстанского отделения Transparency International, в страну под видом мировых брендов ежегодно ввозится товаров на сумму 1 млрд. долларов США. Объем теневого оборота импорта из Китая только в Алматы, оценочно, составляет почти 60% или 2,5 млрд. долларов США. Для сравнения объем всего импорта из Китая в Алматы составляет 4, 2 млрд. долларов США. При этом оценочные потери госбюджета составляют порядка 300 млрд. тенге в год.

фейки

В России оборот рынка поддельного люкса в 2019 году составил, по данным компании  BrandMonitor, 280 млрд руб. и тем самым превысил легальный на 30 миллиардов рублей. Чаще всего россияне приобретают поддельные футболки, сумки, кроссовки, джинсы. Причем часто недобросовестные продавцы не предупреждают покупателей о том, что перед ними не оригинал, а качественная подделка.

Борьба с оборотом контрафакта в Казахстане осложняется несовершенством нормативно-правовой базы, предусматривающей чаще всего лишь штраф, а также отсутствием у правоохранительных органов методики распознавания контрафактной продукции.

В России же помимо штрафов, предусмотрено уголовное наказание до 6 лет тюрьмы для предпринимателей, специализирующихся на подделке известных брендов. Взаимодействие брендов с госструктурами также способно существенно сократить ввоз подделок в страну. Так, в первом полугодии 2019 года Федеральная таможенная служба России предотвратила ущерб, который мог быть нанесен правообладателям интеллектуальной собственности, на сумму 4,9 миллиарда рублей.

Почему казахстанцы так любят фейки?

В качестве меры по пресечению незаконного оборота промышленной продукции на территории Европейского союза применяется уничтожение партий контрафактной и фальсифицированной продукции, а также серьезная административная и уголовная ответственность за подобные нарушения. В случае обнаружения производства контрафактной продукции в промышленных масштабах, в ЕС применяются меры по уголовному преследованию. Согласно законодательству ЕС, преступление считается совершенным, если товарный знак был использован даже однократно. В США применяются административные наказания не только в отношении производителей контрафактной продукции, но и в отношении ее потребителей.

Так откуда же взялся тренд на фейки и почему люди готовы платить не самые маленькие деньги за подделку?

Очень хорошая реплика несмотря на то, что стоит в разы меньше оригинала, все равно будет стоить прилично, если это подделка дорогого
бренда. При этом на эти же деньги можно купить оригинал другого, менее известного бренда. Очевидно, что здесь замешана не только экономика, но и психология. Люди, стремящиеся «пустить пыль в глаза» и быть вхожим в определенные социальные круги,
могут быть не только объектом для заработка, но и стать темой для нового семинара Лабковского или Курпатова.

Иногда покупка подделок может показаться очень выгодной, но опять же, если совсем не думать о том, что подобная покупка незаконна и аморальна. Задумывались ли вы о том, что дизайн туфлей принадлежит дизайнеру, а потому, когда какая-то компания незаконно создает копию с указанием бренда, она занимается ничем иным, как кражей. И хотя ваше сердце может не истекать кровью из-за убытков, понесенными модными домами крупных брендов, факт остается фактом — воровство есть воровство.

китайские фейки

Подделка брендов усугубляется тем, что в отличие от простого копирования дизайна, создание подделки с незаконным использованием бренда означает то, что поддельные товары по сути «притворяются» брендами. Многие покупают их, зная, что они поддельные, но существует и другая категория покупателей, которых обманывают (особенно в Интернете), предлагая поддельные товары за большие деньги.

Если вы испытываете стресс, не имея возможности позволить себе дорогой бренд легально, но хотите иметь разнообразный дизайнерский гардероб, попробуйте отойти от стереотипов и оглянитесь вокруг. В Казахстане очень много талантливых дизайнеров, создающих эксклюзивные стильные вещи, которые могут стать вашими любимыми не на один год. Не лучше ли прийти в магазин и купить вещь, созданную легально, честно, открыто?


Автор. Harper’s BAZAAR Kazakhstan x Жазира Султанова. Фото. Instagram. Shutterstock.com.

Поделиться: