Сегодня в продажу поступила специальная коллекция H&M Conscious Exclusive: по просьбе BAZAAR Kazakhstan алматинские экоактивистки примерили вещи из переработанных материалов и рассказали, что они думают о глобальной инициативе шведской марки.

Фото: Баурджан Бисмильдин (Baurdzhan Bismildin).

Стиль: Шернияз Макатов (Sherniyaz Makatov).

Текст: Карина Утегенова (Karina Utegenova).


Стремительный темп развития технологий и не менее стремительно растущие запросы общества потребления привели к тому, что у термина «корпорация» появились нехорошие коннотации. Компаний, меняющих  правила игры, на мировом рынке не так много – и шведский ритейл-гигант Hennes&Mauritz, портфолио которого включает шесть модных лейблов,  среди них занимает почетное место. О том, что «глобальный масштаб предполагает глобальную ответственность», руководство бренда не только говорит – H&M успешно воплощает в жизнь идеи по оптимизации всех производственных процессов в пользу окружающей среды. История марки берет начало в 1947 году – сегодня, по прошествии более чем семидесяти лет, смело можно говорить об осязаемых успехах на ниве экологичного производства. Так, например, при создании весенне-летней коллекции H&M Conscious Exclusive использовались исключительно вторичное сырье и органические материалы, в том числе уникальное волокно BIONIC® на основе отходов, собранных с береговой линии.

По мнению «лица» коллекции Натальи Водяновой – супермодели, ставшей символом филантропии и заботы о будущих поколениях, – «Conscious Exclusive  – не только блестящая экоинициатива, это еще и по-настоящему желанные, красивые и добротно выполненные вещи, которые хочется носить и носить, невзирая на смену сезонных тенденций». Героини нашего проекта согласны с Натальей: озаботиться одной лишь переработкой недостаточно, важно также поумерить потребительский аппетит, формируя цельный, фунциональный гардероб. Работая над Conscious Exclusive, команда дизайнеров H&M транслировала эту идею с помощью понятных силуэтов, приятных на ощупь фактур и универсальной палитры. В коллекцию вошли женские и мужские образы, и впервые в истории – вещи для самых юных трендсеттеров, несмотря на нежный возраст осознающих всю серьезность миссии.

«Нашей целью было создание вещей, которые были бы приятны не только взгляду, но и телу, и даже слуху.  Эта коллекция призвана стимулировать чувства и желание внести собственный вклад в защиту окружающей среды», – комментирует креативный директор и глава отдела дизайна H&M Пернилла Вольфарт.

Conscious Exclusive – лишь часть масштабной программы H&M по сохранению ресурсов. Вся информация прозрачна, достижения, задачи и цели регулярно озвучиваются: на сегодняшний день 26% материалов производятся из экологически устойчивого сырья, в планах компании на будущее – существенно увеличивать объем с каждым годом. Так, к 2020-му весь хлопок, используемый в производстве, обещает быть экологически дружелюбным.

Директор программы Устойчивого развития H&M Хенрик Лампа верит, что «перемены должны происходить на всех уровнях и затрагивать все процессы – от улучшения качества жизни и трудовых условий работников фабрик до диалога с покупателями, которых необходимо мотивировать как можно осознаннее подходит к потреблению».

Ажар Джандосова

Исполнительный директор общественного фонда «Алмалы Жумак»

«В казахстанском обществе существует огромная разница между слоями населения в менталитете, в сознании, в уровне доходов. Большое  число жителей страны еще не начали «потреблять», и, как только появляется возможность, люди хотят иметь все больше и больше.  Поэтому важно рассказывать людям о том, что потреблять нужно разумно, осознанно.

Каждый из нас так или иначе сталкивается с проблемами загрязнения окружающей среды, особенно в Алматы. Пыль, мусор, смог – все это видно невооруженным взглядом. Хочется закрыть глаза, потом открыть и увидеть совсем другой мир! Но так не получится, нужно начинать с себя: не бросать мусор, сажать деревья, газоны, участвовать в разных акциях – по уборке гор, например. Подписывать письма протеста. Ведь многие экологические сообщества, отдают свои силы и время, чтобы бороться за чистую окружающую среду и им очень нужна поддержка общества. Я, как и многие мои единомышленники, стала активно заниматься вопросами экологии, когда мы вместе встали на защиту урочища Кок-Жайляу в Алматы.

Сейчас я работаю над проектом «Учимся любить, учимся беречь». Это проект был одним из девяти победителей конкурса, который проводил URBAN FORUM Алматы при поддержке фонда Сорос-Казахстан. Суть проекта – показать детям Алматы, в каком удивительном месте мы живем: в двух шагах от нетронутой природы, у границ Иле-Алатауского природного парка. Мы сняли видеоурок об этом, выпустили буклет. И, что очень важно, сводили более 1000 школьников, большинство из которых никогда не были в горах,  в поход на Кок-Жайляу. Это наглядные уроки экотуризма, с которых начинается осознанное отношение детей к окружающей среде.

Вещи из коллекции H&M Conscious Exclusive очень комфортные, в них есть ощущение натуральности, а для меня это очень важно».

Алматинские экоактивистки о коллекции H&M Conscious Exclusive 1

Блуза, H&M Conscious Exclusive.


Катерина Суворова

Режиссер

«В вопросе осознанного потребления, самое главное – начать движение в эту сторону, а для этого нужно распространение информации на разных уровнях. Нужно показывать примеры, модели последствий, объяснять вклад каждого человека в происходящее.

H&M взял на себя миссию сделать это движение модным, и я думаю, это очень хорошая модель. Нужно организовывать пункты приема вторсырья в каждом маленьком районе, предложить  целесообразную замену рулонам пластиковых пакетов на выходе из супермаркетов, продумать свой метод переработки органического мусора больших городов (в Стокгольме, например, городские автобусы ходят на топливе переработанных канализационных отходов).

Я думаю что коллекция H&M Conscious Exclusive – это очень здорово упакованная верная идея, что осознанная жизнь на планете – это не отказ от всего к чему мы привыкли, а замена некоторых процессов на более выверенные, более осознанные. А вообще, я считаю, что мы все выросли на идее переработки, но несколько иного рода. Это та одежда, которую мы донашивали за старшими, то, что бабушка перешивала из одежды старшим детям.

Мне кажется, все мои проекты связаны с экологией в разной мере: они о способе существования, при котором воздействие на мир, в котором ты живешь, получается продуктивным и позитивным. Но самый основной – это конечно же фильм «Завтра море» и вся эта гигантская информационная кампания, которую мы запустили перед запуском. Это фильм о том, как в настоящее время люжи живут на бывших берегах измученного неразумной хозяйственностью Аральского моря. Они выстраивают их этих обломков свой новый мир, и для меня было важно не только показать фильм, но и запустить платформу для последующих действий. Эта работа еще в процессе, сейчас мы готовим гид для путешествия на берега Аральского моря».

Алматинские экоактивистки о коллекции H&M Conscious Exclusive 2

Топ, лонгслив, брюки, все H&M Conscious Exclusive.


Ася Тулесова

Идеолог проекта AUA Group

«Осознанное потребление начинается с осознания собственной ответственности за принимаемые нами решения о том, что мы едим, что носим, как передвигаемся, как живем. Для меня это случилось само собой через людей, которых я встречала, фильмы, книги, путешествия.

В Казахстане в этом направлении работа ведется, но предстоит сделать еще много. Надо стараться воспитывать молодое поколение в этом ключе и говорить о важности экологии.

Все мои проекты так или иначе связаны с экологией: AUA, Мастерская дизайн-мышления, «С любовью в каждой петельке» – все они о более сознательном подходе к жизни, городской среде, потреблению.

Здорово, что крупные бренды постепенно делают шаги в сторону более осознанных решений. Я не совсем в курсе всех процессов, соответствует ли бренд H&M всем требованиям этичной торговли, но мне хочется верить, что это отличный первый шаг к более осознанному ведению бизнеса и за этим будущее».

Алматинские экоактивистки о коллекции H&M Conscious Exclusive 3

На Анель: блуза, H&M Conscious Exclusive; на Асе: рубашка, H&M Conscious Exclusive.

Анель Молдахметова

Идеолог проекта AUA Group

«Для меня интерес к экологии начался еще в детстве, было время, когда я задумывалась о том, куда девается мусор, и что случается с водой, которую мы используем каждый день. Взрослые отмахивались тогда от меня, считая мои вопросы странными. Я помню, этот вопрос тогда очень мучил меня — куда все девается, и откуда человек берет ресурсы для нового производства. Возможно, это покажется неестественным — зачем ребенку забивать этим голову, но я действительно думала об этом.

Мне кажется, казахстанское общество придет к осознанному потреблению тогда, когда устанет от перепотребления, и скорее всего, естественным путем это произойдет не скоро. Очень важно рассказывать истории о причинно-следственных связях, о том, откуда берутся вещи и сколько ресурсов уходит на их производство, в переводе на простые цифры, чтобы воздействовать на людей на эмоциональном уровне.

Сейчас мы с рабочей группой AUA работаем над созданием карты, на которую бы выводились данные с мобильных сенсоров о качестве воздуха. Кроме того, мы планируем провести мастер-класс по самостоятельной сборке мобильных сенсоров вместе с командой Шеберхана. В рамках другого проекта, связанного с архитектурой, мы стараемся повлиять на городскую застройку, чтобы в центре не строили высотных зданий, блокирующих воздушные потоки. Для этого нужно не только выработать регламент застройки, но и внедрять его на законодательном уровне.

Я думаю, очень здорово, что компания с демократичными ценами запустила новую экологичную линию, лицом  которой является Наталья Водянова — известная модель, на которую смотрят миллионы. Надеюсь, это подстегнет появление новых линий и эта линейка тоже станет шире».


Макияж: Анастасия Маденова @Irina Khaber Beauty.

Прически: Алена Шаповалова @Irina Khaber Beauty.

Поделиться: