«Мода проходит, стиль вечен». Вы, наверное, хорошо знакомы с этой цитатой Ива Сен-Лорана. Но знаете ли вы, что произнося ее, французский дизайнер говорил о Le Smoking — смокинге, который он разработал специально для женщин?
«Для женщины смокинг — незаменимая одежда, в которой она всегда будет чувствовать себя стильно», — сказал тогда Сен-Лоран. И учитывая, что Le Smoking уже почти 60 лет и он все еще актуален, кажется, что он был прав.
Но давайте отмотаем время немного назад. На самом деле, идея создания брючного костюма для женщин у Ива появилась еще в подростковом возрасте. Вдохновленный комедией Мольера «Школа жен», 13-летний мальчик придумал свой собственный Illustre Petit Théâtre — миниатюрную, расписанную вручную декорацию с 11 бумажными куклами. Сен-Лоран даже создал вымышленный Дом моды под названием Yves Mathieu Saint Laurent Haute Couture Place Vendôme, в котором продавались одежда и аксессуары (некоторые из них были сшиты из ткани, которую будущий дизайнер тайно отрезал от одежды своей матери).
Итак, к 1955 году гардероб бумажных кукол Сен-Лорана состоял уже из 443 крошечных нарядов. И среди них, конечно, было то, что впоследствии стало известно как Le Smoking. Сам же дизайнер в то время жил в Париже и работал на Кристиана Диора. Именно под опекой кутюрье Сен-Лоран познал секреты высокой моды. А после его смерти стал главным дизайнером культового Дома Christian Dior.
Позже, в 1961 году Ив запустил собственный бренд и всего пять лет спустя реализовал один из своих миниатюрных бумажных проектов в натуральную величину. Да, это был тот самый смокинг. Женский костюм Le Smoking был выпущен как часть коллекции Pop Art 1966 года. Его название отдавало дань уважения смокингу с шелковыми лацканами, который был разработан в конце 1800-х в качестве защиты мужской одежды от пепла. Версия Сен-Лорана имела более гладкий воротник и слегка зауженную талию.
Le Smoking на те времена был радикальным решением, ведь женщинам было неслыханно носить брюки на людях (во Франции это даже было запрещено законом) . Но Ив Сен-Лоран не собирался сдаваться. Два месяца спустя, в сентябре 1966 года, он открыл бутик на левом берегу Парижа и представил линию Rive Gauche, которая включала более дешевую версию Le Smoking. Тот мгновенно стал хитом среди более молодых клиенток бренда.
Однако большинство все же продолжало относиться к новаторской идее дизайнера с осторожностью и скептицизмом. Например, в 1968 году светской львице Нэн Кемпер не разрешили войти в манхэттенский ресторан La Côte Basque в брюках. Не растерявшись, она решила поужинать без них. И таких ярких примеров было много. Женщины продолжали отстаивать свои права и, в конце концов, им это удалось.
Сейчас мы не можем представить показ Saint Laurent и многих других брендов без этого классического атрибута стиля и роскоши. Ведь мода проходит, но стиль вечен.
Оригинал статьи Harper’s BAZAAR UK можно прочитать здесь.
Фабрицио Буонамасса Стилиани, главный дизайнер часов Bulgari, – о творческой свободе, несовершенстве идеального и механических усложнениях в женских часах.
Интервью: ЛАРИСА АЗАНОВА LARISSA AZANOVA
Фабрицио Буонамасса Стилиани
Вы изменили представление о рынке: благодаря вам Bulgari знают не только как ювелирный бренд, но и как авторитетного производителя часов. Что было самым невероятным в вашей работе за эти годы?
Когда всплывает мое имя, наверняка в этот момент говорят об Octo Finissimo (ультратонкие часы восьмигранной формы, которые произвели революцию в высоком часовом искусстве, завоевали признание критиков, а также множество наград с момента их выпуска в 2014 году. – Прим. ред.), но я отвечал за дизайн часов Bulgari задолго до появления этой модели. Я пришел в Bulgari более 20 лет назад. Одна из любимых лично мною историй – это Serpenti Tubogas, потому что эти часы полностью поменяли представление о Serpenti внутри самой компании. До этого Serpenti была очень небольшой коллекцией, сейчас же в ней множество позиций!
Вообще, эти 20 лет стали для меня таким захватывающим путешествием. И оно все еще продолжается. Bulgari уникальный. Здесь есть контрасты и эклектика – простор для вдохновения! Мы итальянский бренд, но, что более важно, мы родом из Рима. Поэтому мы полностью отличаемся от других часовых и ювелирных брендов.
Женские часы Octo Roma Tourbillon Lumière, Bulgari (розовое золото, рубины, бриллианты).
И я должен сказать, что даже когда мы меняемся... скажем так, когда мы стали частью LVMH Group, это никак не отразилось на моей работе. Нам дали полный карт-бланш для творчества. И каждый раз, когда у нас появляется возможность создать что-то новое, мы просто берем и делаем. Как было, например, в прошлом году с часами Eden для коллекции высокого ювелирного искусства, где скульптурные цветы распускались прямо на браслете. Или Octo Roma этого года – это гораздо больше, чем рестайлинг. Мы ищем то, что будет на рынке в ближайшие 5-6 лет.
Что лично для вас значит итальянский стиль?
Есть трудная для перевода концепция – Sprezzatura. Это что-то очень изысканное, но при этом выглядящее повседневно. Когда человек абсолютно совершенен, но как будто не сильно и старался. Это Герберт фон Караян, играющий на фортепиано. Первое впечатление: «Как легко у него получается!», и только потом понимаешь, что он всю жизнь шел к тому, чтобы достигнуть такого результата. Мы любим говорить, что Octo Finissimo – воплощение Sprezzatura в часовой индустрии. Выглядит очень просто, но, чтобы создать такую «простоту», нам потребовалось 15 лет. Элегантность – это не вопрос стиля, это вопрос отношения, то, как вы играете с деталями. Честно говоря, мне не нравятся люди, у которых все идеально, потому что это выглядит немного искусственно.
Итальянский стиль так известен, потому что мы умеем вкраплять в элегантность неожиданные детали. Как и в Bulgari: только Bulgari умеет превращать «газовую трубу» в предмет роскоши. Газовая труба есть газовая труба. Но Bulgari умеет смотреть на вещи по-другому, и сегодня мы говорим о Tubogas как об одних из самых известных часов в отрасли. Это и есть итальянский стиль – способность сочетать вещи, которые на первый взгляд не сочетаются друг с другом, очень естественным образом.
Часы Serpenti Tubogas Infinity, Bulgari (розовое золото, рубин, бриллианты).
Что Bulgari вкладывает в понятие «высокое часовое искусство»?
Bulgari вошел в этот мир в 1999 году с Grande Sonnerie Quantième Perpétuel – это часы с вечным календарем и минутным репетитором. Очень и очень немногие компании способны создать механизм Grande Sonnerie, мастеров, обладающих необходимыми навыками, в мире единицы, а на изготовление одной модели требуется от 6 до 9 месяцев. Вот почему мы не можем производить больше 3-5 часов в год.
Вы слышите время разными нотами. Это как маленькая симфония в механической пьесе для 40-43-44 мм, настоящее волшебство. Или как Haute Couture: требуется около тысячи компонентов, чтобы сделать часы с боем. Вершина часовых усложнений: ручная работа, тонкая настройка, в процессе часы собираются три раза.
У нас есть коллекционеры, которые оценивают каждую ноту: «Последняя нота слишком длинная, эта слишком короткая, а эта холодная, хотелось бы чего-нибудь потеплее». Работать с такими комментариями потрясающе!
Часы Octo Fenissimo Ultra, Bulgari (керамика).
Расскажите о женских часах в коллекции Octo Roma.
У нас много запросов со стороны женщин – даже относительно типично мужских Octo Finissimo. С самого начала, к сожалению, не было механизма, чтобы уменьшить Octo Finissimo до подходящего под женское запястье размера, но мы сделали сейчас в Octo Roma одну женскую модель – с турбийоном.
Сегодня женщины хорошо разбираются в часовой механике и хотят иметь нечто большое, чем просто красивое украшение на руке. Среди наших клиенток много тех, кто носит Grande Complication Watch – высокосложные часы, как с ювелирным исполнением, так и без.
Значит, больше нет правила «добавь розового и упрости», когда речь идет о женских часах?
Мы уделяем женщинам то же внимание, что и мужчинам. Именно поэтому для самой культовой модели Bulgari – Serpenti – был недавно разработан свой специальный миниатюрный механизм Piccolissimo, сегодня самый маленький круглый механизм в мире. Так что женские механические часы – это уже не тренд, это важная и растущая часть рынка.
Фабрицио Буонамасса Стилиани, главный дизайнер часов Bulgari, – о творческой свободе, несовершенстве идеального и механических усложнениях в женских часах.
Интервью: ЛАРИСА АЗАНОВА LARISSA AZANOVA
Фабрицио Буонамасса Стилиани
Вы изменили представление о рынке: благодаря вам Bulgari знают не только как ювелирный бренд, но и как авторитетного производителя часов. Что было самым невероятным в вашей работе за эти годы?
Когда всплывает мое имя, наверняка в этот момент говорят об Octo Finissimo (ультратонкие часы восьмигранной формы, которые произвели революцию в высоком часовом искусстве, завоевали признание критиков, а также множество наград с момента их выпуска в 2014 году. – Прим. ред.), но я отвечал за дизайн часов Bulgari задолго до появления этой модели. Я пришел в Bulgari более 20 лет назад. Одна из любимых лично мною историй – это Serpenti Tubogas, потому что эти часы полностью поменяли представление о Serpenti внутри самой компании. До этого Serpenti была очень небольшой коллекцией, сейчас же в ней множество позиций!
Вообще, эти 20 лет стали для меня таким захватывающим путешествием. И оно все еще продолжается. Bulgari уникальный. Здесь есть контрасты и эклектика – простор для вдохновения! Мы итальянский бренд, но, что более важно, мы родом из Рима. Поэтому мы полностью отличаемся от других часовых и ювелирных брендов.
Женские часы Octo Roma Tourbillon Lumière, Bulgari (розовое золото, рубины, бриллианты).
И я должен сказать, что даже когда мы меняемся... скажем так, когда мы стали частью LVMH Group, это никак не отразилось на моей работе. Нам дали полный карт-бланш для творчества. И каждый раз, когда у нас появляется возможность создать что-то новое, мы просто берем и делаем. Как было, например, в прошлом году с часами Eden для коллекции высокого ювелирного искусства, где скульптурные цветы распускались прямо на браслете. Или Octo Roma этого года – это гораздо больше, чем рестайлинг. Мы ищем то, что будет на рынке в ближайшие 5-6 лет.
Что лично для вас значит итальянский стиль?
Есть трудная для перевода концепция – Sprezzatura. Это что-то очень изысканное, но при этом выглядящее повседневно. Когда человек абсолютно совершенен, но как будто не сильно и старался. Это Герберт фон Караян, играющий на фортепиано. Первое впечатление: «Как легко у него получается!», и только потом понимаешь, что он всю жизнь шел к тому, чтобы достигнуть такого результата. Мы любим говорить, что Octo Finissimo – воплощение Sprezzatura в часовой индустрии. Выглядит очень просто, но, чтобы создать такую «простоту», нам потребовалось 15 лет. Элегантность – это не вопрос стиля, это вопрос отношения, то, как вы играете с деталями. Честно говоря, мне не нравятся люди, у которых все идеально, потому что это выглядит немного искусственно.
Итальянский стиль так известен, потому что мы умеем вкраплять в элегантность неожиданные детали. Как и в Bulgari: только Bulgari умеет превращать «газовую трубу» в предмет роскоши. Газовая труба есть газовая труба. Но Bulgari умеет смотреть на вещи по-другому, и сегодня мы говорим о Tubogas как об одних из самых известных часов в отрасли. Это и есть итальянский стиль – способность сочетать вещи, которые на первый взгляд не сочетаются друг с другом, очень естественным образом.
Часы Serpenti Tubogas Infinity, Bulgari (розовое золото, рубин, бриллианты).
Что Bulgari вкладывает в понятие «высокое часовое искусство»?
Bulgari вошел в этот мир в 1999 году с Grande Sonnerie Quantième Perpétuel – это часы с вечным календарем и минутным репетитором. Очень и очень немногие компании способны создать механизм Grande Sonnerie, мастеров, обладающих необходимыми навыками, в мире единицы, а на изготовление одной модели требуется от 6 до 9 месяцев. Вот почему мы не можем производить больше 3-5 часов в год.
Вы слышите время разными нотами. Это как маленькая симфония в механической пьесе для 40-43-44 мм, настоящее волшебство. Или как Haute Couture: требуется около тысячи компонентов, чтобы сделать часы с боем. Вершина часовых усложнений: ручная работа, тонкая настройка, в процессе часы собираются три раза.
У нас есть коллекционеры, которые оценивают каждую ноту: «Последняя нота слишком длинная, эта слишком короткая, а эта холодная, хотелось бы чего-нибудь потеплее». Работать с такими комментариями потрясающе!
Часы Octo Fenissimo Ultra, Bulgari (керамика).
Расскажите о женских часах в коллекции Octo Roma.
У нас много запросов со стороны женщин – даже относительно типично мужских Octo Finissimo. С самого начала, к сожалению, не было механизма, чтобы уменьшить Octo Finissimo до подходящего под женское запястье размера, но мы сделали сейчас в Octo Roma одну женскую модель – с турбийоном.
Сегодня женщины хорошо разбираются в часовой механике и хотят иметь нечто большое, чем просто красивое украшение на руке. Среди наших клиенток много тех, кто носит Grande Complication Watch – высокосложные часы, как с ювелирным исполнением, так и без.
Значит, больше нет правила «добавь розового и упрости», когда речь идет о женских часах?
Мы уделяем женщинам то же внимание, что и мужчинам. Именно поэтому для самой культовой модели Bulgari – Serpenti – был недавно разработан свой специальный миниатюрный механизм Piccolissimo, сегодня самый маленький круглый механизм в мире. Так что женские механические часы – это уже не тренд, это важная и растущая часть рынка.