Аян Исин — мультипликатор, также известный как Aniports, привнес свой вклад в развитие креативной индустрии Казахстана, работая над клипами A$AP Rocky, XXXTENTACION, Ellie Goulding, Burna Boy и других современных музыкантов. Мы поговорили с ним о том, что влияет на фирменный стиль художника, какую сложность работы аниматора зритель никогда не увидит на экране и где искать пресловутое вдохновение.

Аян, почему вы выбрали анимацию? Как вообще художник выбирает свое направление?

Я не выбирал профессию аниматора. Можно сказать, это произошло случайно. Я вырос в семье художников, и меня с детства окружали эскизы, рисунки, картины, мебель ручной работы, национальные костюмы. Но при этом я не видел себя в этой профессии. Тогда мне казалось, что это неактуально, и я пошел учиться на менеджера. Только на втором курсе я понял, что это не мое, и начал заниматься музыкой. В какой-то момент я все-таки решил окончить университет, и после этого у меня даже была возможность устроиться в крупную нефтяную компанию. Но от этого шанса я отказался в пользу занятия творчеством. После окончания университета и безуспешной попытки релиза хип-хоп-микстейпа со своим товарищем и рэпером из Далласа Леоном Маккензи, с которым мы работали онлайн, я еще пару лет искал себя, но все-таки пришел к решению продолжить путь артиста. У меня был электронный трек, который лежал без дела уже полтора года, и я решил снять на него клип. Хотя у меня не было опыта, я почему-то решил, что должно получиться. Тут, видимо, сыграл художественный бэкграунд. Долго собирал мудборды, изучал сам процесс и пришел к выводу: каким бы ни получилось видео, его можно усилить, добавив анимацию. Благо у меня был опыт рисования. Я купил подержанный планшет, на котором до сих пор работаю, сделал для себя первый тест анимации и решил выложить его на Vimeo (платформа для обмена видео. — Прим. ред.). Буквально через пару дней ко мне обратилась команда A$AP Rocky и предложила сделать анимацию для клипа. Тестовое видео, кстати, до сих пор есть в открытом доступе, вы можете даже заглянуть в комментарии, где найдете сообщение от ASAP YAMS’а под ником Lil Newport. Так все и началось.

Кстати, видео для собственного трека в итоге я уже так и не сделал. В общем, отвечая на вопрос, как художник выбирает свое направление, я своим опытом подтверждаю известное выражение «Бытие определяет сознание».

Казахстанский мультипликатор Аян Исин — о работе с Khalid, Burna Boy и другими мировыми музыкантами

Для обывателя анимация — легкие и непринужденные картинки. Какие сложности на самом деле есть в работе художника?

Все начинается с препродакшена, подбора направления, визуального стиля. В том или ином проекте он бывает разный. Затем идет сбор информации, референсов, скетчей. В общем, это этап большой подготовки. Если взять классическую покадровую анимацию 2D, которой я занимаюсь, сложность есть в первую очередь техническая. Существует двенадцать принципов анимации, которые задали старые мастера Диснея, и мы по сей день им следуем. Каждый кадр — это отдельный рисунок. И чтобы сделать секунду анимации, тебе нужно нарисовать от 12 до 24 рисунков. Кроме того, они должны иметь между собой логику, чтобы каждая деталь соответствовала принципам анимации. В общем, это намного сложнее, чем кажется. Когда мы смотрим ролик или фильм в готовом варианте, нам кажется, что все так и должно быть. Но когда мы видим некачественную анимацию, это всегда заметно.

Вы делали анимацию для клипов XXXTentacion, Burna Boy, Khalid, Ellie Goulding. Расскажите, что нужно уметь, чтобы работать с артистами такого уровня? И как началось ваше сотрудничество с ними?

Я мог бы подсказать, что именно нужно сделать, но меняется время, тенденции, настроения на рынке. В 2014-2015 годах я попал в нужный момент, когда анимация стала интересна артистам. Тогда мои работы показались уникальными, но к сожалению, не факт, что анимация будет актуальна и завтра. Однако если технически вы все делаете на отлично и у вас есть уникальная стилистика, то можно собрать портфолио и разослать его по режиссерам, продюсерам и так называемым видеокоммишенарам. Возможно, вам ответят и пригласят участвовать в проекте.

Казахстанский мультипликатор Аян Исин — о работе с Khalid, Burna Boy и другими мировыми музыкантами

С кем вы бы хотели поработать в будущем?

Я бы не назвал точных имен. Хочется больше вовлеченности и открытости от самих музыкантов, готовности пожертвовать время, быть готовым к экспериментам. На самом деле для не меня не важно, какой это жанр: инди-рок, кантри, поп-музыка. Мне интересно все.

Вы казахстанский мультипликатор, но многие ваши работы освещают американскую культуру. Такие как, например, Everything is Possible для Vans об иммигрантах. Как вам удается быть в контексте культуры другой страны?

Мне удается находиться в контексте и довольно непринужденно, потому что я с детства был окружен американским информационным полем. Несмотря на то, что я живу в Казахстане, чаще слушаю музыку, смотрю кино, слежу за блогерами из той среды. Плюс ко всему сказывается работа с коллегами из США.

Где искать вдохновение? Какие мультипликационные картины вы бы настоятельно рекомендовали посмотреть каждому?

Я бы посоветовал углубиться и посмотреть фильмы японской Studio Ghibli. Конкретно работы двух режиссеров: Хаяо Миядзаки и Исао Такахата. Также я бы посоветовал изучить анимационную картину режиссера Масаки Юаса Mind Game. Она считается одним из лучших фильмов среди аниматоров, потому что она сложна по структуре, наполнена кучей прорывных идей — как визуально, так и сценарно. Это такой полнометражный трип. Может, где-то нужно будет набраться терпения, но я советую посмотреть.

Чем вы занимаетесь сейчас?

Сейчас я работаю над клипом для известного американского рэпера, занимаюсь анимацией отдельных сцен. Думаю, в ближайший месяц работа выйдет в свет. Также совместно с Медетом Шаяхметовым и Элайджей (Elijah Beuzieron) мы открыли свой продакшен. Сейчас наша команда занимается креативным дирекшеном и музыкальным продюсированием певицы из Лос-Анджелеса Asal Hazel. Вместе мы будем заниматься всем — музыкой, кино, одеждой. В общем, всем, что нам интересно. Мы себя не ограничиваем в креативе.


Автор. Асем Миерханова. Фото. Арнай Ормаш.

Поделиться: