Азиза Есмаганбетова – о том, как мини-юбка обрела, потеряла и снова реабилитировала статус символа феминизма.

Мода по своей сути всегда была зеркалом общественных норм. Тенденции, олицетворяющие моду той или иной декады, формировались под влиянием социально-культурных настроений. В этом смысле триумфальное возвращение мини в этом сезоне можно назвать довольно символичным.

Мини-юбка, впервые появившаяся и вызвавшая бурю возмущения консервативного общества в шестидесятых, транслировала идею освободительного движения для женщин.

Мэри Куант, которой приписывают авторство этого предмета гардероба, была революционеркой от моды. Оголив ноги старого света, а позже и всего мира, она тем самым осознанно или нет, стала сподвижницей второй волны феминизма, – то есть борьбы с фактическим неравенством и разрушением общественных стереотипов.  

дана добринская
Платье, Malli; сапоги, Mango

Не подчиняясь моде, установленной патриархальным обществом, дизайнерка создала не просто мини-юбку, а целый символ сексуальной революции. Так, женщины, впервые освободившись от «оков» корсета New look и длинных многослойных юбок, наконец задышали полной грудью. Мини-юбка стала маркером, определяющим своих среди чужих, а ее обладательница таким образом без слов заявляла о своих убеждениях. Среди возмутительниц порядка того времени были замечены Твигги в образах Courreges, Джин Шримптон – в Pierre Cardin и Франсуаза Арди – в Paco Rabanne.

По прошествии времени феминизм по умолчанию стал ассоциироваться с его радикальным течением, последовательницы которого порицали женщин за любовь к моде, косметике и всему тому, что так или иначе, по их мнению, призвано радовать мужчин, не принимая во внимание комфорт женщин.

Так, тоталитаризм радикального феминизма вытеснил саму идею, по сути снова загнав женщин в условно-общественные рамки, но уже самими женщинами. Тут мини-юбка опять встала во главе угла дискуссии – парадоксально, но уже на противоположной стороне. 

Радфеминизм исключал какую-либо возможность того, что женщина может придерживаться таких же взглядов, но, например, любить яркий макияж, каблуки и наряды, подчеркивающие фигуру. 

мини юбка
Платье-пиджак, Pearl&Rubies (Seven Lifestore); туфли, Mango; серьги, кольцо, все Le Charme Discret; колготы, Calzedonia.

Вера в то, что такие явления не могут мирно сосуществовать и породило клишированное представление о феминистках. А медиа, утрировав образ феминисток до маргинальности, укрепили заблуждения о том, что феминистки не должны носить ничего привлекательнее мешка для картошки. 

Второй виток моды на мини наступил в начале девяностых и продолжался вплоть до середины нулевых.

Но на этот раз длина юбок и платьев не имела никакого отношения к публичному высказыванию. Вслед за этим весь модный мир по завету Фиби Файло охватила любовь к так называемому modest fashion – скромность в длине (следующие 10 лет бал будет править длина миди) и цветах, но размах в объемах. Это тоже становится своего рода заявлением – женщины больше не стараются произвести впечатление на мужчин, а одеваются для себя и других женщин. 

Параллельно, где-то совсем рядом все больше и больше говорят о новом феминизме, посланницами которого провозглашают Бейонсе и Эмму Уотсон. Наконец женщинам перестают что-либо запрещать, но дают полную свободу: в желании иметь или не иметь детей, количестве сексуальных партнеров и выборе длины юбки. Именно в этом виде феминизм, отсеяв все стереотипные мифы, обретает свою нынешнюю форму. А у мини, в которую вдохнули новую жизнь и Николя Жескьер, и Эди Слиман, и Симон Порт Жакмюс, так же как и шестьдесят лет назад, появляется шанс стать не просто очередным трендом, а следствием развития феминизма в 2019 году. 

мини юбка
Платье, Alima; серьги, Le Charme Discret.

Текст: Азиза Есмаганбетова. Фото: Саша Гвилия. Стиль: Айзат Сарсембаев. Директор моды: Лариса Азанова. Модель: Дана Добринская @ Cassis Model Management. Макияж: Балнур Абдуллаева. Прическа: Христина Цирцея. Ассистент стилиста: Ажар Кудайбергенова.

Поделиться: