Семен Семочкин работает редактором информационных продуктов и медиа уже 10 лет. Он начинал карьеру в дизайн-студии «Бюро Горбунова», а теперь занимает должность главреда в крупнейшей в СНГ платформе автоматизации маркетинга Mindbox. Семен рассказал, почему редактура — это далеко не про тексты и каков оптимальный путь построения карьеры.

Семен, как редактору построить карьеру с нуля?

Карьерный трек можно начать со Школы редакторов «Бюро Горбунова». Я сам окончил ее и получил много смежных навыков: дизайн, основы права, управление проектами, переговоры. Такой широкий набор компетенций повышает стоимость специалиста на рынке и помогает быстро расти.

Еще один плюс Школы — возможность собрать портфолио, поработав в журнале «Кто студент». Я придумал его и начал издавать во время обучения, за 6,5 лет работы медиа собрало уже 650 тысяч просмотров. И, чем особенно горжусь, все бывшие редакторы студенческого журнала трудоустроены и хорошо зарабатывают.

К концу учебы можно брать небольшие коммерческие проекты на фрилансе, чтобы расширить круг потенциальных клиентов и дополнить портфолио. По моему опыту, уже на второй-третьей ступени обучения успешных студентов разбирают крупные компании — потому что рейтинг школы публичен, мотивированных ребят все видят.

Какие альтернативные пути входа в профессию вы можете назвать?

Необязательно учиться в Школе редакторов, главное — получить дополнительные навыки, чтобы расширить количество проектов, в которых редактор может быть полезен. К примеру, если компания проводит онлайн-конференцию, а редактор умеет работать с видео и трансляциями, ему доверят эту работу и он сможет расширить зону своего влияния.

Можно обойтись вообще без курсов — черпать теорию из открытых источников и практиковаться на реальных проектах. Почти вся теория доступна в книгах за копейки или вообще бесплатно на YouTube. Например, в Mindbox мы много инвестируем в распространение знаний: выпускаем подкаст «Маркдир», где эксперты из крупных компаний рассказывают, как они строят эффективный маркетинг. На этом же канале можно найти мое бизнес-шоу об управлении бизнесом, я уже успел пообщаться с первыми лицами «Модульбанка», Mario Berlucci и Divan.ru — выпуски собрали 150 000 просмотров, я рад, что получается таким образом распространять хорошие примеры. 

А какой путь развития был у вас как редактора?

После нескольких лет фриланса и окончания Школы мне сделали оффер в «Бюро Горбунова» — я сразу согласился. Уже тогда «Бюро» было одним из самых престижных мест работы для диджитал-специалистов, каким остается и сейчас. Среди клиентов «Бюро» немало международных проектов, например, National Geographic и World Chess.

Со временем «Бюро Горбунова» ушло от привычного понимания дизайн-студии, где занимаются только заказами клиентов. Команда начала выпускать собственные инфопродукты: курсы, школы и интерактивные книги. Для создания такого контента и нужны были редакторы, одним из которых я стал.

Я выступил редактором учебников «Японский язык без страха» и «Фотосъемка автомобилей», а также спродюсировал серию из пяти книг «Быстрый старт в искусстве». Мой главный проект как редактора в бюро — уникальная книга «Дизайн транспортных схем» Ильи Бирмана, единственное в мире пособие о навигации для транспорта.

Помимо внутренних проектов работал и над клиентскими, например создавал контент для интерфейса ТВ-приставки и писал книгу со стандартами для супермаркетов. А еще занимался редизайном сайта и блога Mindbox, где потом и стал главредом. 

В 2020 году Mindbox начал серьезно инвестировать в блог — мне предстояло собрать команду и наладить цикл производства контента, который будет приносить продажи. Мы сосредоточились на кейсах — публиковали истории успеха международных брендов, которые работали с Mindbox. Это Crocs, KFC, Burger King и другие крупные компании.

Публиковали кейсы в СМИ, включали их в партнерские рассылки и упаковывали в SEO-статьи, которые генерировали органический трафик. Кроме того, на основе кейсов мы создали целую конференцию Mindbox о полезном маркетинге — с докладами, воркшопами и дискуссиями. В 2023 году ее посетили 2000 участников.

Создавали новые форматы: телеграм-каналы и боты, закрытое бизнес-комьюнити на 700 человек, бизнес-завтраки, саммиты для CEO крупнейшего бизнеса. Так моя контент-команда плавно выросла с 2 до 20 человек.

Вся воронка контент-маркетинга, которую я построил за эти четыре года, генерирует для компании треть от всех продаж, то есть миллионы долларов в суммарном LTV. Блог вырос в Mindbox журнал, за год он собирает 800 000 просмотров на сотни публикаций. 

Семен Семочкин

На какую зарплату может претендовать редактор?

Джуниору работодатели готовы платить $700–1000, а за пять лет можно дорасти до главного редактора и зарабатывать даже $5000, это не предел. Путь достаточно прямой — нужно много работать и разделять ответственность за все, что происходит вокруг. 

Если редактор отвечает всего за одну email-рассылку, но при этом финансовые неудачи компании по итогу года атрибутирует в том числе себе лично, это правильный подход. 

Ты начинаешь давить на себя и на всех вокруг, задавать неудобные вопросы.

Какую задачу решает эта рассылка? Что будет, если перестать ее рассылать? А что, если вместо рассылки вести телеграм-канал? Редактор, который не просто пишет письмо, но и задумывается о его влиянии на всю компанию, быстро дорастет до ответственного за направление email-маркетинга.

На рынке много компаний, которые готовы платить, но специалистов с таким мышлением и готовностью разделять ответственность пока мало. 

Какие навыки нужны редактору, чтобы быстро вырасти в профессии?

Задачи сильно отличаются на разных проектах. Но в целом современный редактор выступает в роли продюсера информационных продуктов: лендингов, видеороликов, кейсов и много чего еще. Он должен понимать, как работает весь процесс производства контента от разработки стратегии до дистрибуции.

В любой компании редактору нужно ставить все под сомнение и пытаться разобраться, как его ежедневная работа влияет на бизнес. По мере поиска ответа на этот вопрос специалист увидит, каких компетенций ему не хватает. Например, нужно разобраться в автомобильном рынке и его покупателях. Или не хватает аналитических навыков. Кстати, на этот случай мы в Mindbox также выпускаем курсы на Stepik, курс по аналитике уже прошли 8000 студентов.

Сначала специалисту доверяют написать одно письмо, потом возглавить рубрику, затем он начинает руководить направлением или целым отделом. Когда в компании видят, что человек хорошо справляется, к нему выстраивается очередь из тех, кто хочет дать дополнительные задачи, — это неизбежно. 

Так же это работает и в Mindbox, в компании есть внутренняя школа редактуры. 

Сначала автор на протяжении года пишет кейсы, затем он становится редактором и продюсирует целую рубрику в журнале, телеграм-канал или ивенты. Наконец, редактор вырастает до шеф-редактора и собирает команду авторов под себя, чтобы развивать целое направление. Ну а дальше он становится главредом. Этот путь укладывается меньше чем в пять лет.

Как изменился рынок редактуры и контент-маркетинга за последние 10 лет?

Могу сказать, что сильно выросли зарплаты. Если в 2018 году, когда я начинал, зарплата $1400 считалась высокой и такие деньги платили крепкому мидл-специалисту в банке, то сейчас хорошего мидла трудно найти и за $2400.

Пандемия позитивно повлияла на карьеру редакторов из регионов — они стали устраиваться на удаленку в столичные компании. Сейчас, когда в вакансии пишут, что нужно обязательно ходить в офис, это уже кажется чем-то странным.

Что будет с рынком контент-маркетинга в СНГ?

Я уверен, что контент-маркетинг будет только развиваться. Все больше брендов осознают, насколько много возможностей предоставляет грамотная контент-стратегия, и запускают свои блоги. При этом ее могут выстроить как крупные банки, так и небольшие IT-стартапы — ограничений нет. 

На рынке хорошая ситуация и для компаний, и для самих специалистов. Хотя, если зайти на HeadHunter, может показаться, что больших зарплат нет. Но это не так, просто редакторов за $3000–5000 не нанимают по объявлению. Сильных специалистов на рынке немного, и их знают по именам.


Автор. Harper’s BAZAAR Kazakhstan. Фото. Личный архив героя.

Поделиться: