Самая известная за пределами страны казахстанская художница Алмагуль Менлибаева о том, как перестать бояться современного искусства, про влияние тоталитаризма, и почему художник не должен быть бедным.
Где вы сейчас живете?
Живу между Казахстаном и Германией. Не засиживаться подолгу на одном месте – обычная практика для современных художников, глобализация дает о себе знать. Берлин – интересный город для работы и взаимодействия, здесь живет много художников из Европы и Азии. «Уезжать и возвращаться» для меня очень важно. Некогда закрытые границы нашей страны изменили нас. И нельзя сказать, что раз «железного занавеса» больше нет, то теперь люди свободны. Это наш культурный код, который повлиял на мышление не одного поколения людей. Тоталитаризм тормозит искусство, а культурные процессы – медленные. Пока же у нас развита больше потребительская культура. Для осознания этого нужен стабильный процесс активной разнообразной культуры.
Вы работали во многих жанрах: писали маслом, воском, потом сосредоточились на видео. Почему?
Творчество – живой инструмент, особый вид лингвистики. Одно из моих качеств – развивать умение выражать себя разными техниками. Это дает мне возможность построения творческого пространства и диалога с использованием разных языков. К тому же меня привлекает изучение разных техник, включая живопись, графику, видео, инсталляции, художественно-цифровую печать.
В чем состоит задача художника сегодня? И какая цель искусства в современном обществе?
Понимание того, кто такой художник сильно расширилось. Художник сегодня является и философом, и поэтом, он также исследователь, психолог и бизнесмен. Он может даже не уметь рисовать, так как новые технологии дают возможность исследовать и понимать человека с разных сторон. Искусство сейчас не принадлежит какому-то одному течению, оно не говорит, что можно делать только так и никак иначе. Не должно быть похожих художников, одной школы, одного поколения, одного гендера. Искусству следует быть разнообразным. Это демократический инструмент, который показывает состояние общества.
В чем месседж ваших проектов?
Я начала активно работать в период независимости Казахстана. Мое поколение переосмысляет тоталитарные и патриархальные ценности, понятия «границы» и «традиции», которые сильно меняются под влиянием экономики. После падения Советского Союза на всем постсоветском пространстве люди ищут свою самоидентификацию. Человеку вообще свойственно себя перестраивать, видоизменять. Наиболее заметно это в моде, одежде. У меня же есть возможность реконструировать себя через искусство. Для меня это способ понимания эпохи, в которой я живу.
Еще совсем недавно было мало индивидуального искусства, в основном – на заказ. И это наследие мы должны осознавать. Поэтому я стараюсь все свои работы сделать максимально личными. В них явно видно, что они сделаны руками женщины, гендер для меня очень важен. Через искусство я исследую ситуацию, в которой сейчас находится женщина.
От Советского Союза нам достались две конфликтующие между собой идеи: равноправие полов и в то же время несвобода человека как гражданина. Плюс появился тренд на возвращение традиций прошлого, и это тоже требует осмысления. Мы не можем привносить в жизнь то, что может нам мешать, мы не можем просто окунуться в XIII век и жить так, как это было раньше. Компас, который показывает, в верном ли направлении мы идем, – это всегда положение женщины в обществе. Если ее права попираются, конструктивная критика необходима. И я делаю это через искусство.
Считаете ли вы, что новые материалы изменили искусство в целом?
Изменили, изменяли и будут изменять. Искусство всегда идет рука об руку с технологией. И под технологией следует понимать не только электронику, но и технологию власти, языка, все, что создается человеком для улучшения и сохранения своей жизни. Развитие социальных групп и умение жить в мегаполисе тоже влияет на искусство. Искусство – это истории выживания человечности.
Вы постоянно выставляетесь на выставках современного искусства в ОАЭ. Можно ли сказать, что в ближайшее время все самое интересное станет происходить не в Европе, а на Ближнем Востоке?
Я предпочитаю не использовать таких сравнений, так как искусство играет роль децентрализации. Это раньше были страны культурно развитые и культурно неразвитые. Времена культурного господства какого-то одного центра прошли. Сегодня царит эклектика и разнообразие, и мы даже не имеем представления, куда нас это приведет.
Что касается Эмиратов, то там активно растет рынок, а без него искусство не может успешно развиваться. Оно развивается только тогда, когда есть профессиональный арт-менеджмент. И это то, чему нам надо научиться в Казахстане. У нас до сих пор советское понимание, что художник должен быть бедным гением и сидеть в углу. Такую позицию необходимо пересматривать.
В Дубае за короткий период появилось сто галерей, что говорит о поступательной тактике, об экономическом планировании. Эмираты ждет большое будущее, так как искусство меняет территорию, его индивидуальность. Если мы все же проведем параллели между нами и Эмиратами, то мне бросается в глаза то, что люди там понимают и уважают открытый рынок культуры. Который включает в себя и большое количество галерей, и активное присутствие арт-критиков.
Как перестать бояться современного искусства? Как почувствовать себя комфортно на выставках современного искусства? И самое главное, как понять замысел автора?
Современное искусство отличает очень свободная форма. Это многовекторная и многослойная империя. Почему люди боятся современного искусства? Я думаю, что причина в страхе непонимания того, что хотел сказать автор, из-за чего возникают разные чувства отторжения. Интеллектуальное высокомерие со стороны художников – крайне плохая установка. Искусство должно быть открыто и доступно к обсуждению всем. Я сама уделяю много времени, чтобы докопаться до сути работ многих художников. Не бойтесь спрашивать, если не понимаете, что сделал автор и как к этому относиться. Выставка – это еще один способ учиться познавать мир в любом возрасте. Ведь искусство – это отражение человека, а человек бесконечен. Он придумывает новые смыслы, выбрасывает старые, видоизменяет, смешивает.
Чтобы понять современное искусство, нужно просто ходить на все выставки, читать про художников, говорить и обсуждать и смотреть, смотреть, смотреть. Поверьте, такая форма проведения досуга прекрасна.
Какое воздействие оказывает на творчество коммерческая успешность художника?
Ну, а как вы думаете? Художник доволен, рад. У художника есть семья, в конце концов. Если чиновник может стать богатым, то почему нельзя стать богатым художнику? Достойная оплата интеллектуального труда – это фонд развитой экономики. Коммерческая успешность художников есть мерило экономической и образовательной ситуации в обществе. Потому что коллекционер появляется не просто так. Его появление говорит о том, что в обществе есть «умные деньги». В противовес «глупым деньгам», полученным на воровстве и «откатах».
Верите ли вы, что для потомков могут оказаться важными художники, о которых сегодня ничего не известно?
Искусство – всегда сюрприз. Всегда неожиданный поворот. Всегда вера в удивительное. Так что да, я верю, что такой сценарий развития событий совершенно реален.
Есть ли у сегодняшних казахстанских художников какая-то интересная особенность?
Казахстан – уникальный регион, исторически расположенный между двумя империями. Российской и китайской. У нас снаружи со всех сторон тоталитарная культура и внутри – то же самое. Поэтому понимание свободы, демократии у нас особое. И это, по-своему, интересный опыт. Другая особенность в том, что у нас до сих пор нет арт-рынка. Конечно, это большой минус, наш минус. Все от незнания, как вести бизнес, как планировать.
За кем из молодых казахстанских художников стоит следить?
В сравнении с другими центральноазиатскими республиками у нас больше художников, которые занимаются современным искусством. Я бы выделила Анвара Мусрепова, он сейчас учится в Австрии. Мне очень интересно наблюдать за ним и интересно узнать, каким он станет. Невероятно перспективная Гайша Маданова, она закончила учебу в Германии. В 2019 году, работая как сокуратор над международной выставкой «Фокус Казахстан / Берлин / Хлеб и Розы», открыла для себя павлодарскую художницу Анар Аубакир. Так же хотелось бы особо отметить молодого художника Сырлыбека Бекботаева. На самом деле у нас очень много творческой молодежи. Я, честно говоря, не могу делать ставки, за кем стоит следить, а за кем нет. Могу только подчеркнуть, что для художника важно уметь быть гибким, понимать ликвидность каждого момента и – для нашего региона – осознавать свое наследство. А именно природу тоталитарной культуры, выживающей в условиях глобального капитализма.
Интервью. Лариса Азанова.