Balenciaga – один из самых желанных на свете брендов. Его логотип не первый сезон становится главным героем стритстайл хроники на каждой Неделе моды. А аудитория в Instagram (на марку подписано более 10 миллионов человек) впечатляет, учитывая, что это не новая марка, а модный Дом с вековой историей.
Последние два года выставка Balenciaga: Shaping Fashion, посвященная работам основателя Дома, путешествует по всему миру. А мы решили вспомнить то, как развивался бренд, и выделить его главные вехи.
Начало: Кристобаль Баленсиага (1937-1972)
Стать гением мира Моды Кристобалю Баленсиаге было предначертано судьбой. Он родился в 1895 году в северной Испании, а его мать всегда работала с самыми гламурными женщинами города. В 12 лет он начал учиться в Сан-Себастьяне, а в 1917 открыл свой первый модный Дом. Он посвятил его матери и назвал Eisa – сокращенная версия ее полного имени Eisaguirre. Однако, из-за Гражданской войны в Испании дизайнеру пришлось закрыть магазин в 1937 году. Вскоре после этого он переехал в Париж и открыл Дом Balenciaga. Даже спустя много лет дизайнер вдохновлялся испанской культурой. Об этом не раз писала Диана Вриланд.
Работа в мастерских дала Кристобалю Баленсиаге преимущество перед другими дизайнерами. Он лучше других разбирался в процессе создания одежды, знал массу разных тканей и относился к дизайну с вниманием, присущим скульпторам или архитекторам. Для него дизайн начинался не с рисунка, а с материала. «Ткань является основой», – любил повторять он.
Дизайн
В 1950-е годы Дом Balenciaga привнес в моду силуэты, не знакомые женщинам ранее. Это были струящиеся линии, широкие плечи и объемные рукава: все это было для людей в новинку. Одна из главных его работ – жакет Balloon – была создана в 1953 году. А в 1957-м дизайнер впервые представил платье-мешок. Издание Daily Mirror написало тогда, что женщинам будет «сложно чувствовать себя привлекательными в мешке!» Но сразу после этого эта модель стала мэйнстримом и осталась в моде и в 1960 годах.
Мишель Гома и Джозефус Тимистер (1986-1997)
Кристобаль Баленсиага скончался в 1972 году, через четыре года после того, как объявил о закрытии модного Дома.
А спустя 19 долгих лет компания под названием The Bogart Group получила права переоткрыть его. Бренд выпустил новую повседневную линию под названием Le Dix, автором которой стал Мишель Гома. Дизайнер оставался во главе Дома вплоть до 1992 года, когда его сменил Джозефус Тимистер. Загоревшись идеей вернуть марке кутюрную репутацию, он стал работать в новом направлении.
Николя Жескьер (1997-2012)
15-летнее правление Жескьера на посту креативного директора Balenciaga началось с коллекции, в которой почти все предметы одежды были черного цвета. За время работы дизайнер в полной мере показал свое умение работать со сложными силуэтами – как и основатель Дома. А еще он часто обращался к архивам, и вернул бренду статус Дома высокой моды.
Кстати, именно Жескьер стал автором первой it-сумки Balenciaga – Lariat, которую носили главные знаменитости начала 2000-х от Кейт Мосс до Николь Ричи.
Александр Вэнг (2012-2015)
Вэнг работал в Balenciaga всего шесть сезонов, но этого было достаточно, чтобы привнести во французский Дом американскую свободу и молодежный дух. Оригинальные работы основателя Дома он переделал в спортивные предметы одежды. А продолжая стратегию Николя Жескьера, Вэнг одевал самых именитых знаменитостей. В 2012-2015 годах на красной дорожке в Balenciaga появлялись Леди Гага, Джулианна Мур, Ким Кардашьян и Зои Кравиц.
Демна Гвасалия (2015 — настоящее время)
Назначение Демны Гвасалии на пост креативного директора Balenciaga шокировало многих. Его ироничная эстетика, во многом вдохновленная уличной модой, быстро сделало показы бренда самым обсуждаемым событием на Неделе моды. Как и сам основатель Дома, Гвасалия не боится экспериментов. Ни с тканью, ни с футуристическими силуэтами.
Наверное, это было то, в чем нуждалась марка в течение долгих лет.
Автор. Жанна Мустафина.