Марат Дильман представляет новое поколение казахстанских художников, он работает с документальной фотографией и обозначает свой подход как «холодную фиксацию», создавая уникальный визуальный язык, отражающий период независимости нового государства, его стремление к модернизации и поиск собственной идентичности. Исследование является основой художественной практики Дильмана, он путешествует по Казахстану в поисках образов для своих работ и отслеживает текущие события, где традиционная культура встречается с современностью как сложное переплетение культурных слоев.
Интервью: АНВАР МУСРЕПОВ ANVAR MUSREPOV
Ты работаешь в жанре документальной фотографии, но твои методы в корне отличаются от тезисов классического «решающего момента» Картье-Брессона, в какой степени можно сказать, что ты производишь собственную реальность, и как ты можешь описать свой авторский подход?
Обычно я не думаю, в каком жанре работаю, документальная это фотография или постановочная. Редко я снимаю постановочные кадры, но сейчас мне не так интересно придумывать кадры, интереснее их находить, то есть сам процесс поиска или даже интернет- серфинга становится первостепенным. Я много ищу различные события, где может произойти встреча казахской культуры и современности, приходится всегда держать руку на пульсе. Я также ищу по ключевым словам, например «робот казахстан», просто забиваю в Гугл и нахожу много интересных проектов, чаще всего студенческих, различные публикации в новостях или на страницах в соцсетях. К примеру, робот в тюбетейке связан с новостью о том, что в Талдыкоргане школьники создали робота-учителя и поехали с ним на олимпиаду по робототехнике. Мне понравилось, как они решили надеть на робота тюбетейку, это связано с тем, что кто-то из жюри предложил «очеловечить» этого робота, именно таким образом на нем появилась тюбетейка. Многие снимки имеют интересную историю, которая зачастую остается за кадром, например здание в форме шлема батыра, это больница, где лечат народной медициной, больница одной целительницы, которая находится в Каскелене, я узнал об этом из новостей, приехал и просто сфотографировал фасад с улицы.
Есть ли у тебя некий свод правил, принципы, от которых ты отталкиваешься в момент выбора объекта для съемки?
Я стараюсь не делать очевидных кадров, я ищу что-то не явное, поэтому не делаю много лишних кадров, так, получается, что в среднем я снимаю всего 10 фотографий в год.
Как ты представляешь себе Казахстан в будущем, например Казахстан в эти заветные числа 2050?
Я думаю о будущем с любопытством, но не могу его представить. Я запечатлеваю современность, возможно, это и есть будущее.
Прямая вспышка, открытые цвета, закрытая композиция, твои фотографии имеют яркий почерк, расскажи, как ты сформировал свой стиль?
Сам прием такого импульсного света отражает идею холодной фиксации, прямой взгляд и отсутствие светотени, идея показать объект таким, какой он есть, не используя при этом какие-то стилистические приемы.
Если проводить параллели с современной живописью, то твои работы напоминают мне такое направление, как superflat, к примеру живопись Дэвида Хокни или Такаши Мураками, все фотографии, даже те, в которых есть перспектива, достаточно плоские, насколько это сознательный или все же интуитивный прием в твоей практике?
Я очень люблю иллюстрации, мне нравится плоский стиль, есть такой художник – Патрик Колфилд, в свое время я очень вдохновился его работами. Он писал натюрморты очень плоские, просто цвет, он оказал в какой-то степени на меня влияние, ну и в целом сейчас везде, даже в рекламе, все очень плоское, мне кажется, в этой визуальности есть характер нашего времени. До 16 лет с детства я рисовал живопись и графику, фотография – это для меня продолжение рисования. Я думаю, дело не в технике, кисть у тебя или фотоаппарат, а в видении, в том, как ты чувствуешь время, окружающую реальность, насколько внимательно ты в нее всматриваешься, выделяешь какие-то моменты, как ты чувствуешь язык времени и того, как оно меняется.
Расскажи о своих будущих проектах или, возможно, планах на ближайшее время.
Я бы очень хотел поездить по соседним странам: Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан. У нас много параллелей, и мне кажется, эти страны во многом переживают те же культурные процессы, что и мы.
Рано или поздно всем казахстанским художникам задают вопрос, связанный с идентичностью, вопрос этот уже набил оскомину, но, как мне кажется, все еще не потерял своей актуальности. Что для тебя есть эта новая казахстанская идентичность?
Думаю, нашу идентичность во многом создают дизайнеры и креаторы, это в какой-то степени проект нациестроительства и его оформления, и в данный момент мы все загружены в реальность этого проекта и наблюдаем процессы его создания.