Алексей Чжен, основатель Kazakhstan Fashion Week и дизайнер Alex Chzhen в интервью Harper’s BAZAAR Kazakhstan рассказал об интригах и закулисье казахстанской моды, а также о том, что ждет нашу fashion-индустрию в будущем.

Интервью: Эльмира Колмакова Elmira Kolmakova

"Интриги были и будут всегда": Алексей Чжен - о закулисье модной индустрии Казахстана и ее проблемах

Алексей, близится 30 сезон KFW. Если оглянуться назад, вспомнив все, что было сделано и показано за последние 17 лет в модной индустрии Казахстана, то как бы вы оценили нынешнюю отечественную fashion-сферу?

Конечно, за последние 17 лет казахстанская фэшн-индустрия развивается в лучшую сторону. Появилось достаточно умных и талантливых дизайнеров, которые имеют соответствующее образование, также открылись промышленные фабрики, создающие качественную отечественную продукцию.

Каждый сезон Kazakhstan Fashion Week открывает имена новых дизайнеров, фотографов, визажистов и блогеров, которым дается возможность проявить себя и показать свое творчество. Одним словом, индустрия развивается.

По вашему мнению, казахстанская мода конкурентноспособна на мировом рынке?

Да, она конкурентноспособна. Но проблема в том, что один в поле не воин. Сейчас пришло время, когда нужно объединить ресурсы всех казахстанских дизайнеров и сделать один достаточно хороший бренд, который не будет связан с профессиональными амбициями отдельного человека, а будет с достоинством конкурировать на мировом рынке.

Мировая фэшн-индустрия знает много таких примеров, когда дизайнеры, которые в настоящее время имеют свои собственные модные Дома, начинали с работы в команде.

Тот же Демна Гвасалия, который прежде, чем открыть собственный бренд Vetements, долго работал в Maison Margiela. И таких примеров очень много. Я считаю, что для того, чтобы набраться хорошего опыта и выйти в свободное плавание, нужно объединение.

Каких бы казахстанских дизайнеров вы выделили на данный момент?

Парадокс: их достаточно мало, и в то же время очень много. Все казахстанские дизайнеры работают в разных направлениях, у каждого из них есть свой зритель. Именно зритель, не клиент. Клиенты бывают очень обманчивыми: сегодня они что-то покупают, а завтра уже нет, а вот зрители остаются.

Я не хочу на данный момент выделять кого-то конкретного. Мне кажется, многие казахстанские дизайнеры до сих пор находятся в моменте поиска собственного ДНК.

Алексей Чжен
Алексей Чжен

Мне кажется, многие казахстанские дизайнеры до сих пор находятся в моменте поиска собственного ДНК.

Из года в год организовывая KFW, с какими трудностями вы сталкиваетесь?

Я сталкивался с разными трудностями. Прежде всего, это связано с финансированием. Так как у нас не государственный и не коммерческий проект, мы всегда находимся в поиске спонсоров. Кроме того, мы занимаемся социальной программой, которой, на самом деле, должно заниматься государство. Мы продвигаем местных дизайнеров и стремимся к тому, чтобы бренд Made in Kazakhstan был известен во всем мире.

Помимо трудностей с финансированием, мы часто сталкиваемся с недостатком интересных дизайнеров, блогеров и фотографов в нашей индустрии. У многих из них схожий почерк, и выделить что-то особенное становится трудно. Известные дизайнеры немного расслабились и делают все по накатанной, у молодых недостаточно опыта, и они стараются эпатировать не коммерческие вещи. Происходит стагнация.

Многим из них не хватает вкуса. Но я думаю, что в конечном итоге должно победить правильное, если так можно выразиться, искусство и чутье моды.

Расскажите откровенно, есть ли в нашей модной индустрии те, кто играет не по-честному? Например, плетёт закулисные интриги? Вообще, что такого «криминального» бывает в кулуарах казахстанской моды?

«Криминального» я за свои годы не встречал, а вот интриги были и будут всегда. Не хочу называть имена и фамилии, но они существуют. Например, одни гости и дизайнеры, посещающие KFW, в лицо говорят мне прекрасные вещи, а за моей спиной — совершенно другое.

Но честно говоря, я не принимаю все это близко к сердцу. У нашей команды нет задачи кого-то удивлять, мы за живую, здоровую конкуренцию с другими Неделями моды, включая Visa Fashion Week, и если бы эти сплетни приносили пользу и развитие казахстанской фэшн-индустрии, то это было бы прекрасно. Но к сожалению, это не так. Получается только какая-то мышиная возня.

Поговорим о конкурсе молодых дизайнеров New generation. Open way. Предлагали ли вам или кому-то из членов жюри взятку за победу?

Нет, ни в коем случае. Взятку нам никто не предлагал. У нас в жюри сидят профессионалы своего дела, которые не будут таким заниматься. Каждого из них я выбираю лично и приглашаю только тех, в ком уверен. Я знаю, как они делают свою работу и что они могут дать молодым дизайнерам.

В конце концов, моя задача состоит в том, чтобы подарить молодым дизайнерам, которых отметили члены жюри, возможность быть замеченными и развиваться дальше.

Алексей Чжен

«Криминального» я за свои годы не встречал, а вот интриги были и будут всегда. Не хочу называть имена и фамилии, но они существуют.

В Казахстане проводится не только KFW, но и другие Недели моды. Между собой эти события конкурируют или нет? В чем их принципиальное различие?

Было бы не правдой, если бы я сказал, что мы не конкуренты. Конечно, конкуренция существует. Я думаю, что у нас у всех одна суть, но подача и схема логистики разные.

Скажу о своей Неделе моды — KFW. Наша главная задача — продвинуть казахстанский бренд. Мы взращиваем не только талантливых дизайнеров, но и стилистов, блогеров, фотографов. Многие из тех, кто прошел «нашу школу», сейчас занимают должности в глянцевых изданиях.

Что касается Visa Fashion Week, как я уже сказал, у них другая подача. Наша аудитория классическая, уже устоявшаяся. Она знает, чего она хочет и знает, что будут делать завтра. На VFW же встречается много продвинутой молодежи.

При этом существует конкуренция за спонсоров. Сейчас у них появилась возможность выбора: участвовать в нашей Неделе моды или отдать предпочтение другой. Поэтому мы постоянно должны кого-то удивлять и цеплять. Но честно говоря, лично нам это не нужно. Мы делаем хороший стандартный мировой продукт, в котором уверены, и если те или иные персонажи или издания нас игнорируют, то мы не сильно огорчаемся.

Я думаю, это говорит только лишь о непрофессионализме этих людей. Если человек работает в издании, то он должен делать обзоры всех Недель моды, которых в Казахстане на данный момент существует великое множество. Только так может быть выстроена хорошая, здоровая конкуренция. Каждый сезон создается что-то новое и интересное, нельзя цеплять на кого-то ярлыки.

Как вы оцениваете поведение казахстанского потребителя? Сейчас казахстанцы больше покупают вещи от локальных дизайнеров или нет?

Да, я думаю, что сейчас казахстанцы стали больше покупать вещи локальных дизайнеров, потому что те, в свою очередь, стали конкурентноспособны для рынка.

Было время, когда те или иные светские львицы стеснялись того, что носят одежду местных дизайнеров, но сейчас, к счастью, это не так. Я думаю, что нужно быть патриотом своей страны, так как это позволит нам и всей фэшн-индустрии в Казахстане развиваться.

"Интриги были и будут всегда": Алексей Чжен - о закулисье модной индустрии Казахстана и ее проблемах
Алексей Чжен

Было время, когда те или иные светские львицы стеснялись того, что носят одежду местных дизайнеров, но сейчас, к счастью, это не так. Я думаю, что нужно быть патриотом своей страны, так как это позволит нам и всей фэшн-индустрии в Казахстане развиваться.

Как вы думаете, чего не хватает казахстанской моде для полноценного и всестороннего развития?

Казахстанской моде не хватает мировых специалистов, их знаний и образования, и конечно же, хорошей практики. Когда государство начнет приглашать к нам профессионалов в области портного искусства, изготовления ткани, обуви, аксессуаров, тогда дела пойдут лучше.

Конечно, у нас есть хорошие специалисты, но им не хватает знаний и, банально, оборудования. А иногда оборудование есть, но никто не знает, как им пользоваться. Замкнутый круг.

Также государство должно понизить налоги и предоставить хорошие дотации для дизайнеров, которые занимаются непосредственным производством в Казахстане и развивают местную фэшн-индустрию. Тогда система начнет работать.


Автор. Harper’s BAZAAR Kazakhstan. Фото. Личный архив героя.

Поделиться: