Художник Никита Ходак, участник коллектива ZukClub и инсайдер движения так называемой уличной волны, поделился историей эволюции граффити, рассказал о том, как субкультурное движение выросло в отдельный жанр и чем примечательно искусство, инспирированное мегаполисами.
Записала: ИРИНА УТЕШЕВА IRINA UTESHEVA
КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
Принято считать, что современное граффити-движение зародилось в Нью-Йорке благодаря художнику с никнеймом Таки 183. Именно он маркерми и баллончиками начал наносить на стены и другие поверхности города свой псевдоним – сокращенный вариант реального имени Деметриус, который был дополнен номером улицы на севере Гарлема, где райтер вырос. Тогда же, в 70-х годах прошлого века, бум граффити начался по всей территории США. В какой-то момент движение перетекло в Берлин. А чуть позже и в Лондон.
В Союзе первые задокументированные граффити появились в Риге в конце 80-х. В подземных переходах, на заборах заводов, в безликих переулках в самых неожиданных местах тогда еще советского и довольно серого города – стали появляться яркие рисунки, автором которых был неуловимый уличный художник по кличке Крыс (настоящее имя Вадим Мейкшанс). За художником гонялись власти и милиция, его везучесть породила массу баек и легенд, популярность райтера была сравнима с нынешней славой Бэнкси.
Позже, в начале 2000-х, на постсоветском пространстве самой главной вехой для стрит-арта стал фестиваль уличного искусства «Атмоссфера», который собрал главных международных райтеров.
Важными художниками, которые заложили основы стрит-арта, являются Space Invander из Франции, который делает мозаичные панно, Шепард Фейри из США с гигантскими плакатами и, безусловно, Бэнкси со своими остросоциальными работами, благодаря которым о стрит-арте начали говорить в глобальном ключе.
ЧТО ТАКОЕ граффити, пост-граффити, стрит-арт, мурализм и урбан-контемпорари
Граффити. Уличное искусство – это собирательный термин, который включает в себя множество художественных практик. Это все схожие формы с весьма размытыми границами. И потому
большинство людей часто называют их просто «граффити». На самом деле в данной теме много нюансов и всегда важно понимать, о чем речь. Так, граффити – это субкультура, в основе которой лежит написание псевдонима или названия команды в как можно большем количестве мест – в метро, на вагонах поездов и т. д. Условно говоря, это вид каллиграфии с определенным сводом правил.
Стрит-арт – если человек выходит на улицу и решает создать концептуальную работу, например
с текстовым высказыванием или определенным сюжетом, – это уже стрит-арт. Который тоже существует только в нелегальном поле. В отличие от граффити, стрит-арт-художники не тиражируют свой псевдоним, они транслируют смысл. Чаще всего это постмодернистская ирония. Когда стрит-арт переходит в легальное поле, это уже мурализм. Зачастую это просто форма монументальной живописи, где авторы рисуют гигантские изображения на стенах. В нашем регионе муралы зачастую имеют пропагандистский толк. Они либо связаны с какими-то историческими
событиями или культурными явлениями, либо представляют собой завуалированную форму рекламы.
Пост-граффити — это жанр современного искусства, где выходцы из субкультуры граффити начинают создавать станковые работы и инсталляции, которые переходят в галерейное пространство, попадают в престижные выставочные залы и на аукционы, то есть на абсолютно санкционированные площадки.
Урбан-контемпорари называют явление, которое объединяет в себе все перечисленные понятия. Плюс в 2015 году появился термин «искусство уличной волны», позволяющий определить то особое место, которое занимает деятельность современных художников с граффити-бэкграундом. То есть тех, кто работал или продолжает работать на улице, но при этом взаимодействует с галереями и выставками.
ПОСТ-ГРАФФИТИ
Есть два главных художника пост-граффити, которые сформировали этот жанр. Futura 2000 – псевдоним художника и дизайнера из Нью-Йорка. Его настоящее имя Леонард МакГурр. Futura – райтер первой волны из США, который начал создавать станковые работы и при этом рисовать граффити. И Крейг Костелло, художник под ником KR, который в своих работах оставил от граффити только один элемент – подтек. Крейг создал из подтеков узнаваемый и коммерчески успешный бренд. Он продолжает активно работать на улицах Нью- Йорка и других городов мира, покрывая гигантские фасады радужными подтеками при помощи пульверизатора.
Эти художники сформировали основной лейтмотив пост-граффити как жанра. Он заключается в том, что граффити-райтеры могут отказаться от написания никнейма, уйти в абстрактные образы, сохраняя колористику, свойственную граффити, и определенные технологические свойства типа подтеков, граффити-тегов или других приемов. Пост-граффити – это жанр, который заходит на
почву мурализма, фигуративной живописи и пытается встроиться в современное искусство.
О СОБСТВЕННЫХ РАБОТАХ В ЖАНРЕ ПОСТ-ГРАФФИТИ
Моя личная история с пост-граффити тесно связана с именем Алексея Liquid’a. Это один из первых райтеров постсоветского периода, основатель команды True Stilo и издатель одноименного граффити-журнала. Его творчество сильно на меня повлияло.
А своей главной работой в этом жанре считаю «Кибер-граффити» – нелегальный мурал, в котором вместо букв я использовал иероглифы, сгенерированные нейросетью. Это яркий пример пост-граффити, потому что здесь и условная колористика композиции, и работа с объемом, и работа со скрытым граффити-посылом.
При этом здесь есть ироничное высказывание на тему граффити будущего. Это мое персональное прочтение того, каким граффити могло бы быть – генерироваться с помощью нейросетей и выводить это в анимацию или дополненную реальностью. Поэтому данная работа и пост-граффити, и стрит-арт одновременно.
О ПОСТ-ГРАФФИТИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Самыми яркими представителями пост-граффити в регионе, по моему мнению, является объединение Repas, участники которого создают муралы, живописные полотна и при этом активно занимаются граффити. А также Дарион Шаббаш, которая в своей авторской методике создает ассамбляж, сделанный из оргстекла и переработанного пластика. Я бы еще отметил кыргызского художника Женю Черви. Он делает более концептуальные высказывания, при этом является очень ярким представителем пост-граффити Центральной Азии.
О МУРАЛЕ «ÕZEÑ» В АСТАНЕ
Мурал, который мы делали в Астане в 2019 году, – моя первая коллаборация с казахстанским мультимедийным артистом Ринатом Абдрахмановым. Ринат из Астаны, и у него было понимание, как подойти к визуальным образам, которые бы ассоциировались у горожан со столицей. А у меня было понимание, как лучше осуществить идею. Мы объединили наши стилистические решения в создании эскиза и реализовали его за 11 дней. В работе мы пытались изобразить некую героиню, которая находится в постцифровом пространстве, наполненном силами, связанными с городом и природой.
О РАЗМЫТИИ ГРАНИЦ МЕЖДУ ГРАФФИТИ И СОВРЕМЕННЫМ ИСКУССТВОМ
Есть яркий пример художника из Испании Филипе Пантоне, который начинал делать работы как граффити-райтер, но позже вдохновился постцифровой эстетикой и в определенный момент в своих произведениях оставил от граффити только колористический градиентный прием и вышел с сериями работ, которые на самом деле больше можно классифицировать как оп-арт (оптическое искусство. – Прим. ред.) или как кинетические инсталляции.
НАСКОЛЬКО ГРАФФИТИ-ДВИЖЕНИЕ МЫСЛИТ СЕБЯ ОТДЕЛЬНО ОТ ИНДУСТРИИ ИСКУССТВА
Граффити-райтеры – чаще всего это люди, которые так или иначе связаны с криминалом, потому что граффити – это нелегальная деятельность практически во всех странах. И граффити-райтеры часто рисуют на чужой собственности. Поэтому у граффити одним из важных свойств является анонимность, и поэтому граффити-райтеры сильно сепарируются от других жанров искусства.
Пост-граффити-райтеры как раз-таки уходят в рисование в пользу какой-то социализации, но чаще всего они не работают с концептуальными смыслами, которые так важны для мира искусства. Мир современного искусства является определенным комьюнити, и стрит-арт является определенным комьюнити. Они не очень часто пересекаются. Наверное, причина в том, что художникам нужно работать в контексте с публичным высказыванием, а когда публичное высказывание переносится в галерею, оно теряет свою привлекательность. Поэтому стрит-арт-художники и граффити-художники делают какие-то уже концептуальные произведения в более привычных форматах живописи, инсталляции. И с помощью этого они создают проект для резиденций, биеннале, институциональных выставок. Но художников, которые готовы работать и студийно, и улично, на самом деле единицы.
О БУДУЩЕМ ГРАФФИТИ-ДВИЖЕНИЯ
Мне кажется, что граффити само по себе развиваться уже не будет. Граффити – это такая субкультура, которая создала себе правила, не подразумевающие какого-то развития. Когда граффити-художник перестает рисовать на улице, он перестает быть граффити-художником. Он становится урбан-контемпорари или просто живописцем.
Если рассуждать о будущем искусства в целом, тот же самый мурализм, думаю, будет тяготеть в пользу каких-то более монументальных проектов, как, например, мозаики советского времени, потому что они более долговечные. Будет больше экспериментов с дополненной реальностью. Появится больше таких персонажей, как Артур Бордало. Это португальский художник, который строит барельефы на фасадах из мусора, дополнительно рисуя какие-то текстуры, превращая их в гигантские фигуративные образы. Вот такого рода проектов будет намного больше. Я уверен, что некоторые стрит-арт-художники начнут работать с вертикальным озеленением.
Если рассуждать о самом стрит-арте, то он будет больше уходить в «партизанские» высказывания. В этих случаях возможны такие процессы, как трансляция стрит-арт-художников на видео. Будут происходить условные взломы видеоэкранов. Сегодня это единичные случаи, при этом ни разу стрит-арт-художники не взламывали экраны для трансляции какого-то концептуального высказывания. В будущем, я уверен, это будет происходить.
С коммерческой точки зрения стрит-арт обратится к архивированию за счет технологий NFT. Если сегодня после какого-то короткого промежутка времени стрит-арт-работы могут быть удалены, стерты со стены, в будущем они будут фиксироваться в архивном пространстве, что позволит таким произведениям появляться в коллекциях музеев.