Если вы знаете только две вещи об Йоко Оно, то, скорее всего, это либо то, что ее обвиняют в распаде The Beatles, либо то, что они с Джоном Ленноном боролись за мир, лежа в кровати. Но знакомо ли вам ее творчество? Смелые и новаторские работы японской художницы и певицы, как это часто бывает, оказались в тени мужчины, за которого она вышла замуж. Предлагаем познакомиться ближе с одной из самых обсуждаемых персон XX века.
В 1964 году Оно дебютировала с одной из своих самых известных работ Cut Piece. Сначала она исполнила ее в Японии, а позже в Нью-Йорке, Лондоне и Париже. В течение всего перформанса художница тихо сидела на сцене и предлагала публике отрезать кусочки своей одежды. Приглашение адресовано не только зрителю, который присоединился к ней на сцене, но и тем, кто смотрит этот процесс. Такой принцип навсегда перевернул отношения между артистом и публикой. Работа была воспринята как феминистское заявление и смелый манифест против насилия мужчин по отношению к женщинам.
К тому времени, когда Йоко встретила Леннона, она уже была широко уважаемой и признанной деятельницей авангардной арт-сцены Нью-Йорка. Однако публику не волновали ее революционные концептуальные работы и азиатскую художницу все еще считали поклонницей без заметного таланта.
«С ней обошлись несправедливо, потому что людям трудно смотреть на себя. Они проецировали на нее свой гнев. Другие были настолько сосредоточены на «Битлз» как на поп-группе, что не хотели знать, что Джон изменился, поэтому было легче винить Йоко», — сказал музыкант Peaches, на которого Оно оказала огромное влияние.
В годы отношений с Ленноном Йоко подверглась мощной атаке женоненавистничества и расизма. Лица Восточной Азии были редкостью в американской прессе 1960-х, а негативное восприятие японцев времен Второй мировой войны все еще не остыло. И это сделало Оно легкой мишенью для язвительных высказываний. Ее искусство, охватывающее кино, перформансы, музыку и письменное слово, считалось пустым и поверхностным. Ее личность оклеветали, а саму художницу называли коварной и манипулятивной.
Когда в 1981 году, через год после того, как Леннон был застрелен, Оно выпустила свою песню Walking on Thin Ice, один критик написал, что убийца Леннона «мог бы избавить нас всех от большого горя, нацелившись немного правее». Ненависть к вдове была беспощадной.
Столь же революционной, как и деятельность, была ее внешность. Йоко разрушила стандарты красоты, бросив вызов традиционным представлениям о женственности: ее волосы были распущенными и жесткими, она носила минималистичную одежду и не пользовалась макияжем. Однако спустя долгое время чувство стиля художницы было оценено по достоинству. Йоко работала с несколькими модными брендами, включая Opening Ceremony над линией мужской одежды и Chanel. А в 2013 году Карл Лагерфельд фотографировал ее образ для выставки, посвященной знаменитому маленькому черному пиджаку бренда.
Йоко никогда не позволяла открытой враждебности остановить ее, и в возрасте почти 91 года она продолжает работать. Когда критики назвали ее «ведьмой», она ответила со свойственным ей остроумием, выпустив песню под названием Yes, I’m A Witch со словами: «Я собираюсь остаться здесь надолго».
Ее сын, Шон Леннон, говорит, что его мать направленную на нее токсичную риторику всегда перенаправляла в искусство, которое никогда не теряло идеализма и надежды.
«Когда люди спрашивали ее, как она справляется со всей этой ненавистью с тех пор, как она встретила моего отца, я слышал, как она сказала: «Ну, это всего лишь энергия». Я действительно думаю, что в каком-то смысле она действительно процветает за счет энергии – хорошей или плохой – и ей удается каким-то образом переориентировать этот импульс на что-то позитивное», – сказал он в интервью Harper’s Bazaar в 2017 году.
Сегодня вдова Леннона, наконец, получила признание как соавтор Imagine, после того как Национальная ассоциация музыкальных издателей признала, что тексты и концепция — задумка Йоко. Ее влияние было далекоидущим: от музыкантов, в том числе Патти Смит и Ким Гордон, до модельеров, таких как Сесили Бансен, чья коллекция весна-лето 2023 была вдохновлена одной из ее выставок.
«Йоко в своем искусстве умеет производить очень большое впечатление. Просто лежа в постели в состоянии покоя. Сидя на сцене, она приглашала зрителей к действиям с ножницами, пока она не двигалась. Она научила меня важности терпения», — рассказал Peaches.
В этом вся Йоко Оно – характерный голос среди громкого шума.
Оригинал статьи Harper’s BAZAAR UK можно прочитать здесь.
Автор. Ella Alexander. Перевод. Асем Миерханова. Источник заглавного фото. Shutterstock. Автор. 360b