Она ломала стереотипы и переписывала правила. Падала и поднималась. И все это на двадцатисантиметровых каблуках. Она – это НАОМИ КЭМПБЕЛЛ.

Автор: ЛИНЕТТ НИЛАНДЕР LYNETTE NYLANDER

Фото: МАЛИК БОДИАН MALICK BODIAN

Стиль: КАРЛОС НАЗАРИО CARLOS NAZARIO

На входе выставки «Наоми: в моде» в лондонском Музее Виктории и Альберта вас встречает видеоряд культовых проходов Наоми Кэмпбелл по многочисленным подиумам за 40-летнюю карьеру: кокетливая малышка Наоми на показах Todd Oldham в середине 90-х, черный шелковый наряд Isaac Mizrahi из осенней коллекции 1997 года, сравнительно недавний выход в смокинге Saint Laurent с блестками – все образы разные, но все это Наоми.

Персональная выставка в музее V&A, особенно посвященная кому-либо при его жизни, явление редкое и востребованное. (Ранее такой чести удостаивались Александр Маккуин, Фрида Кало и Дэвид Боуи.) Я тихонько наблюдаю за двумя чернокожими девушками, им 16 или 17 лет, они завороженно смотрят на кадры и обмениваются восторженными репликами по поводу ее красоты и «свирепости».

Я улыбаюсь, вспоминая, как сама в этом возрасте издалека восхищалась Наоми Кэмпбелл. Росла я в Лондоне, тогда образ и имя Кэмпбелл были настолько неразрывно связаны с модой, что, когда я сказала своему отцу, выходцу из Западной Африки, врачу общей практики, совершенно не разбирающемуся в моде, что мне хотелось бы сделать карьеру в этой индустрии, он поинтересовался, не задумала ли я стать Наоми.

Как никто другой: Наоми Кэмпбелл на обложке нового номера Harper’s BAZAAR Kazakhstan
ПАЛЬТО, ПЛАТЬЕ, БОСОНОЖКИ, ВСЕ MICHAEL KORS COLLECTION; КОЛЬЕ TUBOGAS, БРАСЛЕТЫ, ВСЕ BVLGARI

Выставка открывается снимками из личного архива Кэмпбелл. Детские фотографии, кадры с танцевальных концертов, балетные туфли и запечатленный фрагмент, когда семилетнюю Наоми укрывает одеялом Боб Марли (она снималась в клипе покойного музыканта Is This Love), все свидетельствует о становлении грядущей знаменитости. Но есть один снимок, который приковывает мое особое внимание: ликующая Наоми держит за талию свою мать Валери Моррис-Кэмпбелл, они танцуют, а на заднем плане за ними наблюдает семья, собравшаяся
за кухонным столом. Сюжет удивительно знакомый, возможно, потому, что у каждого из нас есть подобное фото в семейных альбомах. Фото, где мы безумно счастливы, наивны и не подозреваем, что нас ждет впереди. Но мне, как и многим другим чернокожим женщинам, образы Кэмпбелл дают возможность найти в ней саму себя. Жизнерадостную, сильную. Иногда непонятую, но всегда с чувством собственного достоинства. Она не играла по правилам, она просто решила их изменить. «Много в чем мне совсем не хотелось бы быть первой. Ведь для этого нужно было ломать стереотипы, принимать вызовы, – рассказывает Кэмпбелл о своей модельной карьере. – Я же просто хотела максимально хорошо выполнить лучшую работу, которая у меня могла бы быть. Я решила, если остаюсь в этом бизнесе, то погружусь в него всецело. Я должна была выложиться на полную, отчасти и потому, что моя семья, определенно,
не хотела, чтобы я этим занималась».

Статистика в карьере Кэмпбелл похожа на показатели самого ценного игрока в команде. Она появилась на обложках более 500 журналов, в числе которых Time, где Наоми назвали лицом когорты новоиспеченных супермоделей, среди которых Линда Евангелиста, Кристи Терлингтон и Синди Кроуфорд. «Это супермодели, и они горячее, чем щипцы для завивки», – говорилось в статье 1991 года. Она представляла столько брендов, сколько вы только сможете найти в универмаге Bergdorf: Louis Vuitton, Lanvin, Burberry, Valentino, Fendi – и этот список
нескончаем.

Как никто другой: Наоми Кэмпбелл на обложке нового номера Harper’s BAZAAR Kazakhstan
ЖИЛЕТ, БРЮКИ, БОТИНКИ, ВСЕ LOEWE; КОЛЬЕ TUBOGAS, BVLGARI

Затем идут наиболее известные кадры, связанные с поп-культурой за последние 50 лет. Ее участие в клипе Джорджа Майкла Freedom! ’90 навсегда запечатлено в коллективном сознании, как и ее танец с Майклом Джексоном в ролике In the Closet два года спустя. А падение на 23-сантиметровых каблуках Ghillie на показе Вивьен Вествуд в 1993 году вызвало такую бурную реакцию, что впоследствии, со слов Кэмпбелл, другие дизайнеры просили ее намеренно упасть во время их шоу. (Она отказалась.) В 2007 году, когда она выполняла обязательные общественные работы после случая конфликта с законом, она надела серебристое платье Dolce & Gabbana и попросила Стивена Кляйна снять ее из-за ворот. В 2019 году появилось видео, на котором она яростно протирает дезинфицирующими салфетками свое кресло в самолете, и оно после появления ковида завирусилось на YouTube как пророческое.

«Мои цели ШИРЕ. Я стремлюсь ОТКРЫТЬ возможности для КАЖДОГО».

У Кэмпбелл репутация человека, который не умеет распоряжаться временем. И на самом деле, подготовка этой кавер-стори приобрела характер настолько неистовый и затянутый, что я начинала терять надежду на то, что мы когда-нибудь ее завершим. Возможность побеседовать в Нью-Йорке сошла на нет, встреча на Сардинии во время показа Dolce & Gabbana на Alta Moda так и не состоялась, а аудиенция на ее шоу в Victoria and Albert была обещана, но затем отменена. Устала ли я? Да. Но такие истории свойственны иконам, к которым относится и Кэмпбелл, — супермодели таких эпичных масштабов априори считаются недостижимыми и неконтактными. Ведь быть иконой – это так неоднозначно. Мы, общественность, склонны либо превозносить, либо злопыхательствовать над иконами, и в любом случае мы их не забываем. Кэмпбелл единственная в своем роде; в быстротечном круговороте знаменитостей такой звезде, как она, трудно угаснуть.

Наоми Кэмпбелл
ПЛАТЬЕ, БОТИНКИ, ВСЕ PHOEBE PHILO

Наш разговор состоялся на Ибице, где Кэмпбелл отдыхала со своими двумя детьми и друзьями, среди которых актрисы Эйса Гонсалес и Мишель Родригес. «Я не была здесь семь лет, – поясняет она, усаживаясь за ланч. – Мне трудно расслабиться, потому что я трудоголик. Я это признаю. Но такова необходимость, чтобы удержать в тонусе и разум, и тело. Все время нужно перезаряжаться, чтобы не потерять вдохновение, понимаете, о чем я?»

Ее отдых вполне заслужен. В свои 54 года она не просто удержала звание звезды подиума, но и интегрировалась в последние годы в новое поколение дизайнеров, законодателей вкуса и талантов, выступая в качестве наставника и путеводного светила в индустрии — прогрессирующей, да, но все еще омраченной проявлениями расизма, стандартизации и непотизма.

Дебют Торишежу Думи, лондонской дизайнерки британско-нигерийско-бразильского происхождения, на Неделе моды в Париже стал чем-то из области сказочных свершений в мире моды, состоявшимся в том числе благодаря поддержке Кэмпбелл. «Это было так внезапно и неожиданно, – говорит Думи о том, как Кэмпбелл открывала показ ее весенней коллекции 2024 года – первый для Думи после окончания Центрального колледжа искусств и дизайна Central Saint Martins в 2021 году. – Реакция была просто ошеломляющей. Ее появление на сцене придало неоценимый импульс развитию бренда и позволило лично мне открыть те двери, в которые я и представить себе не могла, что войду. Забавно, что у меня отсутствует первое воспоминание о Наоми Кэмпбелл. Она как будто была в моей жизни всегда и всегда была той чернокожей женщиной, которой я восхищалась. Настоящая икона». Супермодель нового поколения Альтон Мейсон считает ее образцом для подражания: «Наоми Кэмпбелл источает огромное вдохновение одним своим присутствием и распространяет непревзойденную энергию, выступая моделью, – сказал он недавно в интервью BAZAAR. – Наоми, Принс, Майкл, Тупак. Как по мне, так это четверка лучших».

«Я хочу, чтобы они умели держать свой имидж, – делится Кэмпбелл, говоря о новом авангарде, которому она помогает раскрыть потенциал. – Я хочу, чтобы они осознали, что являются частью процесса. Не просто приглашены на работу. Что им продолжать историю и демонстрировать свое видение. В нашем бизнесе все происходит очень быстро. Я радуюсь, что в свое время у нас был тесный контакт с дизайнерами. Не только во время показов: мы ходили друг к другу в гости, проявляли заботу, потому что иногда всем бывает одиноко. Непростые времена настигали по-разному, но мы поддерживали друг друга. Я хочу сохранить эту традицию», – говорит она.

В то время как Синди, Линда и Кристи могут оставаться лишь на слуху, Кэмпбелл не пропадает из виду. Она неизменный концентрат красоты, в которой искусство переплетено с коммерцией: миндалевидные глаза, сияющая кожа и тело, которое Аззедин Алайя, покойный кутюрье, однажды охарактеризовал «как у скаковой лошади». Она может представить и кутюр Chanel, и ассортимент Boss, и все это в один и тот же год. Она способна продемонстрировать сексуальность, кокетство, царственность и скромность – все, чего требует поставленная задача. Она не сходит с обложек журналов (не менее восьми в 2024 году, включая эту) и участвует в рекламных кампаниях, в то время как ее современники заметно сбавили обороты. Художественный директор Fendi Ким Джонс поддерживает тесные отношения с Наоми уже около 20 лет, привлекая ее в Fendi, Dior Men (который он также возглавляет) и Louis Vuitton – здесь на его прощальном мужском показе в 2018 году Кэмпбелл и Кейт Мосс закрывали шоу в
одинаковых тренчах с фирменной монограммой бренда. «Я познакомился с ней на вечеринке через Ли (Александр Маккуин). Встреча была короткой, и она была очень мила, – вспоминает Джонс. – Она уникальна. У нее блестящее чувство юмора, и если люди задаются вопросом, почему у нее такая долгая карьера, то это благодаря особому сочетанию доброжелательности, преданности, страсти, юмора и способности адаптироваться к любой ситуации».

Наоми Кэмпбелл
ПЛАТЬЕ, FERRAGAMO; КОЛЬЕ TUBOGAS, BVLGARI; ТУФЛИ, THE ROW

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ КАРЬЕРЫ КЭМПБЕЛЛ особенно впечатляет тем, что она сложилась в индустрии, где ей во многом пришлось быть первопроходцем: первая темнокожая женщина, открывшая показ Prada, первая на обложке французского Vogue, первая темнокожая модель на обложке Time. Всестороннее восхваление было бы более приятным, если бы не сопровождалось «колоссальным давлением».

«Люди думают, что ты хочешь быть единственным, но это совсем не так, – поясняет Кэмпбелл. – Вот почему я хотела отметить всех нас на выставке – Наоми Симс, Беверли Джонсон, Иман, Бетанн Хардисон, Вероника Уэбб, Карен Александр – ведь они все были до меня».

То, что она была одной из первых, принесло свои плоды. Она стала лакомым кусочком для прессы, которая кропотливо документировала все ее взлеты и падения, но особенно падения: эмоциональные срывы, обвинения в нападении (их было четыре) и ее борьбу с зависимостью. К сожалению, в этом нет ничего нового. Подспудное ассоциирование чернокожих женщин с «плохим поведением» зачастую превалирует в общественном мнении настолько, что сводит на нет любые достижения, тем самым объединяя этих женщин в общих страданиях. Если она дива, то что сделало ее таковой? Ее индивидуальность или обстоятельства? Кэмпбелл отмечает, что она никогда не зарабатывала столько денег и не получала столько рекламных заказов, сколько ее белые коллеги. Еще в 1991 году она говорила: «Я могу считаться одной из лучших моделей в мире, но мне не дано зарабатывать столько же, сколько любой из них». Сегодня досада Кэмпбелл не утихает: «Многие люди думают: ой, она сильная, она с этим справится. Не всегда. У меня тоже есть чувства, как и у всех остальных».

«Люди говорят: да она же швырнула телефон! Да, это так, – соглашается бывший модельный агент Бетанн Хардисон, ее «американская мама», которая знает Кэмпбелл с 14 лет. – Проблема самооценки возникала постоянно, с самого подросткового возраста. Поверьте, до определенного момента ребенок часто терзался вопросом: кто она есть, – продолжает Хардисон, слегка проливая свет на некоторые аспекты личной жизни Кэмпбелл. – Дело в том, что все – внешний мир, средства массовой информации, люди – проявляют интерес лишь к факту, что она Наоми Кэмпбелл, только к этому. Она действительно одна из тех немногих звезд, за которыми папарацци следят неустанно. Но им не разглядеть, как раскрывается все величие ее личности, когда доходит до дела, ведь суть в этом. И она чертовски умна».

Хардисон – одна из той череды старейшин в жизни Кэмпбелл, которые опекали ее и отдавали ей должное. Взаимоотношения с Аззедином Алайя хорошо известны. Когда Наоми было 16 лет, она с благословения матери поселилась у него в Париже и ласково называла его «папа». (Кэмпбелл никогда не встречалась со своим биологическим отцом.) Дизайнер Джанни Версаче был ее доверенным лицом и наставником. Вивьен Вествуд тоже. Кэмпбелл воздала хвалу своему давнему другу Джону Гальяно в его недавнем документальном фильме. Она регулярно ездила в
Африку, чтобы навестить Нельсона Манделу, который называл ее своей «почетной внучкой». Куинси Джонс прозвал ее «непослушной младшей сестрой». Покойный Кларенс Авант, видный музыкальный деятель, был для нее «дядей Кларенсом». «Я не дружу по расчету, – говорит Кэмпбелл. – Это не про меня, и я не позволю, чтобы было иначе. Вы растете вместе, вы развиваетесь вместе, ваши пути совпадают. Так создается семья, которая расширяет рамки твоей кровной семьи».

Несмотря на такую трактовку семьи, Кэмпбелл сумела шокировать мир, заявив о рождении дочери в мае 2021 года и сына в июне 2023 года – оба через суррогатное материнство. До сих пор они практически не попадали под свет софитов, за исключением появления дочери на обложке британского Vogue, в то время пост главного редактора журнала занимал ее близкий друг Эдвард Эннинфул. По понятным причинам она скупа на подробности (включая их имена), но кажется, что начинает звучать трогательная рапсодия, когда рассказ заходит о том, как они изменили ее.

Признак настоящей ИКОНЫ – это способность преодолеть жернова, СПОСОБНОСТЬ РАЗВИВАТЬСЯ. Такова Наоми Кэмпбелл: ее ДВИЖЕНИЕ НЕОБРАТИМО.

«Это великое счастье, – улыбается она. – Самое большое благословение в появлении этих двух невинных, прекрасных душ, и огромная благодать для меня быть их матерью. Ежедневно я многому учусь. Они хорошие дети». Я интересуюсь, как отражаются на них частые перелеты. «Я, определенно, не беру их с собой из Нью-Йорка в Лондон на двухдневные съемки, это чересчур. Но мои дети любят путешествовать. Это неизбежно!» – смеется она.

Наоми Кэмпбелл
ПЛАТЬЕ, ТУФЛИ, ВСЕ CHANEL; КОЛЬЕ TUBOGAS, BVLGARI

Воспоминания о прошедших четырех десятилетиях – дизайнерах, культуре и ее личных историях – вызывают массу эмоций. «Я часто проезжала мимо Музея Виктории и Альберта на автобусе и никогда не думала, что там состоится что-то связанное со мной. Думаю, еще более значимо то, что это происходит в стране, в которой я родилась. И я просто преисполнена благодарностью», — говорит она.

«Многие люди думают: ой, ОНА СИЛЬНАЯ, она с этим справится. НЕ ВСЕГДА. У меня тоже есть ЧУВСТВА, как и у всех остальных».

Борьба за справедливость и филантропия – ее неотъемлемая часть на всем протяжении карьеры. Наоми ведет борьбу за этническое многообразие моделей в составе Diversity Coalition Хардисон, в 2021 году была назначена глобальным амбассадором благотворительного фонда Елизаветы II Queen’s Commonwealth Trust, Фонд исследований СПИДа amfAR выражает ей благодарность за неизменную 31-летнюю поддержку. «Мои устремления шире, – уверяет Кэмпбелл. – Моя цель – африканский континент. Моя цель – начинающие творческие личности. Моя цель – раскрыть потенциал каждого. Там так много талантов, которые просто не имеют возможности для развития».

В центре экспозиции V&A расположился сборник самых запоминающихся образов Кэмпбелл. То самое платье Dolce & Gabbana соседствует с нарядом из эпохи борьбы с ковидом 2020 года, состоящим из защитного комбинезона и кашемировой накидки Burberry. Умиляясь последнему, я понимаю, что Наоми ценит историю как есть: хорошую, не очень хорошую, новую, старую, цифровую и аналоговую, и дает нам карт-бланш на собственный выбор.

Часто тем, кто обретает культовый статус, приходится несладко. Их боготворят сверх меры, а за ошибки демонизируют нещадно. Но признак настоящей иконы – это способность преодолеть эти жернова, способность развиваться. Такова Наоми Кэмпбелл: ее движение необратимо, как у катящегося камня. Она приветлива с представителями нового поколения, которые раскрывают ее для себя по-новому на волне ностальгии по 90-м и нулевым, а она очаровывается ими так же, как и они ею. «Это очень здорово. Мне нравится их самоуверенность», – говорит она о таких знаменитостях TikTok, как Сабрина Бахсун, она же Tube Girl, и Хаби Ламе, с которыми ей уже довелось поработать и которые, по ее словам, вдохновляют ее. «Они всегда спрашивают меня, какими были 90-е. Я просто в шоке, что они вообще знают, кто я такая!». В это трудно поверить. Как говорит Хардисон: «Она будет выходить на подиум и в 75. Другой Наоми не будет никогда!»


ПРИЧЕСК А: JAWARA (С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ HAIR RITUEL BY SISLEY ); МАКИЯЖ: PAT MCGRATH И ADAM FLEISCHHAUER (С ИСПОЛЬЗОВА НИЕМ PAT MCGRATH LABS); МАНИКЮР: ALEXANDRA JANOWSKI; КАСТИНГ: ANITA BITTON @ THE ESTABLISHMENT; ПРОДАКШЕН: MARIE GODEAU @ AP STUDIO, PARIS; СЕТ-ДИЗАЙН: IBBY NJOYA. ПЕРЕВОД: ТЕМИР УТЕШЕВ.

Поделиться: