В современном мире вопрос гендерного неравенства – одна из наиболее острых тем в любой сфере деятельности. Не осталось в стороне и искусство – Национальный музей женского искусства в Вашингтоне недавно провел исследование, благодаря которому выяснилось, что в частных галереях представлено всего 30% работ, сделанных женщинами. А онлайн-платформа Artsy, посвященная искусству и образованию, которая в сотрудничестве с Gucci выпустила серию видео, в которых художницы рассуждают о гендерных ролях в искусстве.
Мы же задумались о том, какую роль в искусстве выполняет казахстанская женщина. И попросили порассуждать на эту тему людей, которые знакомы с предметом дискуссии лучше всего – отечественных художниц.
Ада Ю
«За последнее время изменилась не только роль женщины в искусстве, но и само искусство претерпело радикальные изменения. Женщина перешла с изображения на фронт активных работ. В музеях мира на картинах чаще всего изображены именно женщины, но их процент как художников в тех же музеях ничтожно мал. Мы медленно, но верно искоренили красоту из искусства и заменили ее жестокостью и уродливостью. Какое же место остается женщинам, если не на холстах? На мой взгляд, многие сегодня ошибочно полагают, что достаточно быть женщиной-художницей, чтобы ваша работа была интересна. Но женщина в искусстве, как и мужчина, в первую очередь – Человек. Человек думающий и находящийся в постоянном движении и поиске».
Инсталляция Delirium, 2016, Ада Ю
Сауле Сулейменова
«Решение стать художником – довольно рискованный выбор. До недавнего времени, чтобы получить такую привилегию, нужно было обладать исключительными качествами, и женщины-художницы были скорее исключением, чем правилом. Сейчас ситуация изменилась в лучшую сторону, но в нашем обществе женщины до сих пор остаются уязвимым звеном. В своих работах я часто обращаюсь к образу келiн – девушки, которая только вышла замуж и, оставив позади роль любимой дочери, потеряла все свои преимущества. Этот образ – одновременно лицо народа и наименее защищенный его сегмент».
«Три невесты», 2015, Сауле Cулейменова
Зоя Фалькова
«За последние сто лет женщина в искусстве из объекта стала субъектом, обладающим правом на самоопределение – в том числе и на то, чтобы быть художницей. Арт-феминизму я предпочитаю термин феминистское искусство и активно участвую в этом движении с помощью своих художественных и литературных проектов. В силу специфики нашего общества, давление на женщин невероятно велико, и я считаю сознательную работу в рамках феминистской теории искусства очень важной и нужной. Причем не только женщинам, но и мужчинам, потому что, когда ослабевает гендерное давление, оно ослабевает для обоих полов».
«Леда и лебедь» Простыня, крахмал, борщ, кисть. 80х120 см, 2017, Зоя Фалькова. Фото: Александра Трифонова.
Бахыт Бубиканова
«В студенчестве я постоянно «варилась» в мужском коллективе, с которым приходилось соперничать, чтобы не показаться «слабой», поэтому феминизма мне хватило с лихвой. У казахстанского искусства история сравнительно короткая, в нем мало не только женщин, но и мужчин. Исторически сложилось так, что женщины в основном занимались прикладным искусством – керамикой и живописью, и в свое время были очень уважаемыми. Но себя к фем-искусству я не отношу, потому что считаю, что этот жанр уже себя изжил. Мне не очень нравится, когда меня называют «художницей»: будучи сторонницей минимализма, я не хочу, чтобы меня ассоциировали с чем-то излишне эмоциональным. Но это мое мнение касается исключительно искусства, а не социальных вопросов».
«Мутулган» 2012, Бахыт Бубиканова.
Сауле Дюсенбина
«За последние 100 лет роль женщины изменилась кардинально: раньше художниц можно было по пальцам пересчитать, а сегодня в мире искусства появилось много женских имен: Марина Абрамович, Яей Кусама, Трейси Эмин – лишь самые громкие из них. В Казахстане ситуация не хуже: художниц сегодня так же много, как художников. Что касается арт-феминизма, я не считаю себя активным представителем этого течения в искусстве, и если в своих работах я поднимаю эту тему, то это происходит, потому что я – женщина».
Funny Games, 2017, Сауле Дюсенбина.
Автор: Harper’s BAZAAR Kazakhstan. Сабина Куангалиева (1), Роман Варламов (2), Сергей Панин (1), личный архив Сауле Сулейменовой (1).