Harper’s BAZAAR Kazakhstan встретился с коллекционерами произведений отечественного искусства, чтобы задать им несколько важных вопросов.

Фото: ЕКАТЕРИНА ДЮ KATERINA DYU

Что для вас коллекционирование? Почему вы занялись этим?

Первостепенной в моем отношении к коллекционированию является глубокая любовь к творчеству. Я стремлюсь окружить себя предметами, которые приносят радость. Искусство повышает тонус повседневной жизни. Кроме того, мне, нью-йоркскому художнику, работающему целыми днями напролет, как никому другому ясно, насколько определяющую роль играют коллекционеры и патроны. Автору невероятно важно знать, что его работа ценится и пользуется спросом. В этом контексте поддержка арт-сообщества имеет для меня свой приоритет, ведь художники вдохновляют и позволяют взглянуть на социум сквозь призму своего понимания. И лучший способ оказать им в этом содействие — приобрести их работу.

В конце концов, я рассматриваю произведение искусства как надежную инвестицию. В отличие от акций, которые не обладают такой тактильностью и могут вызвать лишь стресс скачками цен на графиках, произведения искусства остаются постоянным источником радости. А их стоимость имеет тенденцию расти со временем, не переставая при этом делать наши повседневные будни ярче. Прекрасная возможность инвестировать и в счастье, и в будущее.

Каким музейным экспонатом вы хотели бы владеть?

Картина Ван Гога «Звездная ночь» — первое произведение, которое стало для меня проводником в мир искусства. Личная история автора находит отклик во мне, поскольку я вижу параллели с собственным жизненным путем. Импрессионизм и постимпрессионизм остаются моими любимыми направлениями, в основном из-за свободы в передаче цвета и формы. Эти работы наполнены эмоциями и экзистенциальными вопросами, что делает их глубоко притягательными.

Какие советы начинающим коллекционерам вы можете дать?

Будучи новичком в этом деле, обычно выбираю работы, которые удобны для транспортировки, чтобы я мог самостоятельно оформить их в раму, где бы я в этот момент ни жил. Недавно приобрел в Нью-Йорке большую трехмерную картину, которую нельзя было свернуть в рулон, и пересылку оценили непомерно дорого. В итоге мне пришлось оставить ее на хранение в галерее друга в Нью-Йорке.

Если вы только начинаете коллекционировать, я бы рекомендовал потратить хотя бы год на то, чтобы просто знакомиться с различными работами, не торопясь с покупкой. Процесс похож на развитие вкуса к кофе или вину. Поначалу может казаться, что весь кофе на вкус одинаковый, но со временем, по мере пробования различных высококачественных сортов, ваш вкус становится все более утонченным, у вас начинают формироваться определенные предпочтения. С искусством дело обстоит примерно так же: чем больше наблюдаете, тем больше развивается насмотренность, приходит понимание своих увлеченностей.

Мы хорошо запоминаем те произведения, которые остались с нами, но еще сильнее те, которые мы упустили. Помните ли вы что-то, что не успели вовремя купить, или произведение, к которому возвращаетесь, о котором думаете?

Я родился и вырос в Южной Корее, но у меня до сих пор нет ни одной работы корейских художников. Находясь в Нью-Йорке, я встретил Хен Ген, художницу из моего родного города в Корее, — маловероятная встреча, учитывая, насколько маленький у нас город. Я влюбился в ее работы, особенно в картину, вдохновленную «Доккеби» (сверхъестественное существо из традиционных корейских мифов). В то время я был рядовым художником и мне было не до ее работ. Оглядываясь назад, сожалею, что не нашел тогда возможности приобрести одну из них, поскольку сейчас ее произведения выходят далеко за рамки моего бюджета. Еще я упустил шанс купить работу Ли Бэ, цены на которого взлетели после того, как его картину приобрел один из участников группы BTS. Тем не менее я ни о чем не жалею. Все складывается как должно, и я настроен оптимистично — однажды я добавлю их работы в свою коллекцию.

«В ОТЛИЧИЕ ОТ АКЦИЙ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВЫЗВАТЬ ЛИШЬ СТРЕСС СКАЧКАМИ ЦЕН НА ГРАФИКАХ, ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА ОСТАЮТСЯ ПОСТОЯННЫМ ИСТОЧНИКОМ РАДОСТИ».

Чихун Джонг

Чем для вас являются отношения с художниками?

Я сам художник, и мне всегда было относительно легко общаться с другими художниками. Несмотря на то, что нынешние мой акценты сместились на бизнес-проекты, искусство остается постоянным источником вдохновения. Я совмещаю проведение выставок и творческих мероприятий с предпринимательством, начало которого было положено моим первым рестораном в Бишкеке, с тех пор я и продолжаю продвигать арт-проекты в своих кафе и ресторанах — как в Алматы, так и в Бишкеке. Такая коллаборация позволила мне установить прочные отношения с местными художниками, от которых я узнал много нового о проблемах и красоте жизни в этом регионе. Они познакомили меня со всем великолепием Центральной Азии. Их истории и взгляды невероятно вдохновляющие.

Чихун Джонг
SNAKES IN MY DREAMS # 3 (2024 Г.), МЕРУЕРТ КУНАКОВА

Есть ли у вас любимые галереи или музеи?

Мне всегда правилось посещать Гуггенхайм (в большей мере благодаря коллекциям Кандинского, его цветовые композиции оказали большое влияние на мои работы) и Музей современного искусства в Нью-Йорке. В Бишкеке я активно посещал «Театр 705» и «Асанбай Центр» (руководитель Аида Сулова). Меня печалит, что подобные пространства теряют активность, а «Асанбай» и вовсе закрылся после ухода Аиды. Она замечательный человек, посвятивший свои таланты развитию современного центральноазиатского искусства. В Алматы я часто хожу в галерею Aspan Gallery и восхищаюсь исследовательскими программами центра «Целинный», который выпускает прекрасные публикации. Хотелось бы, чтобы мой русский был лучше, чтобы иметь возможность в полной мере оценить их книги. Особую радость я испытываю в предвкушении скорого открытия двух новых музеев в Алматы — уверен, что стану их постоянным посетителем.

Чихун Джонг
«ГДЕ ВАШ НОС?» (2016 Г.), МАРАТ РАЙЫМКУЛОВ

Как вы охарактеризуете растущее арт-пространство в Казахстане?

Мне хочется отметить существенный прогресс в сфере искусства в Казахстане, а с открытием двух новых музеев будущее выглядит еще более радужным. Искусство Центральной Азии до сих пор остается малоизвестным в глобальном смысле, и, посетив Метрополитен-музей в начале этого года, я был очень рад увидеть зал «Центральная Азия». Жаль только, что помещение было небольшим, а большинство работ — из Ирана и с Ближнего Востока, плюс всего несколько из Узбекистана. Вот почему меня так радует появление новых музеев в Алматы — они предоставят невероятные возможности местным художникам и будут способствовать развитию глобальных связей, помогая продвигать искусство Центральной Азии. Насколько мне известно, эти музеи появляются по частной инициативе, но я надеюсь, что общественность и правительство тоже окажут должную поддержку искусству. Объединение усилий частных и государственных структур способно поднять казахстанское арт-пространство на мировой уровень. Я с удовольствием продолжу собирать работы казахстанских художников, внося свой вклад в развитие искусства здесь, пусть и в скромном масштабе.

Чихун Джонг
FUZZZY (2023 Г.), ЧИХУН ДЖОНГ

Автор. Harper’s BAZAAR Kazakhstan. 

Поделиться: