Harper’s BAZAAR Kazakhstan встретился с коллекционерами произведений отечественного искусства, чтобы задать им несколько важных вопросов.
Фото: ЕКАТЕРИНА ДЮ KATERINA DYU
Что для вас коллекционирование? Что движет лично вами?
Прежде всего, интуиция, воздействие на уровне восприятия, все происходит на эмоциональном уровне. Можно сказать, я исключительно интуитивный коллекционер. Я не собираю предметы искусства целенаправленно и не трачу на это все свое время. Скорее, все происходит вот так: если встречу что-то уникальное, обязательно отреагирую. Такое вот «чувственное коллекционирование», идущее от внутреннего состояния. Коллекцию исторических ювелирных украшений я тоже «встретил» случайно. В моих глазах эти украшения не объекты, а капсулы времени. Мне интересно думать, как работали с материалом, как обрабатывали, какие стили были в то время, кем был мастер, какая была изначальная задумка. Меня волнует история, которая стоит за их созданием.
Если бы можно было унести с собой любое произведение из любого музея мира и повесить себе в спальню, что это было бы?
В целом мне чужда самая первая идея коллекционирования — собирать что-то, чтобы дома висело. Мне кажется, дома это все пылится и мало людей смогут это увидеть, держать искусство только для своих глаз — довольно эгоистично. Художественная красота должна быть доступна всем, кому это интересно. Поэтому ответ: ничего бы не унес к себе домой.
Искусство является последним нерегулируемым классом активов в мире. Это сложный закрытый мир с тяжелой навигацией и высокими транзакционными издержками. Какими методологиями вы пользуетесь при отборе произведений в свою коллекцию кроме, разумеется, личного вкуса и ощущений? Какими инсайдами вы можете поделиться с людьми, которые только начинают путь коллекционирования?
Мне невероятно повезло: в свое время я познакомился с очень интересными людьми, профессионалами своего дела, экспертами. Если говорить о рекомендациях, то здесь все просто — обязательно работайте с надежными арт-дилерами, галереями, кураторами коллекций. Где их искать? Любая крупная ярмарка современного искусства или галерея может помочь вам на любом этапе — даже самом начальном, — пока вы определяетесь с темой коллекции, направлением или даже художником. Экспертиза крайне важна, как известно, на рынке очень много подделок или не совсем профессиональных или добросовестных экспертов. Что касается моего личного опыта, хочу поделиться совсем недавней историей. Я был в командировке в Сарыагаше, по дороге мы заехали выпить чаю, оказалось, что хозяин кафе художник, который работает с войлоком. Мне понравились его работы, было в них что-то очень искреннее и простое — и этим интересное. Удивительно — случайная остановка в дорожном кафе в тысячах километрах отсюда привела меня к этому мастеру. Мы до сих пор переписываемся, иногда он скидывает свои новые произведения.
«УКРАШЕНИЯ для меня – это КАПСУЛЫ ВРЕМЕНИ. Меня волнует ИСТОРИЯ, КОТОРАЯ стоит за их созданием».
Часто фигуру художника коллекционера разделяют, вроде как это очень разные люди, но есть и любопытная мысль, что первыми коллекционерами были художники коллекционерами идей, историй, объектов. На таком маленьком и развивающемся рынке, как казахстанский, чем для вас являются отношения с художниками, есть ли у вас друзья художники, чему мы у них учимся?
Художники не только собирают и рассказывают истории, они еще их переосмысляют, пропуская через себя, через свой мир. Поэтому такие люди нам очень нужны. Я не могу сказать, что у меня есть друзья художники, я все-таки предприниматель, что предполагает немного другой образ и ритм жизни. Но если бы было больше времени, я бы, безусловно, дружил. Повторюсь, художники необходимы нам всем. Во-первых, с ними очень интересно. Они отражают состояние общества, видят больше, чем многие, живут с открытым сердцем. Я очень люблю Сауле Сулейменову, мне всегда важно, что она говорит, как она думает, над чем работает в данный момент. Во-вторых, художники, точнее их способность создавать, их благополучие — это наша общая ответственность, я имею в виду нашего социума, общества. Мы верим, что у нас в «Целинном» мы создаем среду для этого. Где была бы возможность создавать проекты, привлекать широкую аудиторию к этому процессу, ну и конечно, собирать неравнодушных единомышленников, которым тоже важно поддерживать и развивать нашу культуру.
Есть ли у вас любимые галереи или музеи, за которыми вам особенно приятно смотреть, программу которых вы не пропускаете?
Я люблю «Целинный» и стараюсь по возможности посещать наши мероприятия.
Какое место, на ваш взгляд, занимает Казахстан в культурной политике региона? С одной стороны, в Алматы строятся два крупных частных музея и уже два раза Казахстанский павильон был на Венецианской биеннале, с другой же стороны, мы видим, насколько активен, скажем, Узбекистан. Запуск Бухарской биеннале, выставка The Splendours of Uzbekistan’s Oases в Лувре, а также активация фондов по поддержке современного искусства. Как вы думаете, какую роль в будущем культурном ландшафте Центральной Азии, а возможно, и в вашей практике коллекционирования занимает Алматы?
Если говорить об Узбекистане, важно понимать, что для глобального мира наши страны всегда представляют Азию/ Центральную Азию, мы все связаны и наши судьбы переплетены: исторически, географически, культурно. Много разных слоев связей. Но если говорить о нашем сегодняшнем дне, первостепенно сказать, что настало время духовности, нам не хватает культуры. К сожалению, мы разучились ходить в театры, на концерты, на какие-то мероприятия, связанные с искусством, нам все заменил интернет — и это довольно ужасающе. Нужно возродить запрос на интерес к собственной культуре, как можно развить себя. Я надеюсь, Музей Нурлана Смагулова и «Целинный» смогут дать новый импульс городской культурной жизни, чтобы и гости нашего города, и сами горожане создали себе привычку ходить в музей или центр культуры каждые выходные. Мы в «Целинном» делаем большой блок образовательных проектов, создаем площадку для молодых и талантливых, чтобы люди, даже если у них нет знаний о современном искусстве, не боялись этого, изучали художников, их имена, их творчество, знакомились друг с другом. Ну и потом культурные центры во всем мире — это колоссальный рост экономики города, потому что с привлечением большого количества людей развиваются инфраструктура, гастрономия, туризм в целом, растут малые бизнесы, которые обеспечивают сервис всем этим потокам посетителей. Вот сейчас Алматы посещает почти два миллиона туристов в год, а на наши природные красоты в окрестностях Алматы приезжает посмотреть почти три-четыре миллиона в год, и им всем хочется узнать и понять нашу культуру ближе, увидеть и познакомиться с современным Казахстаном. Алматы в рейтингах NY Times, Lonely Planet — не что иное, как супербуст! Поэтому, конечно, такие культурные социальные проекты, как АМА и «Целинный», — это, прежде всего, мировая практика, такие проекты делают город актуальным, важным на карте мира, привлекательным для посещения, а значит, успешным и процветающим.
Автор. Harper’s BAZAAR Kazakhstan.