Алине Мустафиной – казахстанской режиссерке-документалистке, создательнице фильма «Пряники для ее отца, моего прадеда, ее деда» – удалось растрогать как мировые кинофестивали, так и кинокритика Галию Байжанову. Последней пришлось разбираться, каким образом фильм затрагивает наши коллективные и личные травмы и почему его следует посмотреть каждому.
Фото: КАМИЛЯ САБИТОВА KAMILYA SABITOVA
Текст: ГАЛИЯ БАЙЖАНОВА GALIYA BAIZHANOVA
Кажется, что жизнь Алины Мустафиной полна приключений и ярких впечатлений, ведь, даже если просто следить за ее жизнью в соцсетях, уже может закружиться голова. Сегодня она презентует кино, пьет просекко и ест морских ежей на фестивальных тусовках, завтра питчит свой проект в кинолагере PostSpace и поет песни у костра, а послезавтра уже на ретрите в Индии смиренно моет туалеты. Она всегда в разъездах, но две главные точки ее маршрута – это родной Алматы и ее новый дом – Катар, где она сейчас живет вместе со своим супругом и двумя детьми.

Алина – выпускница Казахского национального университета имени Аль-Фараби по специальности «Журналистика». Долго работала в глянце, а когда встретила будущего супруга – турка, уехала вместе с ним жить в Эмираты. Там девушка не сидела без дела: вела блог в ЖЖ о своей жизни, написала книгу «Как уехать в Дубай и остаться там. Невымышленные истории иностранки в ОАЭ» и даже успела выиграть грант на обучение в New York Film Academy в Абу-Даби. Алина сняла ролик об Эмиратах и получила приз – обучение. Когда же супруг-инженер решил стать летчиком и отправился в летную академию в Барселоне, она переехала вместе с ним в Испанию. Там Алина за 9 месяцев выучила испанский и поступила в магистратуру киноакадемии ESCAC (Escola Superior de Cinema i Audiovisuals de Catalunya). После было обучение в различных кинолабораториях по всему миру: в Катаре, Казахстане, Кыргызстане, Франции и других странах.
Свой первый короткометражный документальный фильм Алина сняла не где-нибудь, а в Уганде. Героем этой простой, но обаятельной семиминутной работы стал канадский мальчик, который вместе с друзьями решил собрать школьную форму для своих ровесников, живущих в Африке. Он поехал туда со своим отцом, футбольным тренером, и сыграл с детьми матч. Затем была полукомедийная короткометражка «Спасти Машу», которая снималась в Стамбуле. Это история о том, как жительница русской деревни Наталья, услышав, что на границе с Сирией сбили российский военный самолет, едет «спасать» и вывозить из Турции свою племянницу Машу. Картина получила ряд призов на фестивалях в Казахстане, Индонезии, России, Латвии и Турции.

Самое трогательное кино из короткометражного цикла Алины Мустафиной – это «Андер». Героем этой ленты является ее сын Андер, у которого с детства сильная и смертельно опасная пищевая аллергия на все молочные продукты. Причем такая, что даже от капельки молока или даже запаха сыра ребенок начинает задыхаться. Пока Андеру не исполнилось четыре года, его маме приходилось строго следить за тем, что ест сын, и всегда быть начеку. Сейчас Андер уже сам знает, как себя обезопасить и почему, если кто-то рядом ест пиццу, нужно тут же бежать оттуда. Но этот док не о болезни, а о том, как жить обычному мальчишке без ограничений, даже если у него такой диагноз. Эту работу Алина делала в документальной мастерской в Дохе, где ее ментором выступил франко-камбоджийский режиссер Рити Панх, номинированный на «Оскар» за свою картину «Исчезнувшее изображение». Он работал с Анджелиной Джоли (вместе они сделали фильм «Сначала они убили моего отца») и имеет международные награды.
«Фильм Алины нельзя посмотреть, ни разу не прослезившись, ведь там не только история одной семьи, но и история целой страны».

Пусанский прорыв
В прошлом году у Алины случился большой прорыв – ее дебютная полнометражная лента «Пряники для ее отца, моего прадеда, ее деда» был отобран в секцию Wide Angle («Широкий угол») Пусанского кинофестиваля. Затем его пригласили в программу престижного кинофестиваля в итальянском Турине. Кроме того, он впервые получил главный приз на иранском кинофестивале документального кино Cinema Vérité как лучший фильм.
О чем документальный проект «Пряники для ее отца, моего прадеда, ее деда»?
Это нежная, душещипательная и теплая лента построена на семейной истории Алины Мустафиной и рассказывает о трех поколениях женщин этой семьи. Самая младшая из них – это сама Алина, современная казахстанка, кочевница и «человек мира», которая уже много лет живет за границей, но связь с родиной и родными не теряет. Она часто приезжает в Алматы и даже финансирование на свой фильм получила в Государственном центре поддержки национального кино Казахстана.
Среднее поколение этой семьи – мама Алины, Алиса, родившаяся и выросшая в Советском Союзе. А за старших тут харизматичная бабушка по материнской линии Лябиба Сермухамедова, чей отец погиб во Вторую мировую войну в Польше. Женщина вспоминает, что вместе с похоронкой на отца власти принесли детям утешительный подарок… пряники. Всю свою жизнь теперь уже 85-летняя Лябиба Зарифовна хотела съездить на могилу отца, но удалось ей это только в 2022 году, когда ее внучка Алина Мустафина, которая ищет себя и свою идентичность, решила снять кино о взаимосвязи поколений. Они повезли деду, который неизвестно где – где-то в польских лесах – похоронен, пряники и горсть родной земли.

Главная суперзвезда этой картины – это, конечно, Лябиба-аби. Наблюдая за ней, понимаешь, в кого Алина такая деятельная. Ее бабуля родилась и выросла в Казани, была активисткой, пионеркой, комсомолкой. Замуж вышла в Казахстане, работала прорабом, а для души пела в одном из национальных ансамблей. Сейчас апашка почти не выходит из дома, читает намаз, хандрит и все чаще вспоминает родных. «Если бы отец остался жив, я бы училась, врачом бы была», – грустит она. В одних эпизодах актриса строга: «А ну не тронь мой Коран», – отчитывает она внучку. А когда абика в хорошем расположении духа, она говорит, подмигивая камере: «Никогда не думала, что буду ходить к полякам на могилы». Это происходит в момент, когда они с внучкой и дочерью ходят по кладбищу, где они ищут братское захоронение советских солдат.
Фильм Алины нельзя посмотреть, ни разу не прослезившись, ведь там не только история одной семьи и ее нескольких поколений, но и история целой страны и очень много общего с историей большинства казахстанских семей. Лента подкупает зрителя своей теплотой и обращением к самому главному в нашей жизни – к семье и ко всем тем, без которых бы нас не было: наши родители, наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки – все, кого вмещает наша память.
У режиссерки получилось кино, которое затрагивает наши коллективные, семейные и даже личные травмы и рифмует саму жизнь: три женщины, две войны (Вторая мировая и нынешняя война в Украине), несколько континентов и языков и всего лишь одна судьба, которую каждая женщина делает сама.

*Фильм снят при поддержке министерства культуры, Государственного центра поддержки национального кино, производство UVENT Production.