Короткометражное кино – особый вид киноискусства, к которому часто несправедливо снисходительны. Между тем такие фильмы снимают даже большие звезды режиссуры и неважно, что теперь это только в рамках рекламных кампаний, так, Дэвид Линч снял свою 15-минутную Lady Blue Shanghai для Dior, а Уэс Андерсон – 8-минутную комедию Castello Cavalcanti для Prada. Редактор отдела культуры BAZAAR Kazakhstan Галия Байжанова рассказывает о двух новых короткометражках казахстанских режиссеров, спойлер – никаких коллабораций.

Текст: ГАЛИЯ БАЙЖАНОВА GALIYA BAIZHANOVA

Киножемчуг: короткометражные новинки казахстанских режиссеров

Трогательное «Возвращение Зои» Адильхана Ержанова

Не так давно один из самых известных казахстанских режиссеров авторского кино, постоянный участник престижнейших кинофестивалей – от Канн и Венеции до Сан-Себастьяна и Роттердама – Адильхан Ержанов согласился поучаствовать в продюсерском проекте агента по актерам Натальи Гнеушевой. Вместе они сняли короткометражный фильм «Возвращение Зои», в котором приняли участие казахстанские (Данияр Алшинов) и российские актеры (Светлана Степанковская, Владимир Яглыч).

«Возвращение Зои» – это грустная история о родителях, которых не выбирают, полная фирменного черного юмора Адильхана, его остроумных наблюдений, а также его любви и сочувствия к пропащим людям.

Короткометражное кино

Главной героиней фильма становится алкоголичка Галька (Светлана Степанковская), которую в очередной раз, и опять небезосновательно, обвиняют в алкоголизме, наркомании, проституции и в полном отсутствии материнского инстинкта. Двое ее старших детей уже в детдоме, а младшую – Зою (Оливия Вальтер) – отдавать органам опеки она не хочет и как может пытается спасти ее от казенного дома. Но ничего умнее, чем поехать в Казахстан и отдать ребенка ее отцу – Нурбеку (Данияр Алшинов), она не придумывает. В итоге вместе с нынешним мужем, которого «ударили монтировкой и теперь он такой» (Владимир Яглыч), Галя едет искать биологического папашу. На месте выясняется, что и с отцом Зое не повезло: он – степной мим (очень смешная роль Алшинова), от которого всегда несет перегаром и дети его попросту боятся.

Киножемчуг: короткометражные новинки казахстанских режиссеров

Когда Адильхан работает не на территории своего мрачного Каратаса, у него получаются совершенно особенные истории, в которых проглядываются не только его мысли, но и чувства, его симпатия и отношение к неидеальным членам нашего общества. Протагонисты этих историй – ужасные на первый взгляд люди. К примеру, в «Бое Атбая» его главный герой – уличный боец, абьюзер, плохой сын, муж и человек, который не умеет ничего, кроме как драться, а в «Возвращении Зои» оба родителя чудесного ребенка по имени Зоя – алкоголики, родитель номер один вообще без определенного места жительства, занятий, обязательств, которая в свои 25 лет умудряется выглядеть на все 45. Но Адильхан может вызвать симпатию даже к самым, казалось бы, отрицательным персонажам. Зритель успевает разглядеть в них обычных, нормальных людей, которые просто очень сильно запутались. Они не плохие, не «тупые» – типичное слово его героев, у них даже есть планы и мечты, просто однажды они оступились. Одновременная смесь презрения, любви, злости, симпатии, сочувствия и жалости к таким персонажам… Чем не высший комплимент для режиссера?

Киножемчуг: короткометражные новинки казахстанских режиссеров

Очень яркие роли, фирменный сценарий и режиссура, крепкая операторская работа Еркинбека Птыралиева, успевающего уделить внимание и истории, и деталям: «римской колеснице» в пустыне, нашим фольклорным персонажам – казахским татешкам, танцам под группу «Ласковый май»… Опять отличное кино Адильхана, но уже в коротком метре.

Короткометражное кино

«Клубничная принцесса» – режиссерский дебют Ильяса Антара Ахмета

Тему о родителях и взаимоотношениях отцов и детей продолжает режиссер-дебютант, казахстанский продюсер, актер и сценарист, директор кинокомпании School 5 Experience, успевший поработать вице-президентом и управляющим директором по развитию «Казахфильма». В этом году Ильяс Ахмет снял 35-минутный фильм «Клубничная принцесса».

История разворачивается летом 1991 года в Алма-Ате, в период августовского путча, который станет верным признаком окончательного распада СССР и знаком того, что через несколько
месяцев Казахстан приобретет суверенитет и, наконец, станет свободным и независимым государством. Но дети об этом ничего не знают, у них каникулы: подростки гоняют в футбол, лазают по деревьям, мальчики уже засматриваются на девочек. Главный герой – 12-летний Галым (Камбар Нургали) – живет со строгим отцом (Дулыга Акмолда) и младшим братом, шестилетним Ержаном (Тамерлан Абдолда), их мамы с ними уже нет, теперь она живет только в их воспоминаниях и смотрит за проделками детей с фото. А их, как у любых мальчишек, много, но за каждую провинность пацанов жестко наказывают, ведь их отец – суровый мужчина, прошедший Афган. Поэтому, когда Галым принесет домой из салона кассету с эротическим фильмом под названием «Клубничная принцесса», а она застрянет в видеомагнитофоне, он будет ждать встречи с отцом с нескрываемым ужасом и саспенс тут будет что надо.

Короткометражное кино

Несмотря на игривое название, это не столько история сoming-of age, рассказывающая о мире взрослеющего подростка и его интересе к «запретной» теме, а скорее, трогательная лента о взаимоотношениях сына с отцом и попытке младшего быть самостоятельной личностью, которая будет любить и уважать папу, но не из-под палки. Совсем как юный, молодой Казахстан, который родится через пару месяцев и будет говорить со старшим «родственником» на равных и на своем языке (к концу фильма там зазвучит казахский).

Этот фильм – посвящение всем детям 90-х, родившимся еще в СССР, но уже заставшим агонию исполина. Режиссер рифмует эпоху VHS и видеосалонов с реальной жизнью 90-х, его параллельный монтаж «гонконгских экшенов», захватывающих «хорроров» 90-х и «клубнички» с буднями в одном поселке выглядят любопытно. Только сейчас понимаешь, какую революцию могли произвести в детском сознании эти фильмы, какую свободу и эклектику вкусов они могли подарить.

Короткометражное кино

«Клубничная принцесса» – это фильм об интересном историческом периоде, с новым поколением актеров, хорошими актерскими работами (детей стоит отметить), дебютной режиссурой и прекрасной музыкой Муинзоды.


НА ФОТО: КАДРЫ ИЗ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА «ВОЗВРАЩЕНИЕ ЗОИ» РЕЖИССЕРА АДИЛЬХАНА ЕРЖАНОВА.

Поделиться: