Короткометражное кино – особый вид киноискусства, к которому часто несправедливо снисходительны. Между тем такие фильмы снимают даже большие звезды режиссуры и неважно, что теперь это только в рамках рекламных кампаний, так, Дэвид Линч снял свою 15-минутную Lady Blue Shanghai для Dior, а Уэс Андерсон – 8-минутную комедию Castello Cavalcanti для Prada. Редактор отдела культуры BAZAAR Kazakhstan Галия Байжанова рассказывает о двух новых короткометражках казахстанских режиссеров, спойлер – никаких коллабораций.
Текст: ГАЛИЯ БАЙЖАНОВА GALIYA BAIZHANOVA
Трогательное «Возвращение Зои» Адильхана Ержанова
Не так давно один из самых известных казахстанских режиссеров авторского кино, постоянный участник престижнейших кинофестивалей – от Канн и Венеции до Сан-Себастьяна и Роттердама – Адильхан Ержанов согласился поучаствовать в продюсерском проекте агента по актерам Натальи Гнеушевой. Вместе они сняли короткометражный фильм «Возвращение Зои», в котором приняли участие казахстанские (Данияр Алшинов) и российские актеры (Светлана Степанковская, Владимир Яглыч).
«Возвращение Зои» – это грустная история о родителях, которых не выбирают, полная фирменного черного юмора Адильхана, его остроумных наблюдений, а также его любви и сочувствия к пропащим людям.
Главной героиней фильма становится алкоголичка Галька (Светлана Степанковская), которую в очередной раз, и опять небезосновательно, обвиняют в алкоголизме, наркомании, проституции и в полном отсутствии материнского инстинкта. Двое ее старших детей уже в детдоме, а младшую – Зою (Оливия Вальтер) – отдавать органам опеки она не хочет и как может пытается спасти ее от казенного дома. Но ничего умнее, чем поехать в Казахстан и отдать ребенка ее отцу – Нурбеку (Данияр Алшинов), она не придумывает. В итоге вместе с нынешним мужем, которого «ударили монтировкой и теперь он такой» (Владимир Яглыч), Галя едет искать биологического папашу. На месте выясняется, что и с отцом Зое не повезло: он – степной мим (очень смешная роль Алшинова), от которого всегда несет перегаром и дети его попросту боятся.
Когда Адильхан работает не на территории своего мрачного Каратаса, у него получаются совершенно особенные истории, в которых проглядываются не только его мысли, но и чувства, его симпатия и отношение к неидеальным членам нашего общества. Протагонисты этих историй – ужасные на первый взгляд люди. К примеру, в «Бое Атбая» его главный герой – уличный боец, абьюзер, плохой сын, муж и человек, который не умеет ничего, кроме как драться, а в «Возвращении Зои» оба родителя чудесного ребенка по имени Зоя – алкоголики, родитель номер один вообще без определенного места жительства, занятий, обязательств, которая в свои 25 лет умудряется выглядеть на все 45. Но Адильхан может вызвать симпатию даже к самым, казалось бы, отрицательным персонажам. Зритель успевает разглядеть в них обычных, нормальных людей, которые просто очень сильно запутались. Они не плохие, не «тупые» – типичное слово его героев, у них даже есть планы и мечты, просто однажды они оступились. Одновременная смесь презрения, любви, злости, симпатии, сочувствия и жалости к таким персонажам… Чем не высший комплимент для режиссера?
Очень яркие роли, фирменный сценарий и режиссура, крепкая операторская работа Еркинбека Птыралиева, успевающего уделить внимание и истории, и деталям: «римской колеснице» в пустыне, нашим фольклорным персонажам – казахским татешкам, танцам под группу «Ласковый май»… Опять отличное кино Адильхана, но уже в коротком метре.
Тему о родителях и взаимоотношениях отцов и детей продолжает режиссер-дебютант, казахстанский продюсер, актер и сценарист, директор кинокомпании School 5 Experience, успевший поработать вице-президентом и управляющим директором по развитию «Казахфильма». В этом году Ильяс Ахмет снял 35-минутный фильм «Клубничная принцесса».
История разворачивается летом 1991 года в Алма-Ате, в период августовского путча, который станет верным признаком окончательного распада СССР и знаком того, что через несколько месяцев Казахстан приобретет суверенитет и, наконец, станет свободным и независимым государством. Но дети об этом ничего не знают, у них каникулы: подростки гоняют в футбол, лазают по деревьям, мальчики уже засматриваются на девочек. Главный герой – 12-летний Галым (Камбар Нургали) – живет со строгим отцом (Дулыга Акмолда) и младшим братом, шестилетним Ержаном (Тамерлан Абдолда), их мамы с ними уже нет, теперь она живет только в их воспоминаниях и смотрит за проделками детей с фото. А их, как у любых мальчишек, много, но за каждую провинность пацанов жестко наказывают, ведь их отец – суровый мужчина, прошедший Афган. Поэтому, когда Галым принесет домой из салона кассету с эротическим фильмом под названием «Клубничная принцесса», а она застрянет в видеомагнитофоне, он будет ждать встречи с отцом с нескрываемым ужасом и саспенс тут будет что надо.
Несмотря на игривое название, это не столько история сoming-of age, рассказывающая о мире взрослеющего подростка и его интересе к «запретной» теме, а скорее, трогательная лента о взаимоотношениях сына с отцом и попытке младшего быть самостоятельной личностью, которая будет любить и уважать папу, но не из-под палки. Совсем как юный, молодой Казахстан, который родится через пару месяцев и будет говорить со старшим «родственником» на равных и на своем языке (к концу фильма там зазвучит казахский).
Этот фильм – посвящение всем детям 90-х, родившимся еще в СССР, но уже заставшим агонию исполина. Режиссер рифмует эпоху VHS и видеосалонов с реальной жизнью 90-х, его параллельный монтаж «гонконгских экшенов», захватывающих «хорроров» 90-х и «клубнички» с буднями в одном поселке выглядят любопытно. Только сейчас понимаешь, какую революцию могли произвести в детском сознании эти фильмы, какую свободу и эклектику вкусов они могли подарить.
«Клубничная принцесса» – это фильм об интересном историческом периоде, с новым поколением актеров, хорошими актерскими работами (детей стоит отметить), дебютной режиссурой и прекрасной музыкой Муинзоды.
НА ФОТО: КАДРЫ ИЗ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА «ВОЗВРАЩЕНИЕ ЗОИ» РЕЖИССЕРА АДИЛЬХАНА ЕРЖАНОВА.
Еще до официальной премьеры сериал "Кумир" наделал в медиа много шума. Во-первых, внимание к шоу привлек звездный каст актеров в лице The Weeknd, Лили-Роуз Депп, Дженни из BLACKPINK и многих других знаменитостей. А во-вторых, трейлеры давали понять, что режиссер «Эйфории» Сэм Левинсон приготовил для зрителей горячую историю, полную соблазнов, секса и личных трагедий.
Однако производство проекта, как оказалось, было омрачено крупным скандалом. При этом ни НВО, ни The Weeknd, ни Левинсон не торопились делиться подробностями закулисных разбирательств. Правда всплыла лишь тогда, когда журналисты Rolling Stone тайно пообщались с 13-ю инсайдерами, причастных к сериалу.
https://www.youtube.com/watch?v=KkNXbJ6TxVU
Битва режиссеров
Источники рассказали, что шоу "Кумир" должно было выйти аж в прошлом году вслед за "Домом Дракона". Однако Эми Саймец, изначально выступавшая в роли режиссера сериала, в пух и прах разругалась с Сэмом и The Weeknd в период работы, а затем со скандалом покинула проект.
Дело в том, что Саймец планировала рассказать зрителю сугубо женскую историю, тогда как ее коллеги хотели создать нечто более жесткое и противоречивое. В конечном итоге Левинсон сам сел в режиссерское кресло и дал команду полностью переписать сценарий.
«Это похоже на фантазию о харассменте, которая может возникнуть у любого токсичного мужчины — и затем женщина возвращается за добавкой, потому что в итоге это сделает ее музыку лучше», - рассказал инсайдер.
Авторы разгромной статьи также обвинили создателей шоу в грубом использовании Дженни из BLACKPINK ради хайпа.
«Они не давали ей особо говорить. Ее работа заключалась просто в том, чтобы сидеть и быть симпатичной», - поделился источник.
Реакция
The Weeknd был первым, кто отреагировал на поток критики. Актер выложил отрывок из сериала, где герои называют Rolling Stone "устаревшим".
«Rolling Stone, мы вас как-то расстроили?» - подписал ролик певец.
«Никогда еще я не чувствовала такой поддержки и уважения в творческом пространстве, никогда еще мой вклад и мнение не ценились так высоко. Работа с Сэмом — это настоящее сотрудничество во всех отношениях — для него важнее всего не только то, что думают его актеры о работе, но и то, что чувствуем мы, исполняя ее», - подхватила Лили-Роуз.
Представители журнала пока не ответили на попытки звезд защитить свой проект.
Еще до официальной премьеры сериал "Кумир" наделал в медиа много шума. Во-первых, внимание к шоу привлек звездный каст актеров в лице The Weeknd, Лили-Роуз Депп, Дженни из BLACKPINK и многих других знаменитостей. А во-вторых, трейлеры давали понять, что режиссер «Эйфории» Сэм Левинсон приготовил для зрителей горячую историю, полную соблазнов, секса и личных трагедий.
Однако производство проекта, как оказалось, было омрачено крупным скандалом. При этом ни НВО, ни The Weeknd, ни Левинсон не торопились делиться подробностями закулисных разбирательств. Правда всплыла лишь тогда, когда журналисты Rolling Stone тайно пообщались с 13-ю инсайдерами, причастных к сериалу.
https://www.youtube.com/watch?v=KkNXbJ6TxVU
Битва режиссеров
Источники рассказали, что шоу "Кумир" должно было выйти аж в прошлом году вслед за "Домом Дракона". Однако Эми Саймец, изначально выступавшая в роли режиссера сериала, в пух и прах разругалась с Сэмом и The Weeknd в период работы, а затем со скандалом покинула проект.
Дело в том, что Саймец планировала рассказать зрителю сугубо женскую историю, тогда как ее коллеги хотели создать нечто более жесткое и противоречивое. В конечном итоге Левинсон сам сел в режиссерское кресло и дал команду полностью переписать сценарий.
«Это похоже на фантазию о харассменте, которая может возникнуть у любого токсичного мужчины — и затем женщина возвращается за добавкой, потому что в итоге это сделает ее музыку лучше», - рассказал инсайдер.
Авторы разгромной статьи также обвинили создателей шоу в грубом использовании Дженни из BLACKPINK ради хайпа.
«Они не давали ей особо говорить. Ее работа заключалась просто в том, чтобы сидеть и быть симпатичной», - поделился источник.
Реакция
The Weeknd был первым, кто отреагировал на поток критики. Актер выложил отрывок из сериала, где герои называют Rolling Stone "устаревшим".
«Rolling Stone, мы вас как-то расстроили?» - подписал ролик певец.
«Никогда еще я не чувствовала такой поддержки и уважения в творческом пространстве, никогда еще мой вклад и мнение не ценились так высоко. Работа с Сэмом — это настоящее сотрудничество во всех отношениях — для него важнее всего не только то, что думают его актеры о работе, но и то, что чувствуем мы, исполняя ее», - подхватила Лили-Роуз.
Представители журнала пока не ответили на попытки звезд защитить свой проект.