В начале октября фотограф Кристина Вараксина проведет в Алматы воркшоп в рамках курса New York Film Academy.
Будучи лауреатом престижных наград, Кристина Вараксина расскажет студентам об основных принципах работы фотографов в американской системе и подробнее рассмотрит области студийного освещения, fashion-фотографии и продюсирования съемки.
За несколько недель до старта занятий, подробнее о которых можно прочитать здесь, Кристина рассказала нам о том, как начался ее творческий путь, плюсах и минусах фотошкол и съемке своей мечты.
В какой момент в вашей жизни появилась фотография?
На первом курсе института у меня появилась серьезная пленочная зеркальная камера со сменными объективами. Так я начала экспериментировать со светом и придумывать истории.
Каково назначение фотографии сегодня?
Я всегда воспринимала фотографию как искусство. Что-то, на что стоит смотреть в музеях, на равных правах с картинами и скульптурами. В своих работах я также стараюсь создать что-то вневременное, это не просто запечатление момента из быстротечной жизни. Одно из предназначений фотографии сегодня – остановить момент и показать его окружающим, но такое – не для меня. Я думаю, нужно просто разграничить понятия: массовая фотография и художественная. И то, и другое важно, но предназначено для разных целей.
Как фотография стала одним из видов современного искусства?
Мне кажется, фотография изначально зародилась как искусство. Если мы посмотрим на работы фотографов, стоявших у самых истоков, например, пейзажи и портреты Альфреда Стиглица, портретные работы Надара, или пиктореализм Джулии Маргарет Камерон, то станет понятно, что к фотографии сразу подходили не менее серьезно и творчески, чем к живописи, например.
К концу XX века современное искусство превратилось в отдельную категорию, со своими галереями и музеями. То же произошло и с фотографией. Современная художественная фотография может сотрудничать и сливаться с такими жанрами как живопись, инсталляция, скульптура, видео, музыка, и с особенно популярным в последнее время городским искусством или стрит-артом.
Как отличить хорошую фотографию от плохой?
Все зависит от того, кто смотрит на конкретную фотографию. Если это фотограф, он будет подмечать технические моменты, художник увидит замысел, цвет, свет. А человек, не имеющий отношения к искусству, оценит эмоцию. По-настоящему хороший снимок работает на нескольких уровнях. Он задевает сознание и подсознание. Закройте сайт, перелистните страницу книги, выйдите из выставочного зала. Хорошая фотография останется у вас перед глазами.
Как вы понимаете, что фотография удалась?
Когда вижу правильную эмоцию, и мне абсолютно нечего больше добавить или убавить.
Плюсы и минусы фотошкол. Нет ли вероятности, что ученик будет копировать учителя?
Самый большой плюс фотошколы, как и любой художественной школы, – это среда. Человек попадает в окружение единомышленников, при этом у каждого есть свое видение, вкус, интересы – от этого всего можно бесконечно подпитываться и развиваться.
Учителя дают информацию, которую можно почерпнуть и в книгах, и в интернете, но не будет обратной связи. Преподаватель не придумает ничего за ученика, но может направить, подсказать как развить идею и вывести ее на качественно новый уровень.
Мне кажется, ничего плохого в копировании работ учителя или другого авторитета нет. В процессе копирования ученик понимает систему работы другого фотографа. Но эта система видна только с технической стороны. Творчество скопировать очень сложно. Можно и нужно использовать чужие приемы, чтобы выйти на более высокий уровень, но идеи всегда должны быть свои.
Из минусов фотошколы могу назвать только огромное количество работы. Если вы любите откладывать дела в долгий ящик или просто расслабляться, фотошкола – не для вас. Тут у вас почти не останется времени на отдых и развлечения.
Учились ли вы сами в школе фотографии?
Я закончила магистратуру по художественной фотографии в Academy Of Art University в Сан-Франциско.
C какими трудностями чаще всего сталкивается начинающий фотограф?
Это зависит от жанра фотографии. В моде – это поиск хороших моделей и команды. В коммерческой фотографии – поиск клиентов. Фотография – не дешевая профессия, оборудование и расходные материалы обходятся очень дорого, аренда помещений, хранение и транспортировка оборудования – отдельная и довольно большая статья расходов. Еще одна трудность – соблюдение баланса между заказами и творчеством.
Чем fashion-съемка отличается от любой другой?
Прежде всего сотрудничеством с командой. От того, насколько хорош каждый участник, напрямую зависит уровень результата. Даже когда всего лишь один человек чуть ниже уровнем, качество всей съемки упадет до уровня этого человека.
Кроме того, во время fashion-съемки фотограф создает идею в процессе сотрудничества, тут нужно быть хорошим командными игроком и уметь получать удовольствие от процесса. И в то же время, последнее слово всегда за фотографом – это человек, который видит финальную картинку, и должен сказать, что в ней не так. Так что это и большая ответственность. И, самое главное, нужно знать и любить моду!
Три самых важных составляющих хорошей съемки?
Расскажу про составляющие fashion-съемки. Первое: интересная идея и способ ее воплощения. Если вы это уже видели, есть шанс, что это не будет интересно зрителю. Кроме того, есть риск, что может не получиться лучше того, что уже было.
Второе: хорошая модель. Модели высшего уровня – это равноправные творческие единицы съемки. Фотограф может задать настроение, рассказать историю, а дальше модель будет это передавать лицом и языком тела, не повторяясь ни в одном кадре.
Третье: талантливая и слаженная команда. Если в команде нет понимания, процесс будет продвигаться очень медленно, а результат будет абсолютно не предсказуем. Талантливые профессионалы подхватывают идеи друг друга и развивают их.
Съемка вашей мечты. Кого или что бы вы сняли?
Мне очень нравится жанр fashion-портрет. Когда снимаешь человека, но рассказываешь не его личную, а художественную историю, где он играет персонажа. Как, например, Тим Уокер снимает Тильду Суинтон. Для такой съемки я бы хотела поработать с известными актерами. Например, с Робин Райт или Итаном Хоуком.
Автор: Harper’s BAZAAR Kazakhstan. Фото: личный архив героини.