Фотограф Бриджит Нидермайер посетила Алматы для презентации книги Brigitte Niedermair photographie Christian Dior и открытия одноименной выставки в Esentai Gallery. Редактор моды Harper’s BAZAAR Kazakhstan Катерина Милославская поговорила с фотохудожницей о ее карьере, взглядах на мужское и женское в сфере искусства и креативном процессе.
Фото: БРИДЖИТ НИДЕРМАЙЕР BRIGITTE NIEDERMAIR
Текст: КАТЕРИНА МИЛОСЛАВСКАЯ KATERINA MILOSLAVSKAYA
Мода известна как индустрия, жадная до талантов самого разного спектра – строгий модный календарь диктует необходимость в бесперебойной подаче источников вдохновения. Также многие Дома в этом видят свою миссию – открывать новые имена и представлять свежий взгляд на историю марки. Но если «пара складывается», то дружеский альянс может длиться годами. Подобные отношения уже сложно назвать исключительно деловыми – спустя десятилетия сотрудничество перерастает в творческий союз, который только расцветает со временем.
Бриджит Нидермайер родилась в Мерано, небольшом городе на севере Италии.
«Когда ты растешь в Италии, ты постоянно окружен объектами невероятной красоты, торжеством человеческой мысли. Это монументальное искусство всегда вокруг тебя, тебе кажется, что весь мир состоит из него. Но, когда ты начинаешь открывать другие страны и культуры, ты осознаешь, что это на самом деле далеко не так. Наверное, из этого родилось мое стремление создавать красоту», – рассказывает она.
В 20 лет Бриджит оказалась в США, где и началась ее карьера. Фотография случилась не сразу – ее первая работа была в модельном кастинге, где она исполняла роль агента. Постоянная работа с моделями подтолкнула к идее съемок – запечатлеть красоту тех, кто ее окружал. Так Бриджит начала делать свои первые фотосессии. Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Майами – старт в ее карьере был стремительным. В тот же момент началось ее погружение в индустрию фотографии.
«С самого начала работы с фотографией я понимала, что не хотела ограничивать себя рамками – будь то мода или искусство. Я всегда органично переключалась с одного на другое», – вспоминает Бриджит. Между тем в модной индустрии ее имя звучало. Долгое сотрудничество с Карин Ройтфельд привело к тому, что однажды к Бриджит пришел персональный заказ от Дома Dior – от департамента ювелирных изделий.
«Я помню, что это была съемка для высокой ювелирной коллекции. Меня в тот момент уже давно интересовала съемка украшений. Это был вызов для меня как фотографа: для того чтобы снимать ювелирные изделия, необходимо виртуозно владеть мастерством фотографии. Я не хочу умалять достоинства модной фотографии, но все-таки это легче. Камни, металлы передать их красоту через линзу камеры всегда сложнее, но оттого интереснее. Что меня привлекает, высокие ювелирные украшения подобны очень редким произведениям искусства будучи проданными, они с тех пор редко появляются на свет. И мне давалась удивительная возможность запечатлеть их для вечности».
С тех пор прошло 10 лет. Имя Бриджит стало ассоциироваться не только с крупными рекламными съемками, но и с крупнейшими галереями и издательствами. Пожалуй, проектом, который превратил ее в большого международного артиста, стала серия работ, где женское тело противопоставляется овощам и фруктам. Идея для него пришла абсолютно случайно – ее отец приносил ей урожай самых интересных форм, которые она хранила. Однажды по заказу журнала W ей нужно было придумать концепт съемки, и так родилась идея этой съемки. Наследуя традиции натюрмортов, Бриджит Нидермайер с похожей пристальностью исследовала женское тело, его взаимодействие со светом и другими объектами.
Сотрудничество с Домом Dior не прекращалось. Но настоящий карт-бланш Бриджит получила с приходом Марии Грации Кьюри – обе итальянки, они понимают друг друга с полуслова.
«У нее есть невероятное видение, – отзывается она об опыте сотрудничества. – Она очень четко понимает, что и как хочет сказать своими работами. Ее визуальный язык безупречно отточен. Я думаю, в этом наша схожесть – я же точно знаю, как изобразить эту задумку».
Спустя 10 лет Бриджит Нидермайер, без сомнения, можно назвать летописцем Дома Dior.
«Мне нравится смотреть, как марка эволюционировала сквозь годы. Я сравниваю фотографии, сделанные во время самого Кристиана Диора, затем его преемников – Ива Сен-Лорана, Марка Боана, Джанфранко Ферре, Джона Гальяно, Рафа Симонса и Марии Грации Кьюри. В этом заключается моя задача – запечатлеть настоящее, всегда держа в голове прошлое и будущее бренда».
На вопрос, какой же из снимков из всей десятилетней истории остался для нее наиболее памятным, Бриджит задумывается и, помедлив, отвечает: «We should all be feminists, это, конечно, манифест. Но мне, честно, больше всего запомнился проект, посвященный Жанне Д’Арк, где она изображена огненным ангелом».