Казахстанский дизайнер и fashion-продюсер мероприятий с приставкой «люкс» Сакен Жаксыбаев – о том, как он спасает свой бизнес во время пандемии, о современной экономической работорговле, светских звездных войнах и фейковой дружбе, а также почему он не ведет на ивентах интеллектуальные беседы.

Интервью: ДИНАРА СЕРИКПАЕВА DINARA SERIKPAYEVA

Во время путешествий вы любите находить что-то новое и потом привозить это в нашу страну. Недавно вы вернулись из США. Какое интересное решение вы увидели в условиях пандемии? Что вас больше всего удивило в условиях новой реальности? Что бы вы использовали, применили в своей работе?

В этот раз поездка в Лос-Анджелес меня удивила тем, насколько люди информационно запуганы всем тем, что творится вокруг этой пандемии. Город, который являлся мотиватором, двигателем, механизмом, который запускал всю эту ярмарку тщеславия, вечеринки Vanity Fair, всю эту роскошь и стиль, красоту, город, где проходят премии «Оскар» и «Золотой глобус», где проводят самые красивые презентации, — буквально за год с небольшим превратился в призрак. Для меня этот город всегда был inspiration mood, а в этот раз я приехал и увидел, что с ним сделала пандемия COVID-19. Там дневная и ночная жизнь била ключом.

Но люди, которые там живут, все равно стараются как-то оптимистично смотреть в будущее и приспосабливаться к тем условиям, которые диктует сегодняшняя реальность. Люди бизнеса, владеющие такими же маленькими concept store, пытаются выжить. Находят какие-то новые нишевые марки, у которых условия по закупу, представлению, мерчендайзингу намного проще. Мы, находясь в LA, старались найти те марки, которые на данный момент можем, не напрягая себя, представлять в Алматы или в Казахстане. Еще заметил один такой немаловажный момент, что в плане бизнеса люди сейчас стараются глобально не расширяться, стараются аккумулировать свои внутренние ресурсы, силы, чтобы сохранить то, что есть. Может, у меня неправильная точка зрения и во время кризиса нужно, наоборот, расширяться, двигаться. Но я больше склоняюсь к тому, что стараюсь удержаться, сохранить свою команду. Это очень тяжело. Мы должны платить заработную плату, налоги, банковские кредиты, которые на данный момент имеем, для меня задача – остаться на плаву. И это было моей главной мыслью после возвращения из США. Когда ты гуляешь по Мелроуз-авеню или по Родео-драйв, прогуливаешься по красивейшим улочкам Малибу или Санта-Барбары и видишь, как просуществовавшие десятки лет и пережившие войну компании, магазины, бутики, кафе и рестораны в 2021 году закрываются, это очень грустно. Поэтому первой мыслью, когда я приехал в Казахстан, было – сохранить компанию. Это самое главное, что я для себя понял.

Сакен Жаксыбаев
Здесь и далее: Одежда, аксессуары, все ZHSAKEN.

— Во время пандемии многие дизайнеры в прошлом году говорили, что потребление станет более осознанным, чем было до коронавируса. Стремясь постоянно увеличивать продажи, дизайнеры выпускают коллекцию за коллекцией, наращивая производство и жертвуя sustainability. В среднем бренды производят вещей на 40% больше, чем получается продать. Как вы думаете, ситуация с потреблением и вправду изменится?

Ситуация уже меняется. Многие бренды переосмысляют свою политику. Сейчас закрываются вторые, третьи никому ненужные линейки. Многие бренды просто увлеклись созданием дополнительных линеек. Они никому не нужны. Я много раз писал про разумное потребление. Возьмем образно бренд Chanel. В начале года они выпускают коллекцию кутюр, затем представляют прет-а-порте, потом они делают Resort и затем круизную коллекцию. Еще у них есть кутюрная линия «Париж – Бомбей» и так далее и тому подобное. То есть один модный дом в год выпускает около 20 коллекций. А некоторые выпускают до 28 коллекций. Даже самая богатая клиентская база не может все это переварить, переносить. Масс-маркеты, как Zara например, не должны выпускать новые коллекции каждые две недели. Им хватает и раз в два месяца обновляться. Это же огромное перенасыщение рынка, огромный ущерб экологии. Если выражаться современным языком, это экономическое рабство. Люди сидят в Бангладеше и получают один доллар за футболку. Это своего рода современная экономическая работорговля. А все, что не распродается, отправляется на свалку. Горы свалок из непроданных вещей. Я за то, чтобы все пришло к осознанному потреблению. Самый оптимальный вариант: выпустил коллекцию, ее посмотрели люди и она сразу продается. Это правильное решение еще и потому, что нет затоваренности складов вещами. Человек пришел на показ, увидел и купил. Тогда бренды будут выпускать столько, сколько им необходимо. Не устану повторять – глобальный рынок перенасыщен. Сейчас рынок диктует новые условия. И термин «разумное потребление» – наиболее актуальный и правильный.

— Вы считаете себя больше дизайнером или организатором и продюсером luxury- и fashion-вечеринок?

Я больше склоняюсь к тому, что я продюсер luxury и fashion-вечеринок. Я очень тонко чувствую организацию мероприятия. Когда работаю на площадке, мы с командой продумываем, каким будем все мероприятие. И я всегда говорю, что у меня есть видение Бенджамина Баттона. То есть я прокручиваю в голове ивент от конца до начала. Например, в психологии есть термин «эффект Билли Миллигана». Это когда в человеке живут множество личностей. Вот у меня есть в плане организации мероприятий «эффект Бенджамина Баттона». Это я сам себе так обозначил. Я любой вечер вижу c конца до начала и всегда знаю, где могут быть неточности. Создавая какое-то красивое мероприятие, я всегда думаю, что во мне все-таки больше продюсерства. Но, когда я два раза в год готовлю свой показ и с головой ухожу в создание одежды, в ткани, это тоже наполняет меня. Люблю обсуждать весь процесс со своими швеями, перебирать нитки, делать примерки. Я обожаю момент, когда за два дня до показа готовая коллекция приходит в чехлах в офис и делаются последние примерки на моделях. И, когда на репетиции показа я вижу девушек, идущих в моей одежде, я думаю, как хорошо, что у меня есть такая отдушина. Я могу что-то создавать, творить и креативить. В такие моменты думаю, наверное, я все-таки дизайнер. Говорю себе, что все, теперь с головой уйду в работу дизайнера. Но потом жизнь и вся ситуация, которая происходит вокруг, быстро возвращают тебя в реальность. И ты понимаешь, что творческим человеком быть хорошо, но уверенно стоять на ногах и иметь какую-то определенную экономическую платформу тоже не помешает. Я стараюсь правильно балансировать. Например, в прошлом году не было мероприятий, но мы продавали одежду. И эта одежда помогла мне остаться на плаву. Поэтому нужно уметь делать несколько дел. А также у меня есть concept store, где представлены разные бренды (Skinny Dip London, Seletti, Official, Le Specs, Ligne Blanche, Artem Krivda и так далее). И это тоже помогает мне аккумулировать свои финансы.

— Какие аспекты индустрии моды в нашей стране вы бы хотели изменить?

Знаете, меня много чего не устраивает. Я бы сделал на уровне государства одну качественную программу с хорошим бюджетом, планированием и с привлечением иностранных гостей. Нужна программа развития легкой промышленности, нужна поддержка женщин в этой индустрии. Модная индустрия – это же не 20 дизайнеров в нашей стране. Это огромнейший пласт, который при правильном планировании и государственной поддержке выведет страну на мировой уровень наравне с итальянскими и французскими дизайнерами. Если взяться за это с умом, то это может принести большую экономическую выгоду. Казахстан славится своим креативным мышлением. Посмотрите на наших молодых артистов. Это можно сделать достижением страны. На своем местном, локальном уровне нашим дизайнерам сложно справиться. Посмотрите на Италию и Францию. Они живут за счет fashion-индустрии. Один из самых богатых людей мира Бернар Арно (президент группы компаний Louis Vuitton Moet Hennessy(LVMH) сколотил свое состояние на моде. Не на нефти. Не только на нефти и газе можно строить бизнес-империи.

— Какой самый большой урок вы усвоили с тех пор, как попали в фэшн-индустрию?

Никогда не делать ивент после празднования своего дня рождения. У меня как-то был случай, когда 15 июня у меня был день рождения, а 16-го – мероприятие. И мне нужно было быть там, контролировать весь процесс. Несмотря на то что я гулял, пил шампанское, веселился до утра, все равно пришел, не перекинул свои обязанности на другого человека и отработал. После этого я сказал сам себе, что после своего дня рождения не делаю никаких ответственных и энергозатратных дел.

— В июне прошлого года, после празднования вашего дня рождения, вы и ваши друзья заразились COVID-19. Вы чувствовали некое сожаление, были угрызения совести по этому поводу?

Поначалу я занимался самобичеванием, думал, может, все же не стоило отмечать. Может, все же нужно было прислушаться к советам. Но, если посмотреть шире, мой праздник не был основным очагом распространения коронавируса. Сложная ситуация в стране возникла не из-за того, что я провел закрытую вечеринку. Дефицит с лекарствами, нехватка мест в больницах, слабый тенге – это ведь все не из-за меня. Есть проблемы более масштабные. Я люблю свой день рождения, люблю своих друзей и хочу разделять этот день с ними. Казалось бы, прошел год, а картина все та же. Ничего не изменилось. Статистика заболевших продолжает расти, а вакцинация проходит очень медленно. Я подумал, что винить себя и постоянно стыдить за это – не совсем правильно.

— Расскажите про свой первый модный опыт. Ваше первое воспоминание о моде?

Я хорошо помню этот момент. Это был школьный выпускной. Мои тети работали швеями в ателье. Если что-то нужно было сшить, я всегда мог обратиться к ним. Я оканчивал школу во времена тотального дефицита. Было сложно достать что-то красивое и модное. И вдруг кто-то из наших знакомых привез из Германии каталог одежды Otto. По нему нельзя было ничего заказать. Не знаю, почему их привозили. Видимо, чтобы просто смотреть на красивые фотографии. В том каталоге был мужской раздел. И я с одной картинки сшил себе клетчатые брюки с широким поясом, с другой – жилетку с высокой застежкой и красивый двубортный пиджак. Мне кажется, я тогда выглядел как Ричард Гир в фильме «Красотка». Это было прям вау!
У меня еще были красивые, стильные туфли лоферы с двумя кисточками медового цвета. Когда все одноклассники обсуждали, делились между собой, кто в чем будет, я никому не раскрывал свой наряд, тайно ездил к тете на примерку. Она меня все время отчитывала, мол, почему мне просто не купить черный костюм, как другие мальчики. Но я очень скрупулезно к этому отнесся. И, когда пришел на выпускной, это был бомбический выход. Я удивил всех. Тогда я понял, что что-то могу.

— Это каталог с одеждой вас так вдохновил на такой модный выход?

Дело в том, что я длительное время отсутствовал в школе из-за болезни. У меня был хронический гастрит, апрель-май я не учился. Меня отправили на лечение в Костанайскую область. В школу я вернулся уже аккурат к экзаменам. И мне хотелось какого-то триумфального возвращения. Я хотел выглядеть по-другому, не как все. До сих пор помню, каким я тогда был красивым.

Люди и манекены: интервью с Сакеном Жаксыбаевым

— Как уловить эту тонкую грань между уникальностью и коммерческой привлекательностью?

Должен быть какой-то внутренний «маятник», который будет тебе подсказывать, в какую сторону ты уходишь. Здесь важно уловить золотую середину. На своем личном примере я стараюсь придерживаться того, что не нужно быть каким-то ярким бельмом, сильно попсовым или коммерческим, однако в то же время я стараюсь, чтобы мой outfit был запоминающимся, красивым, но и строго элегантным. Даже вот в свой concept store я стараюсь привозить бренды с уникальностью и привлекательностью. Например, у нас есть бренд Роба Кардашьяна, мы продаем знаменитый итальянский бренд Seletti.

— Что для вас является признаком новой роскоши?

Для меня признак роскоши не связан с какими-то материальными вещами или модой. Для меня признак роскоши – это образованность. Я люблю образованных, умных людей. Когда после общения с такими людьми остается красивое, дорогое послевкусие, как после хорошего дорогого вина. И как говорил Энди Уорхол: «У каждого из нас есть свои 15 минут славы». Есть категория людей, которые оставляют такой глобальный след. Для меня вот это и есть новая роскошь. Образованность, начитанность – вот что поистине роскошно. Я с замиранием сердца слушаю таких людей, когда они что-то говорят. Когда я вижу обвешанных различными лого женщин или мужчин, а за этим ничего нет, мне такие люди не интересны. Я всегда найду повод, причину улизнуть от таких людей, от такой компании.

— Вы говорили, что вы очень требовательны и с вами сложно работать. Вы считаете себя тираном, деспотом?

Я не тиран в плохом понимании этого слова. Просто новое поколение хочет все здесь и сейчас. Возможно, это и не плохо. Условно, все хотят, как Иманбек, сразу получить «Грэмми». Конечно, такие истории тоже должны быть. Но я люблю четкий, долгий и плодотворный труд. Молодые люди, которые приходят ко мне в поиске работы, хотят сразу кататься на Bentley, пить дорогое шампанское и выгуливать подиумные вещи из последних коллекций. Но для этого нужно много работать, не спать ночами, много читать, много видеть, быть трудоголиком. Я в этом плане не плохой начальник, не деспот. Есть люди, которые со мной работают 15 лет, а есть люди, которые со мной и неделю не уживаются. Они не выдерживают мой график, не выдерживают мои требования. Меня это всегда удивляет. Я говорю им: «Как вы хотите чего-то добиться, если вы элементарно не можете вовремя прийти на работу?». Я понимаю, что сейчас тенденция, когда все хотят быть на фрилансе, на easy going, LA mood: захотел, налил кофе, открыл ноутбук, наслаждаешься необременительным графиком. Но ведь для этого у человека должен быть определенный бэкграунд. Ты должен быть профессионалом своего дела. А получается так: люди смотрят соцсети и думают, что у нас каждый день ивенты, где много красивых людей, и постоянное веселье. Им не понятно: чтобы веселиться, нужно много работать. Мы в год 24 раза только веселимся, 24 ивента у нас проходит. А все остальное время работаем, готовимся к этим самым ивентам. Все просчитать, собрать в единую концепцию и выдать высочайший уровень – огромный труд. Я иногда говорю, что это мне должны платить за работу со мной, за прохождение такой профессиональной школы. Школа Сакена Жаксыбаева – это умение работать в команде, умение нести ответственность, умение быть стрессоустойчивым. Организация ивентов – это довольна сложная стезя. Огромный механизм, где может сработать какой-нибудь субъективный фактор, кто-то что-то забыл, не сообщил – все, теряется цепь. Все может разрушиться, посыпаться, как домино, из-за одного человека. Поэтому я вижу в своей голове ивент целиком, все просчитываю до мелких деталей. Мои родители рано ушли из жизни, я приехал в Алматы, в большой город, и справлялся со всем сам. У меня нет влиятельных родственников, наработанных связей среди высокопоставленных чиновников, которые могли бы за меня что-то решить или подкидывать мне работу. Хоть наша страна любит непотизм, кумовство, без этого она не живет, как без необходимого ингредиента в блюде, мне приходилось выживать самому. Поэтому я очень требовательный.

— Я думаю, что это еще связано с тем, что вы полностью self-made. Вы прошли этот тернистый путь сами и хотите вокруг себя таких же сильных духом людей. Бездельников и халтурщиков рядом с собой терпеть не будете.

Абсолютно верно. Такие со мной долго и не протянут. Я за считаные минуты вижу, готов человек трудиться или просто пришел за красивой сказкой. Когда люди приходят и хотят работать со мной, я требую такой же полной отдачи, как я сам когда-то трудился. Но, если кто-то хочет просто просиживать свое рабочее время, уткнувшись в ноутбук и рассматривая картинки, с такими нам не по пути. Во время пандемии я хотел всех брать на работу, платить зарплату, но эта ситуация внесла свои коррективы. И я оставил только тех, кто хочет работать. Ничего просто так не бывает. За каждой историей стоит мучительный труд.

— Есть популярное мнение, что люди из фэшн-тусовок зачастую ведут «фейковую дружбу». Им нравится тусоваться и быть друзьями только в свете софитов и на камеру. А в реальной жизни ситуация другая. Вам часто попадались фейковые друзья?

У каждого человека есть свои интересы и помыслы. Каждый сам решает, кто во что играет. Я, по природе своей, очень общительный человек, у меня большой круг друзей, приятелей, знакомых. А еще я в плане дружбы очень щедрый человек. Но есть люди, в чьих интересах ты играешь определенную роль. Ты можешь об этом даже не догадываться. Конечно, я часто сталкиваюсь с такими людьми. Когда они, получая от тебя какую-то выгоду, свой «кусок пирога», отворачиваются от тебя. Но со временем ты начинаешь различать таких людей. И с каждым разом становишься более избирательным и суровым. И иногда бывает, что человек может испытывать к тебе самые искренние чувства, хорошо к тебе относиться, но ты его уже не подпускаешь к себе. В такие моменты можно упустить хорошего друга. Я только в последние годы научился оберегать свое личное пространство, окружение. Иначе это дорого обходится во всех смыслах.

Сакен Жаксыбаев

— Мир шоу-бизнеса, фэшн-индустрия и наркотики зачастую находятся рядом друг с другом. Вы когда-нибудь что-нибудь употребляли для веселья? Какое у вас отношение ко всему этому?

На самом деле это все миф. Такой же миф, что все на фэшн-тусовках пьют дорогое шампанское Dom Pérignon 1973 года, носят кутюрные платья от Dior и разбрасывают долларовые купюры. У нас люди пьют и иссыкские вина и носят масс-маркет, наших местных дизайнеров. Это, может быть, популярно только где-нибудь в Европе, Париже и Милане, где кто-то может себе позволить различные вещества. Наши люди сто раз подумают, потратить деньги на наркотики или, скажем, купить три метра хорошей ткани. Я из той категории людей, которые очень весело себя чувствуют, выпив несколько бокалов шампанского или вина. Веселье внутри меня самого настолько зашкаливает, что мне не нужны никакие дополнительные увеселители.

— Вот я сейчас общаюсь с вами и вижу, что вы глубокий человек. Но на публике вы себя преподносите поверхностным. Это у вас такая маска? Вы таким образом защищаете свое личное пространство?

Ну, показывать свой ум на ивентах мне не приходится. Все же вечеринки – это настроение, атмосфера, gossip talk, веселье, шампанское. На ивентах я интеллектуальные беседы не веду. Там я рубаха-парень, с которым приятно выпить и посмеяться. Я очень гибкий и подстраиваюсь под обстоятельства. Не хочу никого смущать, мне важно, чтобы люди чувствовали себя со мной комфортно. Если я окажусь в музее, буду говорить об искусстве, живописи. Если окажусь в интеллектуальном клубе «418», где выступает Хабенский, буду говорить о театре и кино. Если я постоянно буду говорить только умные вещи, мне самому быстро станет скучно.

— На своих страницах в соцсетях вы часто критикуете власть, активно пишете о проблемах в нашей стране, открыто обращаетесь к власти. За вашу гражданскую позицию вам никаких замечаний слушать не приходилось? Акимат с проверками не приходил, например?

Я обычно заостряю внимание на тех моментах, которые волнуют многих. Об этих проблемах трубят со всех сторон, так что, думаю, мое мнение не выглядит каким-то особенным. И я всегда использую открытые факты, их все могут проверить на официальных сайтах того или иного органа. Я живу в этой стране, работаю здесь, плачу налоги, заработную плату и как гражданин имею право высказывать свое мнение. Но, поскольку от меня напрямую ничего не зависит, я не занимаю должность в каком-нибудь министерстве или государственном органе, я могу лишь привлечь внимание к проблеме. Я, как наивный человек, хочу верить, что вдруг чиновник, который отвечает за определенный фронт работы, просто не знает о существовании проблемы, о которой многие говорят. И вдруг его жена или родственники читают меня в соцсетях и передадут ему возмущения народа. Я не с целью хайпа это делаю, просто хочу привлечь внимание к той или иной проблеме. Когда я тегаю ответственный орган, мне обычно отвечают. Значит, диалог с народом все же есть. Например, сейчас взяли на контроль факты домашнего насилия. Уверен, мы видим лишь верхушку айсберга. На самом деле проблема гораздо глубже. Бедные казахские женщины вынуждены терпеть такое отношение к себе. Мне до боли обидно за них. Те, кто не постеснялся обнародовать, уверен, это одна из ста женщин. Домашнее насилие должно приравниваться к статье «покушение на убийство». Ведь здесь под угрозой жизнь человека. И пока у нас процветает токалство, тема харассмента тоже будет замалчиваться.

— Вы по образованию учитель истории. На ваш взгляд, какой поворот в истории наиболее интересный?

Я бы выделил казнь короля Франции Людовика XVI и его супруги Марии-Антуанетты в 1793 году. Это был такой переломный момент в истории. Тогда впервые в мировой истории королевскую семью казнили на площади в Париже. И это был звонок для всего мира. Отсюда и пошел национальный девиз Франции – «Свобода, равенство, братство». Также мне очень интересен момент в истории, когда правила Елизавета I, дочь Анны Болейн. Это был золотой век. Ну и в качестве интересной исторической фигуры могу отметить Ленина. Если бы его не было, история была бы совсем другой. На тот момент Российская империя была одной из величественных экономик мира. И конечно же, 1991 год, когда Казахстан стал независимым государством. У нас не было ни средств, ни возможного плана развития, но мы как-то двигались вперед.

— Какая книга вас впечатлила за последнее время?

Я недавно прочитал книгу «Хватит врать» Филиппа Бессона. Это роман о первой и трагичной любви, о том, каким хрупким может быть счастье. Еще из последних меня впечатлила «Неортодоксальная: скандальный отказ от моих хасидских корней» Деборы Фельдман. После прочтения я увлекся темой хасидов и евреев. По этой книге потом мини-сериал сняли, который вышел на Netflix. Также мне очень нравится Фредерик Бегбедер. Я с ним знаком, мы встречались в Париже, выпивали вместе.

Люди и манекены: интервью с Сакеном Жаксыбаевым

— Что вы посоветуете людям, которым нужно открыть свой самый важный секрет перед семьей и друзьями? «Выйти из шкафа», например.

Есть люди, у которых тараканы в голове устраивают бунт по расписанию. Я не психолог и не могу призывать кого-то к чему-то, но если говорить чисто о моем опыте, то я бы оценивал степень тяжести этого секрета. Если человек понимает, что ему это в тягость и он один с этим не справится, то тогда стоит открыться самому близкому по духу человеку. Но никогда не стоит ничем делиться с людьми, которым это не нужно. А если человек дружит со своими тараканами и тревогами, то, может, и не стоит ничего говорить? Свой личный комфорт все же дороже. Нужно уметь заглядывать в себя. Нужно развивать в себе мышцу силы. Если у вас будет сила воли, сила самообладания, сила стойкости и сила характера, вас никто не ранит. Как известно, мышцы, которые мы не тренируем, быстро атрофируются. А в целом я советую практиковать психотерапию. Походы к психологу – полезная штука.

— Современные дизайнеры из мира моды, которые вас вдохновляют?

Я обожаю Дриса Ван Нотена. Мне нравится его умение работать с цветом, флорал-принтом, как он миксует разные фактуры тканей. Из классики нравится Кристиан Лакруа. И эстетика черно-белого Йоджи Ямамото.


Автор. Harper’s BAZAAR Kazakhstan. Фото. Личный архив героя, пресс-офис марки.

Поделиться: