В современном мире матриархат в чистом виде не существует. Есть лишь некоторые народности, у которых присутствуют отдельные характерные черты матрицентрического общества. Когда зародился матриархат, в чем его отличия от патриархата и в каких уголках планеты найден этот строй, разбираемся в статье.
Что такое матриархат?
«Что установим в доме: матриархат или патриархат?» — спросил шахматист у своей невесты. «А что лучше: мат или пат?» — не растерялась она. Матриархат (от греческого «мать» + «господство») — это тип общественного строя, при котором главенствующая роль в семье и обществе принадлежит женщинам. А мужчины в таком обществе занимают подчиненное положение. Иногда матриархат называют гинекократией или женовластием. Не секрет, что в современном мире большинство стран придерживаются патриархального уклада жизни. Согласно данному устройству, почти все руководящие должности занимают мужчины. Им принадлежит ведущая роль в социальной, политической, экономической и других областях. В свете такой тенденции страны с матриархальным укладом кажутся нам чем-то необычным. Тем не менее на планете остались места, где всем заправляет прекрасная половина человечества.
Происхождение матриархата
Точное время и место возникновения первых матриархальных обществ неизвестно. Однако археологические и антропологические исследования предполагают, что матриархальные элементы могли существовать в различных культурах на протяжении всей истории человечества. Некоторые учёные предполагают, что матриархат мог возникать в ранних аграрных обществах. Там женщины играли ключевую роль при сборе пропитания и ведении домашнего хозяйства, что давало им определённое социальное преимущество перед мужчинами.
Сам термин «матриархат» стал популярным благодаря книге швейцарского этнографа Иоганна Бахофена «Материнское право». В 1861 году он опубликовал первую в истории науки гипотезу о существовании матриархата в древности. Согласно выводам Бахофена, в былые времена право наследования собственности передавалось от матери к дочери. Считается, что примитивные племена не связывали деторождение с половым актом. Долгое время древние люди верили, что женщины обладают самовоспроизводящимся организмом. Им казалось, что дети рождаются подобно тому, как земля «рожает» фрукты и ягоды. Роль отцов была неочевидной — следовательно, передавать имущество по мужской линии было не логично. В связи с чем можно предположить, что женщины обладали основными богатствами. Также это значило, что мужчина становился частью рода, а не наоборот. В результате исследований Бахофен и его коллеги выдвинули теорию, что «материнское право» давало женщинам особое, привилегированное положение в обществе. Им принадлежали значительно более важные социальные статусы, чем мужчинам.
Основные отличия матриархата от патриархата
Главное отличие матриархата от патриархата заключается в роли женщин в обществе. Кроме того, в матриархальных обществах:
- Власть наследуется по материнской линии.
- Женщины занимают центральные позиции в управлении семейными делами и общественной жизни.
- Женщины могут влиять на выбор своих партнёров и управлять семейными финансами.
- Религиозные и духовные обряды часто возглавляются женщинами.
- Культ материнства. Почитается Богиня-мать, рожавшие женщины занимают привилегированное положение в обществе.
- Многомужество. Сексуальное поведение женщин не регулируется. Они могут самостоятельно выбирать партнера, иметь несколько мужей (или вовсе не выходить замуж), множество связей. Также женщина может подать на развод.
Когда и почему общество перешло к патриархату?
Переход от матриархата к патриархату совпал с переходом людей от собирательства к земледелию. Древние племена постепенно поняли, что для хорошего урожая недостаточно поливать и удобрять почву. Немаловажно подготовить семена и посадить их. Так общество установило причинно-следственную связь между бросанием семени («отцовским началом») и развитием растения. Помимо этого, роль мужчины в процессе оплодотворения стала очевидной.
С течением времени отцовское начало стало восприниматься как главенствующее. Ведь от того, какое именно семя бросить в землю, зависит, какое растение вырастет в итоге. Аналогично и с отцовством. В отличие от материнства, без полного контроля и постоянного наблюдения первобытный мужчина не мог быть убежден, что партнерша родила именно от него. Отсюда возникла необходимость в регулировании сексуального поведения женщин. Согласно этой гипотезе патриархат установился порядка 12 тыс. лет назад.
Неверная трактовка древнего матриархата
Многие сторонники концепции древнего матриархата считают, что он был аналогичен нынешней патриархальной культуре. Дескать единственной разницей было то, что во главе стояла женщина, а не мужчина. Но по мнению других ученых-исследователей, древний матриархат мог быть более равноправным, чем патриархат. И предполагал партнерские отношения между женщинами и мужчинами. Однако они были разрушены с появлением «технологий войны», укоренившей превосходство грубой силы.
Современные исследования отчасти подтверждают эту точку зрения. Их результаты показывают, что женщины на лидерских позициях склонны вести себя более демократично и проявлять заботу о подчиненных. Тогда как мужчины-лидеры чаще выбирают авторитарный стиль управления. Это связано с нашей разницей в эмоциональном интеллекте, мышлении и многом другом.
Страны, где сегодня царит матриархат
Безусловно, в современном мире чистые формы матриархата редки. Однако элементы матриархального устройства можно обнаружить в некоторых культурах. Это позволяет нам изучать их влияние на современное общество.
Туареги (Северная Африка)
Начнем с одних из самых удивительных племен современности. Туареги — это этническая группа берберов (коренных жителей Северной Африки, придерживающихся ислама). У них нет собственной территории. Они кочуют по землям нескольких стран Северной Африки, включая Мали и Алжир, а также по пустыне Сахара. Отважные, сильные и выносливые, туареги придерживаются матриархального строя. Мужчины тут носят специальные повязки на голову и никогда не открывают лица. Лишь во время приема пищи, в присутствии своей жены или любовницы, он может приоткрыть его нижнюю часть.
Зато женщины-туареги имеют много прав, свободы и преимуществ. Им не нужно закрывать лица на публике. А перед тем как выйти замуж, девушка может иметь близость с разными кавалерами, если она того захочет. Это не осуждается социумом. Кого выбрать себе в спутники жизни — тоже выбирает дама. Женатый мужчина обязан хранить верность супруге. От женщины такого не требуют. Жены могут инициировать развод и выставить мужа из дома. А еще в честь развода у них принято устравать праздник. Ведь в полку невест прибыло. Развод не становится клеймом для женщины. И она с легкостью может выйти замуж повторно, если того пожелает. Кроме того, именно по материнской линии передаются социальный статус, домашний скот и имущество. Часто единственное, что остается у мужчины после расставания с супругой — это верблюд.
Гималаи (Индия, Непал, Бутан и Китай)
Практика многомужества, когда в семье одна жена и несколько мужчин, издавна существует в ряде отдаленных гималайских поселков на территории северной Индии, Непала, Бутана и Китая. Однако современная цивилизация, в которой все же царит патриархат, постепенно добирается и в эти отдаленные места. Семей с мужскими гаремами становится все меньше.
Мосуо (Китай)
На юго-западе Китая, у подножия Гималаев в провинции Юньнань, живет народ мосуо. Эта народность часто упоминается, как образец матриархального общества. Население мосуо насчитывает около 50 тысяч человек. Здесь женщины занимают ключевые позиции в семье и общине, управляют домохозяйствами и распределяют семейное имущество. Особенностью культуры мосуо является практика «ходячих браков». Согласно этой концепции, мужчина проводит ночь у женщины, однако утром возвращается в дом к своей матери, где и проживает основную часть жизни. Власть женщины распространяется среди мосу настолько, что они живут, практически вообще не имея семей в традиционном смысле этого слова. Просто любая взрослая женщина мосу в зависимости от своего желания и темперамента может позвать в свой дом любого мужчину, который ей понравится. И он не имеет права отказать. Зачатые в таком «браке» дети, как правило, остаются жить с родственниками матери.
Минангкабау (Индонезия)
В Западной Суматре, в Индонезии проживает народ минангкабау. Он насчитвает около 4 миллионов человек. Это крупнейшее матрилинейное общество в мире, где наследство и земля передаются через материнскую линию. Женщины играют центральную роль в семейных и общественных делах. Хотя формальные лидеры, известные как «датуки», обычно мужчины. Эта особенность делает минангкабау не полностью матриархальным, но определённо матрилинейным обществом. Согласно традиции, мальчиков народности минангкабау по достижении возраста 7 лет отправляют учиться в религиозные школы. После окончания училища юноши должны уехать из родных мест. Вернуться на родину они смогут только найдя необходимый жизненный опыт и достаточно денег для создания семьи. Без мужчин, зарабатывающих на стороне, женщины минангкабау вынуждены заниматься повседневными делами самостоятельно.
Бриджитинские острова (Гана)
В Гане, на Бриджитинских островах, обитает малочисленное сообщество, где женщины традиционно играют ведущую роль в управлении. Женщины занимаются распределением земельных участков и принимают важные общественные решения. Этот пример менее известен, но он иллюстрирует сохранение матриархальных элементов в африканских культурах.
Алеппо (Сирия)
В городе Алеппо в Сирии существовала уникальная община суфийских мистиков, которая была организована вокруг ведущих женских фигур. Женщины играли ключевую роль в духовной жизни общины, что является редкостью для большинства исламских сообществ. Эта практика была особенно заметна до начала гражданской войны в Сирии.
Мегхалая (Индия)
Несмотря на то, что в индуизме основные бразды правления принадлежат мужчинам, в индийском штате Мегхалая все совсем наоборот. Авторитет женщины здесь распространяется на все сферы местной жизни. Только представительницы прекрасной половины являются главами племен и своих семей. Женщины распоряжаются финансами, дают детям имена и фамилии, сами решают, что нужно делать мужчинам для поддержания жизнедеятельности всех племен. Примечательно, что местным мужчинам такое положение уже порядком надоело. В результате они даже создали несколько мужских правозащитных организаций.
Впрочем, назвать все эти народности полноценными матриархатами нельзя. Это, скорее, матрилинейные общества с нестандартным распределением гендерных ролей.
Заключение
Как видите, хотя чистые матриархаты ныне редки, многие общества имеют элементы матрилинейности или женского доминирования в определённых социальных аспектах. Эти примеры показывают, как культурные, экономические и исторические обстоятельства формируют различные модели власти и социальной организации. Они также наглядно демонстрируют жизнеспособность общества, где женщины могут играть центральную или даже доминирующую роль.
Автор. Адель Жусупова. Источник заглавного и остальных фото. Midjourney.