Контрибьютор BAZAAR Kazakhstan Нина Коваленко — о том, что такое NFT, какие есть виды мошенничества в этой сфере и кто в NFT-сообществе несет ответственность за успешность ваших вложений.
Пожалуй, самое «горячее» слово прошлого года – NFT. Живя между Лондоном и Парижем, я могу с абсолютной уверенностью сказать, что в Европе разговоры на эту тему можно было подслушать практически за каждым вторым столиком всех самых модных заведений. В 2021 году глобальный NFT-рынок вырос с $100 млн. до $40 млрд. Для сравнения, по итогам года UBS и Art Basel оценили мировой рынок традиционного искусства в $50 млрд. Такой стремительный рост просто не может не привлечь к себе внимания. Некоторые из нас уже успели приобрести свой первый NFT. Однако я уверена, что большинство все еще присматривается и не торопится сделать свою первую инвестицию в цифровое искусство, мир NFT до сих пор многим кажется чем-то сложным, далеким и непонятным. Ниже я расскажу, как устроены NFT-проекты и на что стоит обратить внимание перед покупкой цифрового искусства. Возможно, что именно после прочтения данного материала вы все-таки решитесь приобрести свой первый NFT.
Аббревиатура NFT расшифровывается как Non-fungible token – невзаимозаменяемый или уникальный токен. Простыми словами это цифровой сертификат, который подтверждает уникальность предмета и владение им тем или иным лицом. NFT может быть использован в различных индустриях, в том числе в моде, музыке и даже недвижимости, но чаще всего эта технология ассоциируется с миром искусства.
Первые NFT начали появляться еще в 2017 году. Сейчас такие проекты можно по праву называть «винтажными», так как они стояли у истоков зарождения индустрии. Тогда эта ниша была интересна лишь совсем ранним крипто-энтузиастам. «Золотая лихорадка NFT» и массовая популяризация данной технологии началась в марте прошлого года с большого события в мире искусства, о котором написало практические каждое медийное издание, – американский художник Beeple продал NFT за $69 миллионов на аукционе Christie’s. Многие не могли поверить, что кто-то готов заплатить такие деньги за цифровое искусство.
Вслед за этой сенсацией стремительно начали набирать свою популярность, а соответственно, и увеличиваться в стоимости, те самые «винтажные» NFT-проекты. Например, CryptoPunks и Bored Ape Yacht Club (BAYC).
Все чаще встречались заголовки о том, что кто-то приобрел изображение обезьянки BAYC или пиксельного человечка CryptoPunks за миллионы долларов. Логично было бы подумать, что мир сошел с ума. Но как оказалось, NFT – это не «просто JPEG», и все-таки есть в этом какая-то логика. Существуют два основных фактора, которые определяют успех и стоимость любого NFT-проекта, – COMMUNITY и UTILITY.
Community
Сообщество
Каждый NFT-проект, если это не единичный «дроп» от индивидуального художника, состоит из лимитированного количества уникальных изображений (чаще всего в проекте можно насчитать от 5.000 до 10.000 NFT) и представляет собой сообщество с определёнными интересами, ценностями и вектором направления. Другими словами, покупая тот или иной NFT, вы приобретаете «членство» в закрытом клубе. Чем круче ваш коммьюнити и чем выше к нему интерес, тем дороже будет входной билет. Именно поэтому одним из самых дорогих и успешных проектов в NFT считается BAYC, минимальная стоимость которого на сегодняшний день составляет 88.88ETH (примерно $222 тыс. по курсу 1ETH=$2500). Команда BAYC изначально была ориентирована на построение сильного сообщества. Они проводили много онлайн и оффлайн-мероприятий для сплочения коммьюнити, которые в итоге привлекли внимание не только широкой публики, но также и селебрити. Сегодня членами BAYC являются такие звезды, как Джастин Бибер, Snoop Dogg, Неймар, Пэрис Хилтон и Эминем. Список «звездных» членов BAYC регулярно пополняется, а вместе с ним растет и стоимость проекта. На данный момент существует огромное количество NFT-проектов и каждый из них выбирает для себя определённую нишу: кто-то ориентируется на digital-моду, другие — на благотворительность, спорт, феминизм, инвестиции и т.д. Ваша задача – найти проекты, близкие вам по духу, и убедиться, что за ними стоит сплочённое сообщество, потому что именно этот фактор определит уровень успеха проекта в долгосрочной перспективе.
Utility
Польза
За последний год мир NFT превратился в полноценную индустрию. Сегодня NFT-проекты состоят не только из одного художника, а из большой команды маркетологов и менеджеров, которые тщательно разрабатывают для своего покупателя концепцию и бизнес-план. NFT-проекты – это своего рода crowdfunding нового поколения, в котором вы выступаете в роли инвестора. Некоторые проекты пытаются создать онлайн-игры, в которых члены коммьюнити смогут использовать свои NFT как героев игры, другие создают метавселенные, третьи собирают средства на то, чтобы построить реальный бизнес в реальной жизни. Примеров целей, которые преследуют разные создатели NFT-проектов, бесконечное множество. Вам как инвестору стоит детально изучить Roadmap (пошаговый план достижения поставленных целей) проекта перед тем, как присоединиться к нему. Также очень важно убедиться в компетентности команды создателей, так как именно они являются гарантами выполнения всех поставленных KPI. Utility, что в переводе означает «польза», наполняет смыслом любой NFT-проект и саму технологию в целом.
Осторожно, скам!
Рынок цифрового искусства – молодой рынок, который никем не регулируется в данный момент. Благодаря технологии блокчейна любой из нас сегодня, не раскрывая своей личности и персональных данных, может создать NFT-проект на скорую руку, собрать средства на крипто-кошелек и исчезнуть. Именно поэтому важно подходить основательно к любой NFT-покупке. Twitter и Discord являются основными социальными платформами для NFT-энтузиастов. В Twitter вы можете наблюдать за последними новостями индустрии и отслеживать появление новых проектов. В Discord каждый проект создает свое личное пространство, в котором вы можете напрямую поддерживать связь с сообществом. Не поленитесь и посвятите свое время общению с коммьюнити, сбору информации об основателях и анализу достоверности предоставленных данных. Не ведитесь на хайп, так как на рынке много спекулянтов, которые «пампят и дампят» проекты, и не открывайте никакие ссылки в личных сообщениях от неизвестных аккаунтов в Twitter и Discord. Кликабельные ссылки от фейковых аккаунтов — самый популярный способ мошенничества. Нажав на ссылку, вы можете предоставить доступ к своему криптокошельку мошенникам, которые могут легко перевести средства и активы на свои криптокошельки. Вернуть что-либо будет невозможно. Всегда оставайтесь бдительными и работайте только с официальными ссылками. Ни один проект или его основатель никогда не будут присылать вам какие-либо предложения в личных сообщениях.
Вокабуляр NFT-сообщества
В NFT-тусовке существует свой сленг, сокращения и скрытые смыслы. Я подготовила для вас список самых популярных выражений и слов, c которыми вам следует ознакомиться для того, чтобы говорить на одном языке с NFT-энтузиастами в социальных сетях и реальной жизни.
DYOR (Do Your Own Research)
«Делай сам свой ресерч»
В крипто и NFT каждый сам несет ответственность за свои решения, именно поэтому вы не должны слепо прислушиваться к рекомендациям блогеров или друзей. Каждый обязан делать свой самостоятельный анализ рынка/проекта и осознавать все риски, связанные с тем или иным действием.
NGMI (Never Gonna Make It)
«Никогда не сможет»
Аббревиатура, которая несет негативный характер. Обычно используется по отношению к некачественным проектам, которые «никогда не смогут» достичь своих целей.
WAGMI (We All Gonna Make It)
«У нас все получится»
Аббревитаура с позитивным посылом, обычно используется, если кто-то очень верит в проект и радуется его успехам.
Ser (Sir)
«Сэр»
Уважительное обращение к незнакомцу в web3-сообществе.
Fren (Friend)
«Друг»
Уважительное обращение к незнакомцу в web3-сообществе. Часто члены одного проекта нежно называют друг друга «fren».
GM (Good Morning)
«Доброе утро»
Любимое приветствие web3-сообщества. Не удивляйтесь получению большого количества реакций и приветствий, если вы напишете GM в Discord или в Twitter (при этом совсем неважно, какое время суток за окном).
FUD (Fear. Uncertainty. Doubt)
«Страх. Неопределённость. Сомнение»
Аббревиатура, которая часто используется в ситуации, когда происходит конфликт между сообществом и командой создателей NFT-проекта, соответственно, внутри проекта рождаются «страх, неопределённость и сомнение».
HODL (Hold On for Dear Life)
«Держать из последних сил»
Описывает ситуацию, когда стоимость проекта резко падает, многие начинают в панике продавать свои активы, и в проекте остаются самые лояльные члены сообщества, которые «держатся из последних сил».
Diamond hand
«Бриллиантовая рука»
Относится к членам сообщества, которые не продают свои NFT и не спекулируют активами во время медвежьего рынка.
Gas
«Газ»
Комиссия, которую вы должны оплатить во время покупки NFT. Соответственно, чем выше «газ», тем невыгоднее покупать NFT или производить какие-либо транзакции на блокчейне в данный момент.
Probably nothing
«Пожалуй, ничего»
Выражение, которое используется саркастически и на самом деле означает «probably something», что переводится как «пожалуй, это что-то». Обычно используется, чтобы подчеркнуть масштаб какой-то важной новости.
LFG (Let’s F*cking Go)
«Погнали»
Аббревиатура, которая выражает радость и волнение по поводу проекта или какой-то позитивной новости.
Rug (Rug pull)
«Выбивать почву из-под ног»
Выражение, которое описывает ситуацию, когда основатели проекта оказываются мошенниками и бросают свое сообщество после сбора средств.
To the moon
«До луны»
Выражение, которое используют, чтобы показать свою веру в то, что цена проекта взлетит «до луны».
Автор. Harper’s BAZAAR Kazakhstan. Фото. Christies’s, Shutterstock.com.